Файл: В чём различия сознания и психики? Примеры, аргументы, доказательства.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
Также Т. В. Черниговская рассматривала вопрос происхождения сознания, а также вопрос наличия его у животных [11][14].
Возможно, пишет автор, связанные с сознанием процессы возникли в процессе усложнения психических операций. Ссылаясь на Дубровского [15] [16], Т. В. Черниговская пишет [14], что произошло развитие механизмов отложенного действия, планирования, построения моделей будущего. При этом от одного биологического вида к другому увеличивалось количество степеней свободы психики - свободы воли.
При этом Дубровский [15] [16] отказывал животным во многих свойственных человеку процессах, хотя Т. В. Черниговская утверждает, что последние исследования показали несостоятельность подобного мнения. Она приводит в качестве доводов данные, полученные от группы ученых, изучающих, так называемых "говорящих обезьян" [11] - группу обезьян, которую научили человеческому жестовому языку. Кроме этого, она приводит ряд данных о поведении животных, не вписывающихся в простую схему стимул-реакция и в систему инстинктов [9][11]. При этом, несмотря на то, что обезьяны демонстрировали приписываемые ранее только человеку возможности, Черниговская предполагает, что использование ими речи может не нести такой же природы, что и у людей. Речь как таковая является достаточно сложным механизмом, для которого коммуникация является лишь одной из множества задач. Животные способны на коммуникацию, но их набор слов фиксирован, при этом одно слово связывается с определенным объектом или действием, в то время как набор слов человека не ограничен. Более того, человеческая речь обладает множеством других функций, о которых было сказано в книге Н. И. Чуприковой [3].
Мозг человека, говорит Т. В. Черниговская, содержит в себе образ окружающего мира и мы, по сути, взаимодействуем не с реальностью, а с той ее моделью, что есть внутри нас [13]. Подобная модель опирается на наши возможности восприятия, что отражается и на нашем сознании. Это перекликается с идеями Н. И. Чуприковой о модели окружающей реальности внутри нашей психики. Т. В. Черниговская поднимает вопрос - а как осознают мир другие? От соседа по парте, до осьминогов и морских скатов - у всех у них есть свое восприятие, своя модель мира внутри. При этом важно не только состояние восприятия на данный момент, Т. В. Черниговская также подчеркивает важность опыта - наш мозг сегодня определяется не только тем, что мы получили при рождении, но и всем полученным нами опытом. Следовательно, модель мира внутри нас не статична, она может изменяться под влиянием множества факторов.
Как и Н. И. Чуприкова, Т. В. Черниговская признает роль коммуникации и речи в появлении и существовании сознания. В своей работе она описывает роль разных видов памяти и обучения в формировании человека [14]. Упоминается, что формирование любых концептов требует языка для их дифференциации и номинации. При этом даже до появления языка в его современном виде по концепции постепенного развития речи существовал некоторый предъязык, который, похоже, мог быть использован в процессах мышления. Автор подтверждает эти тезисы и в одной из статей [13], где указывает в качестве видообразующих возможности по оперированию символами и использованию вторичных моделирующих систем, формирующих языки второго порядка. В качестве подобных систем приводится пример науки и искусства, создающих аналоги объектов. А наука и искусство, при котором создаются аналоги объектов - это то, что характерно для человека, характерно для сознания.
Теперь же, в качестве резюме, я хочу сказать, что мы выяснили, что психика является субстратом для сознания [1] и высшим уровнем развития психики [3]. То, что психика является субстратом для сознания, косвенно подтверждают в основном тексте данной работы и Н. И. Чуприкова, и Т. В. Черниковская.
В качестве вывода по данной работе я хочу привести слова Татьяны Владимировны Черниговской. Она пишет, что для определения сознания существует большое разнообразие идей в современной науке - от игнорирующих все сложные и не вписывающиеся в тему проблемы поисков сознания вопросы до сохраняющихся идей о принципиальном дуализме сознания и психики. Решение этой проблемы автор видит в использовании междисциплинарного подхода с использованием множества наук, включая когнитивные науки, нейронауки, философию и лингвистику [14]. Также она пишет, что нужно определить область, в которой проводить поиски сознания. Если в философии вопрос, что такое сознание, в какой-то степени проработан, то нужно дальше искать и в физическом мире, что такое сознание и чем оно себя выражает. Рассматривая отдельные функции сознания, мы не выясним, что такое сознание. И даже если опуститься до уровня строения мозга, ситуация все равно остается неоднозначной. С одной стороны, мельчайшее повреждение может вызвать потерю или утрату сознания, а с другой - человек с обширными повреждениями мозга - может все еще оставаться в сознании [8]. Таким образом, возможно, наука еще долго не приблизится к полному и безоговорочному пониманию того, что такое сознание.
Список использованных источников
1. Нуркова В. В. Общая психология : учеб. для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. изд. - М.: Юрайт, 2017. - 524 с.
2. Чуприкова Н.И. Функциональная система психики. Филогенетические истоки и сознание человека // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2009. - №N 2(4).
3. Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии. - М.: Языки славянской культуры : Знак, 2015.
4. Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Мысль, 1976.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.
6. Соколов А.Н. Психофизиологическое исследование внутренней речи как механизма мышления // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1978.
7. Эделмен Дж., Маунткасл В. Разумный мозг: пер. с англ. - М.: Мир, 1981.
8. Нить Ариадны или Пирожные Мадлен: Нейронная сеть и сознание Черниговская ТВ // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=9LZPkx-UB4k
9. Сознание – ветер, мы не можем его увидеть, но можем различить результаты // econet.ru URL: https://econet.ru/articles/126159-soznanie-veter-my-ne-mozhem-ego-uvidet-no-mozhem-razlichit-rezultaty
10. Татьяна Черниговская - Изучение мозга в XXI веке // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=eKUsVX_wUJU&t=109s
11. Татьяна Черниговская - Сознание животных // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=1DWHLc3qZuU
12. Сознание человека. Что же такое сознание? Татьяна Черниговская // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=YK_UGpggfqE
13. Черниговская Т. В. Нить Ариадны и пирожные "Мадлен": нейронная сеть и сознание // Цифровая вселенная. - 2012. - №4.
14. Черниговская Т.В. Человеческое в человеке: сознание и нейронная сеть // Проблема сознания в философии и науке. - М.: ИФ РАН, Канон+, 2008.
15. Дубровский Д. И. Информационный подход к проблеме "сознание и мозг" // Вопросы философии. - 1976. - №11.
16. Дубровский Д. И. Зачем субъективная реальность или "почему информационные процессы не идут в темноте?" (ответ Д.Чалмерсу) "Проблема "другого сознания"" // Вопросы философии. - 2008. - №1.