Файл: Биография и научно-практическое наследие Александра Богданова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Построить любой бизнес- проблема организационная. Надо лишь так скомбинировать входные параметры (сырьё, материалы, рабочую силу, оборудование, финансовые потоки), чтобы на выходе предприятия были получены достаточные потоки прибыли и осуществлялся сбыт готовой продукции.

«Но, спросят нас, — говорит А.А. Богданов, — какая польза в этой универсализации? Что прибавляет к реальному содержанию задач, что убавляет в трудностях решения, если мы поняли, что все они — организационные? Отвечаю: обобщенно-осознанная их постановка даёт обобщенно-сознательный подход к ним; это первый этап выработки всеобщих методов их решения.

Интересно, что в 1920-е и 1930-е годы были разработаны решения для целых классов организационно-экономических задач, которые лягут в основу математической школы управления. Именно тогда Л.В. Канторович (наш единственный Нобелевский лауреат по экономике) разработает принципы линейного программирования, которые позволят решать по заданному алгоритму целые классы задач — по оптимальному распределению ресурсов, транспортному сообщению, теории расписаний и очередей.

Но Богданов идёт ещё дальше — он объявляет, что сама жизнь человека и коллектива представляет цепь постановки-решения задач. Главная, подавляющая трудность заключается здесь в их величайшей разнородности.

Перед нами женщина с её обычной судьбой: хозяйка, жена, мать. Кухня ставит ей ряд различных задач технического характера, обстановка и содержание квартиры — ряд задач тоже технических, но совершенно иного типа. Рынок, бюджет, а то ещё прислуга вынуждают её решать множество порой очень сложных вопросов «экономических». Отношения к мужу и детям, строй семьи с её неизбежными противоречиями ведут её по трудному пути задач социально-бытовых, иногда доходящих до полной неразрешимости при наличных элементах и силах. Выращивание и воспитание детей — запросы гигиенические, медицинские, педагогические, последние в огромном масштабе и разнообразии, со всей их идеологической базой. И всюду предполагаются специфический подход, специальный опыт и знание, специализированные методы. Какая необходима бедному существу универсальная гениальность, чтобы действительно успешно и планомерно справляться со всем этим! Конечно, всеобъемлющий опыт и гениальность на практике заменяются традицией и шаблоном.

Интересно, что даже проблемы выражения своих мыслей словами А.А. Богданов считал управленческой задачей. В самом деле, любой говорящий или пишущий человек, будь то простой чернорабочий или гениальный писатель, поэт, оратор, — строят свои фразы из одних и тех же букв. Но по-разному складывая их в предложения, они получают разные смыслы, абсолютно отличающиеся по качеству произведения. Аналогичным образом музыканты и композиторы пользуются одинаковыми нотами, но результаты получают совершенно разные. Подмечая этот факт, А.А. Богданов указывает, что разница в конечном результате во многом управленческая и организационная; именно она порождает новые результаты и смыслы.


Для того, чтобы собрать и классифицировать все классы управленческих задач, получить по ним готовые управленческие технологии, нужна всеобщая организационная наука (тектология). На основании теоретических конструкций и накопленного опыта можно будет легко решать прикладные задачи – «об организации мастерской, об организации предприятия, учреждения вообще, армии».

В «Тектологии» Богданов разворачивает мысль о том, что в обществе, базирующемся на разделении труда, неизбежно наступает узкий взгляд на вещи, вызванный той самой специализацией. То же самое наступает и в науке — учёные работают в своей замкнутой отрасли, не смея выйти за её пределы, чтобы не показаться дилетантами. Но общественное производство постоянно усложняется и обновляется — в нём превалируют три главных направления производства — производства людей, производства вещей и производства идей. В недрах нового общества зарождается передовой и творческий класс — индустриальный пролетариат, которому потребуется совершенная организационная наука (тектология), которая укажет пути гармоничного соединения всех видов ресурсов — людей, идей, средств и предметов производства.

Богданов в «Тектологии» прямо подчёркивает: «Эта триединая организация — вещей, людей и идей — очевидно, не может быть построена иначе, как на основе строгой научной планомерности, а именно всего организационного опыта, накопленного человечеством. Но яс­но также, что в своем нынешнем виде, раздробленном, разорванном на специальные науки, он недостаточен для этого. Необходимо, чтобы сам он был организован целостно и стройно, иначе его применение не способно выйти за пределы дробных, частичных задач. Необходима, следовательно, универсальная организационная наука». А это уже была заявка не просто на государственное планирование (будущий Госплан), но и на принципиально иную модель управления экономикой, обществом и государством. Плановое начало, математические методы (в первую очередь, линейное программирование и его частные направления — транспортная задача, теория очередей, расписаний и проч.) должны были вытеснить из хозяйственной практики стихию рынка, устранить из экономики кризисы, безработицу, инфляцию, эксплуатацию человека человеком.

Теоретические построения Богданова не остались научными абстракциями – его идеи о готовых организационно-управленческих технологиях были воплощены в жизнь (хотя и с корректировками).