Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
Стабильность экономического и социального положения граждан, способность их обеспечивать условия своего собственного воспроизведения в расширенном масштабе характеризуется такой категорией, как "социальная стойкость".
Социальная стойкость общества обеспечивается с помощью механизма социального регулирования, которое включает в себя совокупность приемов, способов, методов и организационных форм отношений.
Государство и рыночные структуры имеют свои сферы социального регулирования, тем не менее, существуют области, где их социальная ответственность пересекается. Государство создает систему социальных гарантий, поддерживает малый бизнес, обеспечивает правовую базу социальной рыночной экономики через защиту прав собственности и предпринимательства, делает авансы конкуренцию в форме защиты прав потребителей.
Рыночная сфера социального регулирования предполагает активизацию деятельности таких субъектов, как бизнес и сам человек через нахождение разных способов получить доходы. А вот финансирование социальной сферы осуществляется как государством, так и рыночными структурами через программы страхования.
В настоящее время приобретает особую актуальность одна из мировых тенденций взаимодействия государства с частным бизнесом - взаимодействия, направленного на объединение форм государственного и негосударственного социального регулирования. Речь идет о развитии механизма социального партнерства.
Курс на создание рыночной основы экономики с многообразием форм экономической деятельности приводит к выводу о необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов, достижения которых является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем. Таким образом, социальное партнерство становится неотъемлемой частью сферы труда.
Цель данной работы - охарактеризовать социальное партнерство в сфере трудового законодательства, рассмотреть формы социального партнерства.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие «социальное партнерство» в трудовом праве
2) рассмотреть основные принципы социального партнерства;
3) выявить значение социального партнерства в сфере труда;
4) определить характерные черты форм социального партнерства в РФ.
В данной работе рассматривается понятие социального партнерства, теоретические основы социального партнерства, а также формы, и система социального партнерства в РФ
Глава 1. Общие положения о социальном партнерстве в сфере труда
1.1 Правовые основы в сфере социального партнерства
С правовой точки зрения социальное партнерство - это согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования. Правовое обеспечение социального партнерства в организациях находится в процессе становления. Рассмотрим его характерные особенности.
Развитие федерального законодательства, как общего, так и отраслевого, обозначившего правовое поле для социального партнерства в организациях.
В Конституции Российской Федерации провозглашаются принципы социального партнерства, определены основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41,42,114).
Трудовой кодекс Российской Федерации содержит раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. 23-55). В нем социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работниками (представителями работников) работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений. В ФЗ от 12.01.1996 №10 - ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности», ФЗ от 27.11.2002 № 156 - ФЗ (ред. от 01.12.2007) «Об объединениях работодателей», Законе РФ от 11.03.1992 № 2490-1 (ред. от 29.06.2004) «О коллективных договорах и соглашениях» обозначены формы, методы и механизмы правового регулирования социального партнерства на договорной основе.
Становление регионального законодательства, определяющего региональные особенности и практику сотрудничества организаций субъектов РФ. В субъектах РФ принимаются законы о социальном партнерстве включаются соответствующие разделы, регулирующие обеспечение социальной защиты и социальных гарантий работникам
Формирование правового механизма социального партнерства в конкретном учреждении, разрабатывающем и принимающем локальные нормативные акты, нормативные договоры и соглашения, заключаемые на основе взаимных консультаций, переговоров и договоренностей между сторонами.
Действующее федеральное и региональное законодательство полностью не регулируют все направления социального партнерства. Решение многих вопросов в современных условиях переносится на локальный уровень. В связи с этим происходит переосмысление значения локальных нормативных актов, нормативных договоров и соглашений в регулировании разнообразных правоотношений в деятельности организаций, возрастания их роли и значения для функционирования организации, поддержания ее в состоянии, способствующем выполнению основных социально-экономических и культурных функций.
Процесс юридического регулирования социального партнерства организаций на основе локальных нормативных актов и нормативных договоров носит комплексный, междисциплинарный характер.
Локальные нормативные акты - это нормативные предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение, принятые на уровне конкретного учреждения или организации, содержащие нормы права, направленные на урегулирование определенных общественных отношений.
Локальные нормативные акты - один из видов корпоративных документов, акты внутреннего управления. Действие локального нормативного акта определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего, в данном случае на локальную территорию организации. В то же время локальные нормативные акты являются составной частью нормативных актов, содержащих нормы гражданского, информационного, и другого законодательства.
Они принимаются в целях конкретизации правил, установленных правовыми актами вышестоящих уровней, например, положений, приказов, инструкций Министерства культуры РФ, Министерства финансов РФ и других министерств и ведомств, решений и постановлений местных органов государственной власти или местных органов государственного управления применительно к условиям деятельности конкретной организации. Каждая организация создает локальные нормативные акты, базируясь на федеральных законах, законах субъектов РФ, подзаконных актах министерств и ведомств.
