Файл: Из истории тестирования: гены или среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Четвертым рассмотрим эксперимент учителя истории Р. Джонса о его формировании тоталитарного режима у детей и подростков. Этот эксперимент был проведен в 1967 году после вопроса ученика Джонса о том, как могли обычные жители Германии жить во времена нацизма, делая вид, что не замечают происходящие в то же время зверства. Педагог решил показать на практике пример формирования авторитарной секты в условиях гимназии. Результаты эксперимента были опубликованы на личной странице автора, а впоследствии и в его книге [16]. Он начал с того, что прочел лекцию о важности дисциплины как личностного качества. Затем провел несколько упражнений, направленных на формирования быстрого и четкого выполнения определенных действий (выйти из класса, встать, сесть и другие). После этого он придумал лозунг, направленный на формирование общности и дисциплины и жест приветствия, который был обозначен как салют Третьей волны. После этого многие ученики приветствовали друг друга показанным жестом. Далее учитель выдал членские билеты, ради получения которых некоторые школьники даже пропускали другие уроки. Троим из учеников было поставлено в задачу сообщать о всех, кто не подчиняется созданным правилам. К этому моменту находились школьники, которые серьезно верили в эксперимент и даже заставляли других угрозами выполнять правила. Среди родителей учеников было только два случая реакции - отец одной из учениц на вопрос о происходящем был удовлетворен ответом о том, что изучается немецкий тип личности. Другой родитель разгромил кабинет, но впоследствии пришел к учителю и извинился. Учителя же относились к движению благосклонно - директор даже как-то приветствовал педагога жестом Третьей волны. На следующий день в эксперименте участвовало уже 80 учеников. Педагог сообщил им, что они являются частью одного большого движения «Третья волна», и что это движение скоро изменит порядок во всем обществе, и что в конце недели о нем будет объявлено с экранов телевизоров. В конце недели собралось уже около 200 участников. После этого педагог объявил о том, что никакого движения не существует. Джонс сказал ученикам, что они променяли свою свободу за удобство, которое дали дисциплина и превосходство. Он показал им фильм о нацистской Германии и рассказал, чем все это закончилось. Уходившие с собрания были подавлены, у некоторых на глазах были слезы. По результатам эксперимента, педагог заметил, что больше всего его поразило отношение к эксперименту других взрослых. Джонс сделал вывод, что несмотря на заявленное жесткое отрицание тоталитаризма как такового и нацизма в частности, люди все еще могут оказаться вовлечены в подобное движение, если кто-то решит его образовать.


По всем рассмотренным экспериментам можно сделать вывод о том, что на формирование личности человека еще в его юном возрасте немало могут влиять среда и социум.

Из эксперимента Бандуры можно сделать вывод, что среда и социум могут оказать влияние на поведенческие паттерны ребенка насчет агрессивного поведения - формируя образ агрессии как оправданного и допустимого способа сбросить раздражение.

Опыт Уотсона и и Рейнера показал, что воздействия среды, социума и определенных людей могут служить причиной формирования у детей фобий и поведенческих шаблонов, связанных с фобиями.

Исследование Тюдор и Джонсона показало, что негативное отношение к детям воспитателей и сверстников могут привести к возникновению комплекса неполноценности, психологической травмы и речевых проблем.

Джонс в своем эксперименте сформировал измененную социальную среду, которая повлияла на поведение и мировоззрение школьников, их отношение к себе и друг к другу.

Реймонд Кеттел сделал попытку определить сравнительный вклад наследственности и окружающей среды в развитие личностных черт. Для этого он примерно в 50-60 годах XX века разработал статистическую процедуру — многопрофильный абстрактный вариантный анализ (MAVA) [17][18][19], используемый для оценки наличия и степени влияния генетических и средовых причин возникновения личностных черт.

Результаты MAVA показывают, насколько влияние генов и среды по-разному меняется в зависимости от той или иной исследуемой черты личности. Анализ включает в себя выявлении статистики о разнообразных сходствах выросших в одной семье монозиготных близнецов и сестер с братьями от одних родителей, а также выросших и воспитанных в разных семьях монозиготных близнецов и сиблингов. Результаты применения процедуры показали что, около 70 процентов различий в результатах измерения интеллекта и уверенности в себе проявляются по причине наследственности, а влияние генов на нейротизм и самосознание оказалось на уровне 30-40 процентов. Ученый заключил что, около одной трети личностных черт определяется генами и две трети средовыми условиями [18][19]. Этим еще раз подтверждается, что появление личностных черт должно рассматриваться как с учетом среды, так и с учетом наследственности.

