Файл: Адвокатура (ИСТОРИЯ РУССКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ АДВОКАТУРЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов, объединенных в адвокатских палатах субъектов Российской Федерации (по старой терминологии — в коллегиях адвокатов) и име­ющих задачей оказание юридической помощи физическим и юриди­ческим лицам, включающую в себя участие в различных видах судо­производства, разъяснение правовых вопросов, подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров и т.п.).

Функционирование адвокатуры является основным способом обеспечения положения ст. 48 Конституции РФ, часть 1 которой гласит: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи».

Поскольку коллегии адвокатов являлись практически единствен­ной формой объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь, адвокатура как институт отождествляется именно с ними.

Из Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» выте­кает, что адвокатура является некоммерческой, коллегия адвокатов определена как «некоммерческое, самоуправляемое профессиональное объединение, основанное на индивидуальном членстве лиц, занимаю­щееся адвокатской деятельностью. Как институт гражданского сооб­щества адвокатура не входит в систему органов государственной влас­ти и местного самоуправления» (см.: ст. 1,3,29,31 и др.).

Это определение подчеркивает самостоятельность адвокатских объе­динений, их независимость от органов государственного управления. Правовые основы взаимодействия адвокатуры с органами государ­ственной власти — это один из концептуальных вопросов, ответ на который определяет в значительной мере правовой статус адвокату­ры, ее место в системе государственных и общественных институтов.

1. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ АДВОКАТУРЫ.

Изучение истории российской адвокатуры призвано не просто удовлетворить естественное любопытство, но и выявить сложности, сто­ящие на пути этого института, определить принципы организации и деятельности адвокатуры в процессе ее становления, показать их в динамике и увидеть их перспективу.

Ныне мы с полным основанием относим к принципам организа­ции и деятельности адвокатуры добровольность объединения адвока­тов, независимость и самоуправление адвокатских корпораций, за­конность деятельности, соблюдение нравственных начал профессии, профессионализм, гуманизм и др.

История адвокатуры России позволяет утверждать, что эти прин­ципы далеко не в полной мере реализовались в прошлом, да и ныне они нуждаются в постоянной защите, правовом и организационном обеспечении. Русская присяжная и частная адвокатура родилась в ус­ловиях демократических судебных реформ 60-х годов XIX в. в царство­вание императора Александра II.


В известной мере это было вынужденное решение: введение суда присяжных и состязательного судебного процесса не могло состояться без профессиональной адвокатуры.

К кандидатам в присяжные поверенные предъявлялось требование наличия законченного высшего образования.

По причине отсутствия достаточного количества дипломированных специалистов Учреждением судебных установлений допускались част­ные поверенные без высшего образования. Сохранялись (практичес­ки) и предшественники адвокатуры — стряпчие («крапивное семя», «ябедники»). Государственная ангажированность присяжных поверен­ных обеспечивалась не только присягой, в которой они обязывались сохранять верность государю-императору, самодержцу всероссийско­му, не ослаблять православной церкви, но и порядком комплектова­ния адвокатуры.

Состав присяжных поверенных контролировался Судебной палатой округа, при которой создавался Совет присяжных поверенных, дея­тельность которого также была поднадзорна Судебной палате.

В присяжные поверенные не допускались иностранцы, несостоятель­ные должники, лица, состоящие на правительственной службе, под­вергшиеся по приговору суда лишению или ограничению прав состоя­ния, находящиеся под следствием, лица, которые исключены из числа присяжных поверенных и др. Совет присяжных поверенных рассматри­вал вопросы приема и отчисления, жалоб на действия присяжных, контролировал соблюдение ими законов и правил профессии, включая размеры взимаемых вознаграждений, устанавливал очередность «хож­дения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности», и др. (ст. 354,367 Учреждения судебных установлений). Жалобы на решение Со­вета присяжных подавались в Судебную палату.

Таким образом, независимость создаваемой в результате реформы адвокатуры была достаточно относительной, а самоуправление — в пределах, контролируемых судом. С созданием профессиональной адвокатуры формировались определенные нравственные ориентиры про­фессии адвоката — в требованиях к кандидатам в присяжные, а также при определении их правовых обязанностей и ограничений.

