Файл: МетодУказания по практике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2018

Просмотров: 4017

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Организация и руководство практикой


До начала практики заведующий выпускающей кафедры назначает руководителей практики и доводит до студентов информацию о целях, задачах, сроках, организации и порядке проведения практики.

Место прохождения практики студент ищет самостоятельно. С предприятием (фирмой и т.д.), выбранной в качестве места прохождения практики студент обязан заключить договор, подтверждающий готовность данной организации обеспечить студенту возможность прохождения производственной практики. Бланк договора выдается в деканате. Распределение по предприятиям закрепляется приказом ректора по академии и изменению без приказа не подлежит.

Помимо договора студент должен подать в деканат заявление о месте прохождения практики. Заявление пишется на имя ректора, и в нем указывается место прохождения практики и руководитель практики, назначенный заведующим кафедрой. Бланк заявления выдается в деканате.

Подписанные заявление и договор сдаются в деканат факультета не позднее, чем за один месяц до начала практики.

За несколько дней до начала практики на кафедре со студентами-практикантами проводится организационное собрание, на котором уточняются цели и задачи практики, составляется предварительная программа практики, план-график прохождения практики.

Руководство практикой осуществляется преподавателем кафедры и сотрудником предприятия, выделенным администрацией предприятия из числа квалифицированных специалистов со специальным высшим образованием.

Руководители от академии закрепляются приказом ректора. Сведения о них передаются на предприятие. Руководитель от предприятия назначается приказом руководства организации на весь период практики.

Руководитель от Академии обязан:

  • осуществлять научное и методическое руководство студентами-практикантами;

  • определять и конкретизировать задания в соответствии с программой в зависимости от специфики предприятия;

  • систематически проверять все выполняемые студентами работы, давать рекомендации и заключения о правильности рассмотренного материала;

  • при необходимости вызывать студентов-практикантов для консультаций и проверки их работы на кафедру;

  • по окончании практики проверить отчет, проверить наличие подписей в плане-графике индивидуального задания и характеристики от консультанта со стороны предприятия. При необходимости вернуть отчет на доработку;

  • в составе кафедральной комиссии принимать защиту отчета по практике.

Руководитель от Предприятия персонально организует проведение практики закрепленного за ним студента, руководит сбором материалов для написания отчета. В связи с этим он обязан:

  • обеспечить практикантов заданием и необходимой информацией в соответствии с программой практики;

  • давать консультации, учить правильному обращению с документами, разъяснять методы и приемы работы, передавать опыт анализа и принятия решений в различных ситуациях, организовать связь студента с другими специалистами;

  • отмечать в плане-графике индивидуального задания ход выполнения заданий, в итоге написать характеристику (отзыв) на студента;

  • контролировать процесс формирования у студентов навыков и умений выполнять определенные работы.


Студент-практикант обязан:

  • добросовестно выполнять все виды работ и даваемые консультантом поручения, касающиеся деятельности организации;

  • неукоснительно соблюдать правила внутреннего трудового распорядок и правила поведения на предприятии, требования охраны труда, пожарной безопасности на рабочем месте;

  • осуществлять все виды работ, предусмотренные настоящей программой и планом-графиком, качественно и в установленные сроки;

  • систематически представлять руководителю информацию о выполненной работе, в назначенные сроки являться на консультации к руководителю от Академии;

  • собрать необходимые материалы для написания ВКР;

  • по окончании практики представить на кафедру надлежащим образом оформленный отчет о производственной практике.

  • В установленный срок доложить результаты работы руководителю практики от Академии и защитить отчет на комиссии (заседании) кафедры.


Отчетность по результатам практики:

  • практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности – дифференцированный зачет (зачет с оценкой);

  • преддипломная практика для выполнения (подготовки) выпускной квалификационной работы – зачет;

  • научно-исследовательская работа – зачет.

В таблице 1 представлено типовое индивидуальное задание студенту, которое должно быть отражено в плане графике. Сроки исполнения являются усредненными, и их изменение зависит от предприятия и специфики решаемых задач. Сроки согласовываются с руководителями практики. В план-графике должны быть прописаны конкретные бизнес-процессы.


Таблица 1.Виды работ и их содержание на практике

Название вида работы и её содержание

Срок,

раб. дни


ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(4 недели – 20 р.д.)

