Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 8
Скачиваний: 3
Как отмечает Питер Друкер, успех страны зависит на 80% от управления. Действительно, управление играет огромную роль в развитии стран, решении проблем, стоящих перед экономикой, успехе экономических субъектов. Однако само по себе управление основывается на системе принципов и ценностей, которые являются фундаментальной составляющей процесса управления. Еще Макс Вебер отмечает, что ценности, лежащие в основе протестантской морали, во многом предопределили успешность некоторых европейских стран. Связи экономики, управления и этики прослеживаются во многом. Например, чем выше уровень доверия компаний со стороны еѐ партнеров, тем меньше расходов уходит на контроль договоренностей между ними, снижаются трансакционные издержки, уменьшается время ведения переговоров. Такие понятия как доверие, репутация, ответственность приобретают в данном ключе большое значение. Автор разделяет проблемы этического взаимодействия на разных экономических уровнях и считает, что они локализованы на: мега-, макро- и микроэтических уровнях. На мегауровне существуют проблемы отношений между компаниями разных стран. В разных странах приняты разные принципы и нормы ведения бизнеса, в связи с чем экономические субъекты часто не могут найти общего языка для взаимодействия друг с другом. Большой проблемой для транснациональных корпораций является их адаптация в разных странах. Данные проблемы появились практически одновременно с началом процесса глобализации. По мере увеличения взаимного проникновения экономик стран мира друг в друга проблема будет приобретать все большую актуальность. Этический вопрос важен для привлечения зарубежных инвестиций в экономику: практика показывает, что инвесторы склонны переплачивать, вкладывая деньги в компании с проверенной репутаций, в компании, в которых понятны принципы их деятельности, в которых применяются механизмы корпоративного управления. Остро встают проблемы на уровне взаимодействия государства и иностранных компаний, так, например, компания IKEA уволила двух топ-менеджеров за попытку дать взятку государственным служащим. Компания не раз заявляла о том, что намерена вести бизнес во всех странах своего присутствия только законным путем, придерживаясь высоких европейских стандартов, в противном случае компания ставит под сомнение свое развитие и присутствие в данном регионе. На макроэтическом уровне возникает проблема отношений между компаниями, руководствующимися разными принципами в своей экономической деятельности: некоторые компании стремятся получить быструю прибыль любой ценой, а некоторые делают упор на долгосрочном развитии и дорожат своей репутацией. Подавляющее большинство компаний, стремящихся к долгосрочному развитию, следует моральным нормам при ведении бизнеса. На данном уровне существуют проблемы взаимодействия: государства и корпораций, корпораций и общества в целом, компаний и окружающей среды, допустимой конкуренции между компаниями и т.д. В последнее время часто говорят о моральном капитале компании как одном из ее нематериальных активов. В практике имеются специальные индексы, определяющие уровень этики компании, например, FTSE4Good, Гудвил. На микроэтическом уровне возникают проблемы отношения между фирмами и клиентами, отношение между компаний и ее акционерами и инвесторами, комплекс проблем внутрифирменного взаимодействия (отношения между компанией и еѐ работниками, отношения между работниками и пр.). На микроэтическом уровне формируются внешние признаки компании (имидж компании, доверие к ней со стороны покупателей) и внутренние (руководящие ценности, моральный климат в коллективе). Многие проблемы возникают из-за конфликта интересов, например, давно замеченное расхождение интересов акционеров и менеджеров компаний. Дело в том, что права собственности принадлежит акционерам компании, а права управления делегированы менеджерам, что может порождать асимметрию информации и приводить к увеличению агентских издержек. Границы между проблемами, находящимися на разных этических уровнях, достаточно размыты и нечетки, это связано с принципиальной сложностью моральных явлений. Как видно, в плоскости этики имеется большое число проблем различного масштаба. Этика влияет на стоимость компании, облегчение доступа к инвестициям, ослабление контроля, уровень продаж, производительность труда. Нужны механизмы и инструменты управления и развития этики на всех уровнях. При этом этика должна иметь определенные способ конкретного приложения и служить определенным прикладным целям