Так, присяжным поверенным запрещалось приобретать права сво­их доверителей по тяжбам, вести дела против своих родственников (родителей, жены, детей, братьев и сестер), представлять сразу обе стороны тяжущихся или переходить с одной стороны на другую, ог­лашать тайны своего доверителя. Существовала и такса оплаты труда адвоката, утвержденная Министром юстиции для ведения гражданс­ких дел в 1868 г. (отсчет гонорара шел от цены иска).


Любопытно, что благотворительность государства уже тогда осуществлялась за счет присяжных поверенных: их назначали по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности (ст.367 Учреждения судебных установлений. Ноябрь 1864 г.).

С присяжного поверенного тяжущийся (доверитель) мог взыскать причиненные нерадением адвоката убытки. Было возможно и уголовное преследование присяжного поверенного за серьезное злоупотребление.

В принципе, все эти положения вполне импонируют и современно­му адвокату, но следует отметить, что в практической жизни они соблюдались далеко не всегда, тем более что сами идеи судебной ре­формы конца XIX в. в России оказались во многом не реализованны­ми, плавно перетекшими в меры реакционного характера, которые принято относить к «контрреформам».

2. РУССКАЯ АДВОКАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА.

Становление русской адвокатуры после судебной реформы 1864 г. отмечено формированием процессуального статуса адвоката, участву­ющего в гражданском и уголовном судопроизводстве, отвечавшего европейским образцам становлением профессиональных нравственных требований. Выдвинулись и яркие личности в среде адвокатов: Спасович, Александров, Андреевский, Плевако и др.

Это были люди высочайшей профессиональной культуры, под­линные защитники правды и справедливости, выдающиеся судебные ораторы. Октябрьская революция 1917 г. разрушила и судебные учреж­дения и адвокатуру. «Мы расчистили этим дорогу для настоящего на­родного суда», — с торжеством говорил основатель нового государства (см.: В.И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 35, с. 270).

Место права заняло «правосознание революционного класса», а про­фессионально подготовленные судьи были заменены солдатскими и рабоче-крестьянскими активистами.

Спустя несколько недель после октябрьского переворота, 24 ноября 1917 г., был принят Декрет о суде № 1. Он был ориентирован на созда­ние «советских судов». Адвокатура им создана не была, однако в качестве защитников и обвинителей были допущены «все непороченные лица обоего пола». Инструкцией Наркомюста 19.12.1917 г. при ревтрибуналах учреждались «коллегии правозаступников», в которые могли вступать любые лица, желающие «помочь революционному правосудию» и имею­щие соответствующие рекомендации от Советов депутатов.

Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. предусмотрел создание колле­гий правозаступников при Советах депутатов из любых лиц, желающих «помочь революционному правосудию». Позже (Декретом «О народном суде РСФСР» от 30.11.1918 г.) коллегии правозаступников стали име­новаться коллегиями «защитников, обвинителей и представителей сто­рон в гражданском процессе». Их составляли должностные лица, полу­чавшие зарплату от государства по смете Наркомюста. О независимости такого рода правозащитников вопрос, естественно, не стоял.


Вскоре эти коллегии были упразднены под тем предлогом, что в них были «сильны элементы буржуазной адвокатуры». Защита стала осуществляться в порядке трудовой повинности лицами, включенны­ми в списки местными исполкомами. Эти меры были направлены на окончательное уничтожение дореволюционной адвокатуры России.

Днем рождения советской профессиональной адвокатуры принято считать 26 мая 1922 г.. когда решением III сессии ВЦИК IX созыва было утверждено первое Положение" об адвокатуре. Коллегии защит­ников создавались при губернских отделах юстиции. Общим собрани­ем защитников избирался президиум, который ведал приемом и от­числением адвокатов, наложением дисциплинарных взысканий, решением финансовых и административных вопросов.