Огромный перечень знаменитых ученых-психологов считали среду важным, а иногда и главным фактором формирования личности человека. Перечислим некоторых из них в призме их взглядов.

У Альфреда Адлера социальный контекст, в котором развивается и находится личность, является основой его теории личности [19][20]. Все, что движет человеком по Адлеру - это постоянное чувство собственной неполноценности, компенсируемое порой даже достижением превосходства над другими. Жизненная цель по Адлеру просто является способом восполнить, по-разному компенсировать свою неполноценность, корни которой лежат сначала воспитании, а потом поддерживаются социальной средой. Подчеркивает влияние среды на формирование человека Карен Хорни [19]. Она выдвинула гипотезу, что особенности нашего детства, то есть, формирование нашей личности, определяются детско-родительскими отношениями. Когда отношение родителей к ребенку является или негативным, или игнорирующим, или нестабильным, то это ведет к появлению базальной тревоги, которая чаще всего остается с человеком на всю его жизнь . Такое отношение значимых других уже способно превратить маленькую личность в невротика [21][22]. Почти все из десяти основных потребностей по Хорни связаны с социумом в той или иной степени, а маленький невротик, превратившийся в большого, исказит и вывернет эти потребности на невротический лад и будет жить ради достижения этого [23]. Детско-родительские отношения также имеют больше значение в теории личности Эриха Фромма, и, по его мнению, тип детско-родительских отношений больше всего влияет на развитие личности и формирование того или иного типа личности [24]. Кроме того, три из пяти человеческих потребностей, выдвинутых Фроммом, связаны со средой, с социумом, а именно: потребность в установлении связей с людьми, потребность в отделении других и от мира, потребность принадлежности к роду, семье («к своим корням») [19][25]. В теории Эрика Эриксона о восьми стадиях психосоциального развития взаимоотношения со значимыми другими и социумом, то есть со средой, имеют главную роль . Социум и значимые другие определяют достижение необходимых целей развития личности на всех ее стадиях, кроме двух последних, и то, если в двух последних стадиях задачи прошлых стадий были не выполнены, то и для них [19][26]. По мнению Гордона Олпорта, человек не может развиваться без контактов с другими людьми, то есть без взаимодействия с социумом и средой [27]. Кроме того, личностные черты человека, которые могут развиваться и изменяться со временем, на деле развиваются или тормозят свое развитие под воздействием социума [19][28]. Похоже, большую часть в своей теории личности уделил вниманию влиянию среды и социума Карл Роджерс. Он считал, что человек изначально «чист и хорош», но среда и социум чаще всего влияют на него отрицательно, а если человека от этого пагубного влияния освободить, то тогда человек будет свободно и активно развиваться, самоактуализироваться [29][30]. В то же время, в теории Роджерса большое внимание уделяется и потребности в любви, и если же любовь родителей условная и манипулятивная, то это сильно влияет на формирование личности и приводит к таким феноменам, как внутриличностный конфликт, отрицание собственных переживаний и к отсутствию конгруэнтности (когда поле опыта переживаний не наложено поле понятия о себе) [19][31].


Эти все результаты и выводы, касающиеся психогенетики, можно обобщить резюме, сделанным на основе слов И. В. Равич-Щербо [1]. Результаты психогенетических исследований доказывают нам существование заданной наследственностью отправной точки нашей индивидуальности, но они говорят только о причинах различий, вариативности между индивидуумами, личностями, и эти выводы нельзя применить к оценке индивидуальных психологических особенностей той или иной личности. Потому неисчислимое разнообразие человечества формируют сочетание комбинаций уникального генотипа каждого человека и психологически значимые высоко индивидуализированные факторы среды. Считаю нужным добавить свое замечание, что хоть генетический фактор и оказывает влияние на формирование нас как личностей, но некоторое из того, что обусловлено генетикой, может быть изменено в течении жизни под воздействием среды, социума, усилий других людей и усилий самого человека.

