Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
- Право осужденных на личную безопасность. Свобода совести и свобода вероисповедания осужденных.
При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.
Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.
- Обращения осужденных и порядок их рассмотрения (предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных). Правовые гарантии и обеспечение исполнения осужденными обязанностей, реализация их прав и законных интересов в процессе отбывания наказания.
1. Осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.
2. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни могут быть изложены в устной и письменной формах.
3. Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно.
4. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
5. Предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия.
6. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.
Стремясь повысить гарантии законности и соблюдения прав осужденных, законодатель впервые в истории пенитенциарного законодательства закрепил их право на обжалование в суд решений комиссии исправительного учреждения о переводе в строгие условия отбывания в исправительной и воспитательной колонии или на строгий вид режима в тюрьме (ст. 87 УИК РФ). Одновременно высказываются сомнения относительно практической значимости данной новеллы, поскольку подача жалобы в суд не приостанавливает решения комиссии (ч. 5 ст. 15 УИК РФ), а суды, как известно, исключительно загружены. Очевидно, что рассмотрение в суде такой жалобы осужденного займет довольно длительное время, по истечении которого может быть исчерпан и сам конфликт.
Гарантии личной безопасности осужденных при отбывании уголовных наказаний закреплены и в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который вменяет в обязанность сотрудникам исправительных учреждений:
-
- защиту человеческого достоинства и прав человека по отношению ко всем лицам, в том числе к осужденным (ст. 2);
- обеспечение охраны здоровья правонарушителей (ст. 6).
В зависимости от природы мер обеспечения личной безопасности осужденного они регулируются нормами различных отраслей права. В механизме правового регулирования процесса обеспечения личной безопасности осужденного выделяются следующие основные группы организационно-правовых мер и гарантий личной безопасности:
-
- конституционные гарантии безопасности осужденного, закрепляющие основные права человека (ст. 20-23 Конституции РФ) и систему гарантий прав и свобод человека (ст. 2, 45, 46 Конституции РФ). В соответствии с Конституцией безопасность личности осужденного следует рассматривать как единое звено правового положения личности в общественной системе; лицо, лишенное свободы в установленном законом порядке, не утрачивает права на неприкосновенность личности и не остается за пределами действия конституционных норм, касающихся защиты прав и законных интересов граждан; оно имеет право на защиту неприкосновенности своей личности от неправомерных посягательств при отбывании наказания в виде лишения свободы;
- нормы трудового права, закрепляющие гарантии и меры обеспечения безопасности осужденного в процессе его трудовой деятельности в учреждениях, исполняющих наказания;
- уголовно-правовые меры обеспечения личной безопасности осужденного (в ст. 7 УК РФ определено, что уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека, включая каждого осужденного; центральным звеном уголовно-правовых мер обеспечения личной безопасности осужденного являются нормы, устанавливающие уголовную ответственность за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство человека (ст. 105, 107-119; 128-134 и др.), а также нормы, предусматривающие уголовную ответственность за некоторые иные преступления, нарушающие безопасность осужденного в исправительном учреждении, например, ст. 206, 212, 285, 286, 293, 321 УК РФ);
- уголовно-исполнительные меры обеспечения личной безопасности осужденного. Регулирование безопасности личности осужденного в рамках уголовно-исполнительного права в настоящее время во многом соответствует требованиям международных стандартов в этой области.
Систему режимных гарантий, условий и средств, обеспечивающих исполнение осужденными обязанностей, а также их права и интересы, составляют:
-
- общие социально-правовые гарантии;
- средства организационного характера;
- правовые процедуры реализации прав осужденных;
- психолого-педагогические условия;
- микросоциальные условия;
- меры предупреждения, пресечения и ответственности.
Общие социально-правовые гарантии включают:
-
- наличие эффективной правовой системы исполнения наказаний;
- соблюдение законности и правопорядка в УИС;
- наличие правовой культуры персонала, применение международных норм и договоров в УИС и т.п.
К средствам организационного характера относятся:
-
- научно обоснованные классификация и распределение осужденных, надлежащее взаимодействие и слаженность между отделами и службами, обеспечивающими режим;
- эффективное управление отрядной системой и т.п.
Правовые процедуры реализации прав осужденных — это определение порядка саморегуляции их правомерного поведения (приобретение продуктов питания, проведение свиданий и пр.).
Создание психолого-педагогических условий связано с действием в исправительных учреждениях примата убеждения над принуждением.
Микросоциальные условия предусматривают:
-
- создание нормальных жилых условий для осужденных;
- соблюдение ими личной гигиены;
- обеспечение питанием, одеждой, обувью;
- организация занятий физкультурой и спортом;
- качественное медицинское обслуживание осужденных.
Эффективное применение мер предупреждения (например, разобщение некоторых категорий осужденных друг от друга), мер пресечения (задержание лица, попытавшегося проникнуть на территорию учреждения, и т. д.), а также мер ответственности персонала за нарушения прав осужденных (привлечение к ответственности начальника отряда за грубое обращение с осужденным и др.) способствует как реализации прав осужденных, так и удержанию представителей администрации от грубости и произвола по отношению к осужденным, злоупотребления служебным положением и других правонарушений.