С этого времени начался рост численности коллегий адвокатов, созда­ния сети юридических консультаций. Частнопрактикующие адвокаты были объявлены вне закона. Положениями об адвокатуре от 27 февраля 1932 г., 16 августа 1939 г. развивались принципы организации адвокатуры, установленные первым положением, более четко определялись права и обязанности структурных подразделений коллегии адвокатов и их членов. Положение от 16 августа 1939 г. впервые закрепило принцип, в соответ­ствии с которым в адвокатуру могли вступать лишь лица, имеющие юридическое образование, либо не менее трех лет опыта работы в каче­стве судьи, прокурора, следователя или юрисконсульта.

Повышалась самостоятельность коллегий путем расширения пол­номочий общих собраний адвокатов и избираемого им тайным голосованием президиума. Оплата труда адвокатов регулировалась таксой, утверждаемой Наркомюстом.

Роль адвокатуры в правоохранительной системе как органа оказа­ния населению юридической помощи и обеспечения защиты по уго­ловным делам возрастала по мере утверждения лозунга об укреплении социалистической законности.

Конституция РСФСР 1978 г. содержала в разделе о правосудии упоминание об адвокатуре (ст. 173), но лишь в функциональном пла­не: «Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов». Эта норма в законодательстве о судо­устройстве не нашла существенного развития. Указывалось лишь на участие адвоката в формах судопроизводства — гражданском и уго­ловном — с целью оказания помощи гражданам и организациям.

Первый «Закон об адвокатуре в СССР» был принят Верховным Со­ветом СССР 30 ноября 1979 г. Этим законом вносилось единообразие в принципы организации и деятельности адвокатуры всех союзных рес­публик. Впервые было установлено правило, действующее и ныне, о порядке создания добровольных объединений лиц, занимающихся адво­катской деятельностью. Окончательно утверждался принцип обязатель­ного высшего юридического образования для членов коллегий адвока­тов, устанавливались сроки стажировки для претендентов, не имеющих практического опыта, расширялось поле деятельности адвокатов.


На базе союзного закона об адвокатуре было принято Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г., действующее ныне. Оно предусматривало наряду с традиционными региональными коллегия­ми (область, край, автономная республика) создавать «межрегиональ­ные и иные коллегии адвокатов», что позволило при переходе к ры­ночным отношениям формировать вначале юридические кооперативы, а затем и так называемые параллельные коллегии.

Положение 1980 г. наряду с некоторым развитием демократических принципов организации и деятельности коллегий адвокатов сохрани­ло значительные права Минюста и исполкомов областных (краевых и т.д.) советов по «руководству адвокатурой».

Таким образом, суждения об адвокатуре как автономном учреж­дении, независимой организации, построенной по профессиональ­ному признаку, оказалось предметом научных дискуссий и доктри­нерских концепций. Позиции законодателя были достаточно прозрачны и несли печать иных установок. Так, при определении задач адвокатуры, подчеркивалось, что она содействует укрепле­нию социалистической законности, воспитанию граждан в духе точ­ного и неуклонного исполнения советских законов, соблюдению дисциплины труда...» и т.п.

Не скрывалась и руководящая роль государства: «Министерство юстиции РСФСР, министерства юстиции автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских советов народных депутатов в пределах своей компетен­ции контролируют соблюдение коллегиями адвокатов требований Закона СССР «Об адвокатуре в СССР», Положения, других актов законодательства Союза ССР и РСФСР, регулирующих деятельность адвокатуры;

  • устанавливают порядок оказания адвокатами юридической по­мощи гражданам и организациям;
  • заслушивают сообщения председателей президиумов коллегий ад­вокатов о работе коллегий;
  • издают инструкции и методические рекомендации по вопросам деятельности адвокатуры;
  • осуществляют другие полномочия, связанные с общим руковод­ством адвокатурой»1.

Расширение прав коллегий адвокатов на самоуправление и незави­симость — медленный процесс, происходящий ныне в русле судебно-правовых реформ.

В целом же, проанализировав историю становления советской адвока­туры, начавшуюся с разгона ее профессионального дореволюционного ядра, добавив воспоминания о господстве в течение десятилетий представления об адвокатуре, как об организации чуждой социалистическим идеа­лам, нетрудно представить ту суть, с какой она вошла в период судебно-правовой реформы 90-х годов XX столетия: государственная ангажирован­ность, малочисленность коллегий, невысокий профессиональный уровень, робость в отстаивании интересов доверителя и подзащитного.