Список использованных источников

  1. И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко Психогенетика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению "Психология" - Под ред. И.В. Равич-Щербо. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 447 с.
  2. Гальтон Ф. Наследственный гений: исследование его законов и последствий. - М.: Мысль, 1996 . - 272 с.
  3. Gallon F. The History of Twins as a Criterion of the Relative Powers of Nature and Nurture // Journal of the Anthropological Institute. - 1876. - №5. - p. 391-406.
  4. Кайданов Л.З. Генетика популяций. - М.: Высшая школа, 1996. - 320 с.
  5. Stern W. Über Psychologie der individuellen Differenzen (Ideen zu einer ,differentiellen Psychologie‘). - Leipzig: Barth, 1900.
  6. Fuller J. L., Thompson W. R. Behavior Genetics. - New York: John Wiley & Sons, Inc, 1960. - 396 p.
  7. Siemens H. Diagnosis of Identity in Twins // Heredity. - 1927. - № 18. - p. 201-209.
  8. Anastasi, A. Heredity, environment, and the question "how?" // Psychological Review. - 1958. - №65(4). - p. 197-208.
  9. Bracken H. von. Humangenetische Psychologie//Humangenetic. - Stuttgart: Hsg. P.-E. Becker, 1969.
  10. O'Connell, A.N. Models of Achievement: Reflections of Eminent Women in Psychology. - Vol.3 изд. - London: Lawrence Erlbaum Associates, 2001.
  11. Scarr S. Race. Social Class, and Individual Differences in I. Q. - Broadway: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1981.
  12. Albert Bandura, Dorothea Ross, Sheila A. Ross Transmission of aggression through imitation of aggressive models // Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1961. - №63. - С. 575-582.
  13. Watson, J.B., Rayner, R. Conditioned emotional reactions // Journal of Experimental Psychology. - 1920. - №3 (1). - p. 1–14.
  14. Fridlund AJ, Beck HP, Goldie WD, Irons G. Little Albert: A neurologically impaired child. // History of psychology . - 2012. - №15(4).
  15. Mary Tudor An Experimental Study of the Effect of Evaluative Labeling of Speech Fluency. : Master of Arts Department of Psychology - Iowa, 1939.
  16. Jones R. No Substitute for Madness - A Teacher, His Kids & The Lessons of Real Life. Island Pr, 1980.
  17. CATTELL, R. B., BLEWETT, D. B., & BELOFF, J. R. The inheritance of personality; a multiple variance analysis determination of approximate nature-nurture ratios for primary personality factors in Q-data // American journal of human genetics. - 1955. - №7(2).
  18. Cattell, R. B. The multiple abstract variance analysis equations and solutions: For nature-nurture research on continuous variables // Psychological Review. - 1960. - №67(6). p. 353-372.
  19. Хьелл Ларри А., Зиглер Дэниел Дж. Хьелл, Зиглер: Теории личности. - 3-е издание изд. изд. - СПб.: Питер Пресс, 2008.
  20. Adler A. Social Interest: A Challenge to Mankind. - J. Linton and R. Vaughan (Trans.) изд. - London: Faber and Faber Ltd., 1938.
  21. Homey К. Our inner conflicts. - New York: Norton, 1945.
  22. Horney K. Neurosis and human growth: The struggle toward self-realization. - New York: Norton, 1950.
  23. Horney K. Self-analysis. - New York: Norton, 1942.
  24. Fromm Е. Man for himself: An inquiry into the psychology of ethics. - New York: Holt, Rinehart and Winston, 1947.
  25. Fromm E. The anatomy of human destructiveness. - New York: Holt, Rinehart and Win­ston, 1973.
  26. Erikson E. H. Childhood and society. - 2nd ed. изд. - New York: Norton, 1963.
  27. Allport G. W. Pattern and growth in personality. - New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961.
  28. Allport G. W. Traits revisited // American Psychologist. - 1966. - №21. - p. 1-10.
  29. Rogers C. R. On becoming a person: A therapist’s view of psychotherapy. - Boston: Hough­ton Mifflin, 1961.
  30. Rogers С. R. A way of being. - Boston: Hough­ton Mifflin, 1980.
  31. Rogers C. R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as devel­oped in the client-centered framework // S. Koch (Ed.). Psychology: A study of a science. Vol. 3. - New York: McGraw-Hill, 1959. - С. 184-256.