Файл: Наблюдаемые студентом проявления противоречий информационного общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для информационного общества характерно повышение роли информационных технологий и повышение числа людей, которые заняты информационными технологиями, в котором обеспечивается эффективное взаимодействие людей наравне с их доступом к мировым информационным ресурсам, а также удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Особое значение в информационном обществе приобретает повышение информационной культуры личности в условиях технологий информационной взаимодействий, которые постоянно совершенствуются, претерпевают существенные трансформации.

Основная часть

Любая сфера человеческой деятельности в определенной степени связана с процессами получения обработки информации для практического использования.

Активный процесс информатизации внес в жизнь современного общества не только значительные преимущества, но и множество противоречий, негативных тенденций и проблем. Эти противоречия углубляются и тормозят развитие современных технологий, что отрицательно сказывается на социальном состоянии информационного общества.

Цель данной работы —отразить негативные влияния информатизации на здоровье человека и на воспитании молодого поколения. Также рассмотрим влияние средств массовой информации и интернета на массовое сознание и развитие молодежи, отразим социальные противоречия и проблемы информационного общества, такие как:

- неограниченная свобода доступа к глобальной сети;

- безопасность и полезность получаемой оттуда информации;

- медико-психологическая проблема и влияние информационных сетей на здоровье и массовое сознание молодого поколения;

- правовые вопросы.

Информация в развитии цивилизации всегда играла важную роль. Она служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории развития общества специалисты выделяют несколько информационных революций, связанных с масштабными изменениями в сфере производства, хранения, обработки и обращения информации. Эти процессы привели к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.

Ряд ученых выделяют такие черты информационного общества [2]:

− изобильное циркулирование информации высокого качества.

− приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

− главной формой развития становится информационная экономика.


− наличие средств, необходимых для хранения информации, использования, распределения. То есть знания автоматизировано генерируются, хранятся, обрабатываются и используются с помощью новейшей информационной техники и технологий;

− глобальный характер информационных технологий, приобретающих и охватывающих все сферы социальной деятельности человека. В таком обществе информация быстро и легко распространяется в соответствии с требованиями заинтересованных в ней людей либо организаций и подаётся она в привычной для всех форме. Каждый член этого общества в любое время суток и в любой точке страны имеет доступ к нужной ему информации;

− информационное единство всей человеческой цивилизации;

− реализация свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации с помощью средств информатики. Информация и услуги, связанные с её доставкой, должны быть как можно более дёшевы, потому что общество становится информационным, только если информация доступна всем. Общество способно обеспечить каждого члена информационной технологией (как компьютерами, так и средствами связи);

− реализация гуманистических принципов управления обществом и воздействия на окружающую среду

Тенденции в построении информационного общества

Положительные тенденции

  1. Преодоление информационного кризиса, сглаживание противоречий между информационным морем и информационным недостатком.
  2. Обеспечение приоритета информации сравнительно с другими ресурсами
  3. Главенствующая форма развития – информационная экономика
  4. Основой общества должны быть автоматизированные генерация, обработка, хранение и использование всевозможных знаний посредством новейших информационных технологий и техники.
  5. Информационная технология глобального характера, охватывающая все сферы деятельности человека.
  6. Формирование информационного единства человеческой цивилизации.
  7. Посредством информатики реализация свободного доступа каждого человека к ресурсам информации всей цивилизации.
  8. Реализация гуманистических принципов управления обществом и контроль над воздействием на окружающую среду.

Отрицательные тенденции

1. Увеличивающееся влияние на общество любых средств массовой информации – даже недоброкачественных.

2. Информационные технологии вмешиваются в частную жизнь людей, производя зачастую разрушительные действия, нарушается деятельность организаций.


3. Не решается существующая проблема отбора информации качественной и достоверной.

4. Большинство людей с трудом адаптируются в информационном обществе.

5. Трудности в нейтрализации опасности разрыва между потребителями и "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой и распределением информационных технологий).

6. Нет достаточно актуальных разработок информационного права и информационной защиты

7. Угроза нарушения конфиденциальности информационных данных.

8. Не обеспечена должным образом безопасность личного информационного пространства.

Плюсы и минусы информационного общества отлично демонстрирует телевидение. Наряду с тем, что с его помощью создаются памятники, шедевры культуры, производится также реклама и спам. Великое множество поп- и рок-концертов, «мыльных» сериалов, обогащая материально определенную часть общества, в большой степени опрощает человеческую личность. Общество становится менее нравственным и культурным. Легкий доступ к информации для обучающихся также обладает положительными и отрицательными моментами. Школьники и студенты привыкают рассчитывать на чужие идеи, списывают готовые работы, не создавая при этом ничего нового, что способствует развитию лености ума. Преподаватели – читают готовые слайды, не тратят силы на индивидуальную подачу материала, общение со студентами. Это может привести к тому, что наука не найдет своих исследователей и изобретателей

Таким образом, плюсы и минусы информационного общества – это реальность, требующая планомерного изучения.

Однако, несомненно, что важным направлением образовательной политики государства должно стать воспитание достойного гражданина информационного общества, способного не только выступать в роли пассивного пользователя, но и грамотного и адекватного потребителя информации.

Список использованных источников

  1. Аубакирова, Г.М. Становление информационного общества.

Режим доступа: https://infourok.ru/statya-stanovlenie-informacionnogo-obschestva-574540.html

  1. Ракитов, А.И. Глобальная информатизация и информатизация советского общества // Сб. н. тр. «Социальная информатика». М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1990. Характерные черты информационного общества.

Режим доступа: http://fb.ru/article/215131/harakternyie-chertyi-informatsionnogo-obschestva-plyusyi-i-minusyi-informatsionnogo-obschestva-tablitsa