Файл: Исполнение уголовных наказаний. Характеристика основных средств исправления осужденных в исправительных учреждениях.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 4
Исполнение наказания - обязанность соответствующих учреждений и органов в своей деятельности реализовывать весь комплекс правоограничений, предусмотренных конкретным видом наказания, обеспечить осуществление предоставляемых осужденным прав и выполнение ими возложенных на них обязанностей в течение всего срока, установленного в приговоре суда.
В юридической литературе указываются следующие признаки уголовного наказания: – наказание – это мера принуждения;
– наказание выражает отрицательную оценку преступника и его деяния государством или наказание выражает негативную оценку преступника и его деяния со стороны государства и общества;
– наказание – это мера государственного принуждения, имеет исключительно государственный характер – исходит от государства;
– наказание – это мера государственного принуждения, установленная законом, применяемая только к лицам, совершившим преступления, или наказание назначается лишь за деяние, предусмотренное уголовным законом как преступление.
Ст. 7 УИК РФ устанавливает, что основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются:
- приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также
- акт помилования или акт об амнистии.
Сущность и содержание наказания при его исполнении, объем применяемых к осужденным правоограничений и принудительных мер, полномочия администрации учреждений по их осуществлению реализуются в режиме, который согласно ч. 2 ст. 9 и ч. 1 ст. 82 УИК РФ рассматривается как установленный порядок исполнения и отбывания наказания, и который в общем случае включает:
- изоляцию от общества;
- карательное воздействие.
Режим исполнения и отбывания наказания многофункционален по своей направленности:
- выступает в качестве одного из основных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9),
- создает одновременно условия для применения других средств их исправления (ч. 2 ст. 82).
Применительно к наказанию определенного вида режим приобретает конкретное содержание, которое определяется его спецификой. Наиболее полно и всесторонне правила режима реализуются при исполнении наказаний, связанных с изоляцией от общества: в арестных домах, дисциплинарных воинских частях, исправительных учреждениях. Они регламентируют весь образ жизни осужденных как в нерабочее время, так и в процессе трудовой деятельности, охватывают все сферы их жизнедеятельности, которые находятся под контролем администрации органов, исполняющих эти наказания.
Принудительное воздействие носит комплексный характер и реализуется путем применения к осужденным всей совокупности ограничений, установленных условиями отбывания конкретного наказания.
2. Понятие отбывания наказания
Отбывание наказания-контроль за исполнением судебных решений в отношении граждан, совершивших административное или уголовно-наказуемое деяние.
3. Исправление осужденных как одна из основных целей уголовно-исполнительного законодательства
В качестве одной из основных целей применения уголовного наказания новое уголовное и уголовно-исполнительное законодательство называет исправление осужденного.
В прежнем законодательстве для оценки личности осужденного и результатов применения к нему наказания использовались два термина - «исправление» и «перевоспитание». Обычно в литературе под исправлением осужденного понималась степень преодоления дефектов в его сознании, превращения его в безопасного для общества человека.
Перевоспитание трактовалось как формирование в процессе отбывания наказания высокосознательной личности. В практической деятельности судов, органов и учреждений, исполняющих наказание, такое разделение носило формальный характер. Свидетельством тому являлись отчеты указанных органов об этом направлении деятельности. Поэтому в начале 90-х гг. на практике и в теории отказались от термина «перевоспитание». Более того, в отличие от прежнего исправительно-трудового законодательства, уголовно-исполнительный кодекс использует один термин и дает нормативное определение понятия «исправление осужденных». Согласно ч. 1 ст. 9 УИК РФ «исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения».
Необходимо отметить, что позитивным моментом нового уголовно-исполнительного законодательства является не только то, что оно дает нормативное определения понятия «исправление», но и то, что оно деполитизировало процесс исправления, конкретизировало его осуществление.
Исправительное воздействие на осужденного представляет собой вид воспитательного процесса. Он включает в себя комплекс разнообразных средств и методов их применения, основанием применения которых служат либо приговор суда, вступивший в законную силу, либо изменяющее его определение или постановление после их вступления в законную силу (ст. 7 УИК).
Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 2 ст. 9) в качестве основных средств исправления осужденных определил следующие: режим (установленный порядок исполнения и отбывания наказания); воспитательная работа; общественно-полезный труд; получение общего образования; профессиональная подготовка; общественное воздействие.
Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений; личности осужденных и их поведения.
Набор средств исправления зависит прежде всего от вида наказания. В полном объеме эти средства применяются только при исполнении лишения свободы. Но даже в рамках одного вида наказания набор и содержательная сторона этих средств различны.
Поведение осужденного также влияет на объем и характер применяемых к нему форм и средств исправительного воздействия, в том числе - на изменение режима отбывания наказания и условий содержания осужденного (ст. 122, 123 и др. УИК). В данном случае речь идет о принципах уголовно-исполнительного законодательства: о дифференциации и индивидуализации наказаний, рациональном применении мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения.
4. Понятие исправления осужденных и исправительного воздействия
Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Исправление осужденного - это постоянное, непрерывное воздействие на его личность средствами, заложенными как в самом уголовном наказании, так и соединенными с ним.
Исправление рассматривается как процесс изменения личности осужденного, который происходит под воздействием как внешних (объективных), так и внутренних (субъективных) условий ее развития. Внешнее влияние оказывают сотрудники учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, представители иных государственных и общественных структур, родственники и близкие лиц, отбывающих уголовные наказания, а также другие осужденные. Все они участвуют в процессе нравственного, правового, трудового, эстетического, интеллектуального и физического развития личности осужденного. Именно такая деятельность и охватывается термином "исправительное воздействие".
5. Характеристика основных средств исправления осужденных. Применение к осужденным средств исправления
Основными средствами исправления осужденных являются:
-
- установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим),
- воспитательная работа,
- общественно полезный труд,
- получение общего образования,
- профессиональное обучение,
- общественное воздействие.
Средства исправления осужденных применяются с учетом
-
- вида наказания,
- характера и степени общественной опасности совершенного преступления,
- личности осужденных и их поведения.
Установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим)
Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ст. 82 УИК РФ).
Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.
В психологическом отношении он представляет собой организацию всей жизни и деятельности осужденных в строгом соответствии с требованиями законов и подзаконных актов. Организация жизни и деятельности оказывает определенное воспитательное воздействие на человека, формируя у него должный стереотип поведения, необходимые привычки и качества личности.
С точки зрения психологии, режим - это долговременный регулятор, который лишает человека определенных благ, ограничивает удовлетворение практически всех базисных физиологических и социальных потребностей. Неудовлетворение этих потребностей неизбежно вызывает как физические, так и нравственные страдания. Ограничивая круг потребностей, режим воздействует на эмоции и волю осужденного, вызывает отрицательные психические состояния, способные удерживать его от совершения новых преступлений.
Режим выполняет три взаимосвязанные функции:
-
- карательную;
- воспитывающую;
- обеспечивающую.
Воспитательная работа
Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы определена в ст. 109 УИК РФ.
Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.
Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных.
Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.
В уголовно-исполнительном законе содержатся два принципиально важных положения:
-
- участие осужденных в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, что стимулирует их положительное поведение, результатом которого может быть применение мер поощрения вплоть до условно-досрочного освобождения;
- воспитательная работа должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей личности, характера и обстоятельств совершенных преступлений.
Воспитательная работа организуется администрацией исправительных учреждений на основе детальных планов, учебно-педагогических рекомендаций и иных документов, разрабатываемых в соответствующих структурах уголовно-исполнительной системы, призванных сделать процесс воспитательного воздействия на осужденных комплексным и эффективным. В тех же целях содействие в проведении воспитательных мероприятии могут оказывать общественные объединения (ст. 23 УИК РФ).
В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иные виды (эстетическое, экономическое и экологическое) воспитания осужденных к лишению свободы.
Воспитательная работа проводится в трех основных формах:
-
- индивидуальной;
- групповой;
- массовой.
При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.
Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными, которая проводится на основе изучения личности осужденного, с учетом обстоятельств совершенного им преступления, возраста, образования, профессии и других индивидуальных особенностей, с учетом научно-методических рекомендаций, вырабатываемых психологией и педагогикой.
Общественно полезный труд
Трудовая деятельность осужденных выступает в качестве важного средства воспитания, поддержания порядка и дисциплины в местах лишения свободы. Труд осужденных позволяет в современных условиях нормально функционировать исправительному учреждению, обеспечивать потребности самих осужденных, помогать семьям, накопить необходимые средства для устройства после отбытия наказания.