Организационные вопросы (оформление, инструктажи и т.п.)

1

Сбор и анализ общих сведений о предприятии

1

Анализ финансово-хозяйственной деятельности

2

Анализ информационных систем и технологий

2

Анализ информационной безопасности на предприятии

1

Анализ условий труда на рабочем месте практики

1

Изучение (выполнение) бизнес-процесса(ов) и выявление бизнес-процесса, требующего автоматизации

8

Разработка модели «КАК ЕСТЬ» выявленного бизнес-процесса и анализ его недостатков

4


ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

(1 неделя – 5 р.д.)

Разработка модели «КАК БУДЕТ» выявленного бизнес-процесса

2

Вопросы информационной безопасности при эксплуатации информационной системы

1

Анализ условий труда на рабочем месте ИС

1

Обоснование выбора средства программной реализации ИС.

1


НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

(1 неделя – 5 р.д.)

Анализ предметной области (в общем виде)

1

Анализ источников и литературы по предметной области и выявленному бизнес- процессу

1

Оформление списка источников для выпускной квалификационной работы в соответствии с ГОСТ 7.01-2003 (10-15 источников)

1

Составление отчета(ов) по практике и его защита

2


ИТОГО (дни – рабочие):

30


2. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности



Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности производится на предприятии (организации) и позволяет приобрести навыки исполнения должностных обязанностей специалиста по профилю подготовки, а также формирует способности проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе.


2.1 Анализ предметной области и финансово-экономической деятельности предприятия


Исходной информацией (в целом) при изучении и анализе бизнес-процессов предприятия и выполнении дальнейших этапов практики служат:

  • данные по организационно-штатной структуре предприятия;

  • штатное расписание;

  • информация о принятых технологиях деятельности;

  • стратегические цели и перспективы развития;

  • результаты финансово-хозяйственной деятельности за отчетный год, управленческая отчетность и др.;

  • результаты интервьюирования сотрудников (от руководителей до исполнителей нижнего звена);

  • предложения сотрудников по усовершенствованию бизнес-процессов предприятия;

  • нормативно-справочная документация;

  • документооборот предприятия;

  • данные по имеющимся на предприятии средствам и системам автоматизации;

  • опыт системных аналитиков в части наличия типовых решений.


При прохождении практики студент обязан собрать, изучить и проанализировать следующие материалы (объем, и глубина работы определяется совместно с руководителем):


а) Общие сведения о предприятии

  1. Данные из уставных документов (статус, права руководителей предприятия, его владельцев и т.д.), другие официальные данные, определяющие организационно – правовые отношения предприятия с вышестоящими и подчиненными организациями и предприятиями, дочерними фирмами, партнерами по совместным предприятиям и др.

  2. Данные, дающие общее представление об основных и вспомогательных видах деятельности, производимых товарах и услугах предприятия, внешнеэкономической деятельности (рекламные и представительские материалы, буклеты, релизы, прайс-листы, официальные отчеты и т.п.).

  3. Организационно-штатная структура предприятия (общая схема, развернутые наименования структурных единиц, позволяющие судить об их функциональном назначении, общая численность персонала в структурных единицах).

  4. Схема территориального распределения удаленных объектов предприятия (если таковые имеются), характеристики удаленных объектов управления (назначение, удаленность, основные каналы коммуникаций (телефон, сеть передачи данных и т.п.)).

  5. Положения о подразделении (отделе, службе),где студент проходит практику.

  6. Должностная инструкция (обязанности) сотрудника(ов), на должности которого студент проходит практику.



Подготавливаемые в соответствии с представленным выше перечнем информационные материалы должны относиться к дате или периоду времени, ближайшему к текущей дате. Желательно, чтобы все образцы предоставляемых документов - регулярно обрабатываемых в системе управления предприятия - относились к одному периоду времени (месяцу, кварталу, году).


б) Сведения о финансово-хозяйственной деятельности предприятия

  1. Положение (сегмент) предприятия на рынке производимых товаров и услуг.

  2. Анализ конкурентов, их возможных действий и необходимых противодействий.

  3. Производственные мощности предприятия, их загруженность, динамика объемов выпуска по ассортименту производимых товаров и услуг и объемов незавершенного производства.