Наиболее распространены следующие локальные нормативные акты организаций: устав, положение, правила, должностные инструкции и другое
Локальные нормативные акты, нормативные договоры и соглашения играют исключительно важную роль как инструменты правового регулирования социального партнерства организаций. Они способствуют организации и управлению, создают условия для рационализации юридической деятельности и оптимизации процесса правового упорядочения организационных правоотношений.
1.2 Социальное партнерство: понятие, стороны, система и формы
Коллективные договоры и социально-партнерские соглашения в России появились в самом начале XX в., но правовое урегулирование впервые получили лишь в Кодексе законов о труде 1918 года и Положении о порядке утверждения коллективных договоров 1918 года.
Социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, является компромиссом их интересов, т. е. оно означает переход «от конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству».
В России социальное партнерство на более высоком уровне, чем организация, стало впервые регулироваться правом с 1992 года. Основным нормативным актом стал Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г., который по-новому урегулировал порядок заключения коллективных договоров. В нем впервые в российском законодательстве употребляются термины «социальное партнерство» и «коллективные переговоры», хотя в мире они появились еще в период Первой мировой войны 1914--1918 гг., а в международных актах МОТ закреплены после Второй мировой войны.
До принятия Закона РФ 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» этот термин был использован в ныне утратившем силу Указе Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 г. Указ в целях создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений ввел в практику ежегодное заключение генеральных и отраслевых соглашений между тремя социальными партнерами: соответствующими объединениями профсоюзов, работодателей и органами исполнительной власти.
Но более подробно социально-партнерские отношения по заключению соглашений и уже на пяти уровнях урегулировал Закон «О коллективных договорах и соглашениях».
Значение этого Закона РФ в том, что он:
- впервые в истории трудового права России урегулировал порядок ведения коллективных переговоров и социально-партнерские отношения на более высоких, чем производство, пяти уровнях;
- установил правовые основы и принципы разработки, заключения и действия коллективных договоров и соглашений;
- расширил коллективно-договорное и социально-партнерско-договорное регулирование условий труда и социально-экономических вопросов труда и быта трудящихся;
- дал легальные понятия коллективного договора и социально-партнерского соглашения, установил виды и содержание таких соглашений, их социальные гарантии;
- установил соотношение трудового законодательства, социально-партнерских соглашений, коллективных и трудовых договоров;
- по-новому закрепил, где и как заключаются коллективные договоры, расширив их сферу и предоставив право трудовому коллективу самому решать -- заключать или нет Коллективный договор;
- предусмотрел порядок разрешения разногласий, возможных в ходе коллективных переговоров;
- установил ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах и за невыполнение коллективных договоров и соглашений.
Таким образом, этот Закон впервые ввел в предмет трудового права коллективные переговоры и социально-партнерские отношения и подробно их урегулировал. С учетом новых социально-экономических условий он также урегулировал коллективный договор.
Организации имеют право самостоятельно по коллективному договору устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников тех организаций, которые обслуживают трудовой коллектив, но не входят в состав организации. Все это может быть закреплено в коллективном договоре или специальном соглашении.
Коллектив организации независимо от ее организационно-правовой формы решает вопрос о необходимости заключения с работодателем коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект. Данное положение детализировано в Законе «О коллективных договорах и соглашениях».
С точки зрения направленности социального партнерства следовало бы его понятие дополнить словами: «интересы государства, общества», так как они тоже заинтересованы в стабильном экономическом и социальном развитии. Согласованные интересы работников и работодателей не должны противоречить трудовому законодательству. Социальное партнерство расширяет метод договорного диспозитивного регулирования труда, сочетая его с законодательным.
Так в соответствии со ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В соответствии со ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей, а также органы государственной власти.
Стороны трудовых отношений (ст. 20 ТК РФ) одновременно выступают и как стороны (участники) социального партнерства. Однако в социальном партнерстве работники и работодатели осуществляют свои права и исполняют обязанности по обеспечению согласования взаимных интересов, как правило, не напрямую, а опосредованно через своих представителей (гл. 4 ТК РФ).
К числу постоянных социальных партнеров следует отнести также органы государственной власти (органы представительной и исполнительной власти) и органы местного самоуправления, когда они выступают в качестве работодателей. Исходя из многосторонности взаимоотношений по социальному партнерству, указанные федеральные и региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе выступать в качестве привлеченных социальных партнеров, что определено ч. 2 ст. 23 ТК РФ. При этом они ими являются, когда: уполномочены работодателями или законодательством на представительство их интересов; в других случаях, предусмотренных федеральными законами.