  4. Общие характеристики сбыта выпускаемой продукции по ассортименту производимых товаров и услуг, с указанием их основных наименований, динамики объемов продаж, тенденций изменения рынка сбыта, основных покупателей производимой продукции и услуг, динамики объемов готовой продукции на складах, дебиторской задолженности.

  5. Общие характеристики потребляемых товаров и услуг (основная номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий продукции), основные поставщики, динамика кредиторской задолженности.

  6. Состояние и структура дебиторской и кредиторской задолженности по видам (бюджет, внебюджетные фонды, организации- контрагенты и т.д.).


В связи с конфиденциальностью некоторые данные могут быть представлены в отчете в относительных единицах, или в общем виде (так называемые модельные данные), или за прошедшие периоды деятельности предприятия.

Представленные выше требования являются типовыми и могут уточняться и изменяться на подготовительной стадии обследования в зависимости от специфики деятельности предприятия и предполагаемой темы дипломного проекта.


в) Сведения об информационных системах и технологиях предприятия (подразделения)

Данные сведения относятся, как правило, к подразделению, в котором студент проходит практику, но для небольших предприятий необходимо рассматривать сведения в целом по предприятию. В результате анализа необходимо изучить и отразить следующие моменты:

1. Наличие вычислительных сетей на предприятии (если есть):

  • их структура (топология);

  • характеристики оборудования и кабельной сети;

  • тип сетевой операционной системы;

  • тип, марка, технические характеристики имеющихся серверов;

2. Наличие и конфигурация рабочих станций (компьютеров) по подразделениям (в подразделении) предприятия.

3. Перечень программного обеспечения.

4. Решаемые прикладные задачи (наименование, краткое описание задач).

5. Наличие действующей единой системы АСУ предприятия. Если она есть, то указать:

  • наименование подсистем АСУ;

  • основные программно-технические средства действующей АСУ;

  • основные недостатки существующей системы.


6. Оценить адекватность и достаточность информационных систем и технологий, требованиям решаемых задач на предприятии.


г) Анализ информационной безопасности на предприятии

В ходе практики необходимо изучить и отразить следующие моменты:

1. Проанализировать информационные ресурсы предприятия с точки зрения информационной безопасности:

  • конфиденциальная информация;

  • открытая информация.

2. Проанализировать действующую на предприятии нормативно-правовую базу в области информационной безопасности:

  • законы Российской Федерации;

  • постановления Правительства РФ;

  • руководящие документы Гостехкомиссии;

  • положения, инструкции предприятия.

3. Выделить угрозы информационной безопасности на предприятии:

  • угрозы целостности;

  • угрозы доступности;

  • угрозы конфиденциальности.

4. Описать применяемые на предприятии административные, организационные, программные и аппаратные методы защиты информации.

5. Выяснить, разработана ли на данном предприятии Политика информационной безопасности. Описать ее основные положения.

6. Какие стандарты информационной безопасности используются на предприятии.

7. Выявить недостатки в системе информационной безопасности.


д) Анализ условий труда на рабочем месте

Анализ проводится для рабочего места сотрудника, на должности которого студент проходит практику. Необходимо отразить:

  1. Основные виды работ (функции), выполняемые на рабочем месте.

  2. Анализ условий труда на рабочем месте (состав оборудования, его размещение – схема, эргономические характеристики, освещенность и т.п.).

  3. Требования безопасности труда при выполнении определенных технологических операций по профессиям или видам работ.

  4. Организация работы по обеспечению безопасных условий труда, предупреждению производственного травматизма и заболеваемости на конкретном рабочем месте по данной профессии (например, оператора ЭВМ).

Содержание данного подраздела основывается на рекомендациях и методических разработках кафедры БЖД Академии, например источник [2].


2.2. Анализ бизнес-процесса(ов) предприятия и построение моделей


Главной задачей практики, наряду с общим обследованием предприятия, является анализ бизнес-процессов(а) предприятия или его структурного подразделения и выявление того бизнес процесса, который требует автоматизации (или совершенствования существующего уровня автоматизации). Это является самым сложным и трудоемким этапом практики. Может случиться так, что выявленный бизнес-процесс не входит в сферу деятельности подразделения, в котором студент проходит практику. Поэтому студенту необходимо, по возможности, осуществить перевод в нужное подразделение. Или согласовать дальнейшую работу с руководителями практик от Академии и предприятия.