компании. Международная и государственная политики в области этики. Международное бизнес сообщество постоянно разрабатывает и дополняет принципы и нормы международного ведения дел. Например, конференция Круглого стола Ко. Конференция Ко объединила для обсуждения бизнес Америки, Европы и Азии. Практическим результатом данной конференции стала попытка нахождения общих ценностей между ведущими экономиками мира. Организация экономического сотрудничества и развития выпустила рекомендации по развитию и совершенствованию этики. В России существуют исследовательские институты, работающие в области изучение деловой этики, среди них можно выделить Институт экономики РАН, Центр стратегических разработок, Центр политических технологий, Торгово-промышленная палата РФ, Национальный фонд «Российская деловая культура». Межотраслевые и профессиональные кодексы этики. Межотраслевые и профессиональные кодексы нужны для регламентации деятельности однопрофильных компаний в какой-либо отрасли. Существуют кодексы юристов, врачей и многих других профессий. Компании должны придерживаться моральных стандартов, принятых в отрасли. Принятие кодексов должно говорить о принадлежности к профессии и работе по правилам отрасли. Такие кодексы регламентируют многие вопросы профессиональной деятельности. Корпоративное управление. Корпоративное управление регламентирует отношения между собственниками и менеджерами, во многом используя этические принципы. В 2004 вышли рекомендации ФКЦБ РФ о составлении кодексов корпоративного поведения, его основные цели - совершенствование управления акционерными обществами, а также обеспечение прав и законных интересов акционеров. Данные рекомендации легли в основу модели корпоративного управления в России. Документ определяет принципы деятельности совета директоров, общего собрания акционеров и прочих элементов корпоративного управления. Корпоративное управление опирается на принципы: соблюдение прав и интересов акционеров, равное отношение к акционерам, уважение интересов заинтересованных лиц, раскрытие информации и прозрачность обя- занности совета директоров. Корпоративное управление стимулирует развитие положительной практики этического ведения бизнеса в стране. Корпоративные кодексы. Корпоративный кодекс этики – свод этических норм и правил компании. Этические кодексы содержат ценности, нормы и правила взаимоотношений компании с основными заинтересованными лицами. Кодексы регламентируют отношения между компаний и сотрудниками, компаний и собственниками, компаний и еѐ партнерами. Принятие кодекса корпоративной этики говорит о принятии компанией высоких моральных норм и ответственности за них. Подобные кодексы приносят пользу в управлении компании, регламентируя основные дилеммы, с которыми сотрудники компании могут столкнуться в повседневной практике. Хотя кодексы являются не столько формальными инструкциями о том, как необходимо поступать в конкретных ситуациях, сколько служат базовыми ориентирами к деятельности. Кодекс, помимо управленческой, может выполнять и репутационную функцию. Тогда кодекс определяет отношения компании с внешними сторонами (партнерами, СМИ, государством и иными заинтересованными сторонами). Оформляться кодексы могут в разном виде, например, компания P&G имеет краткое кредо, а кодексы банков, как правило, более развернутые. Элементы этической программы компаний. Часто этическое развитие не ограничивается только принятием кодекса этики. В практике встречаются менеджеры по этике, комитеты по этике, этическое обучение (обучение этике). Менеджер по этике участвует в решении этических проблем в компании, подобные должности встречаются в основном в больших компаниях. Комитеты по этике также занимаются решением этических вопросов, в полномочия комитета по этике входит изменения этических кодексов компании, внесение в них дополнений. Таким образом, комплексными механизмами решения проблем этики являются: продолжение диалога между мировыми экономиками, распространение корпоративного управления, введение в практику этических кодексов. Компании должны стремиться развивать собственные этические программы. Важной установкой в данной области должно стать то, что этическое взаимодействие более выгодно, чем аморальное. В том случае, если компании будут поступать этично, суммарный максимальный экономический результат будет значительно больше, чем в случае аморального поведения. В современной России начинают появляться инструменты корпоративного управления, многие компании применяют в своей практике этические кодексы, создают комитеты по этике и т.д.. Стоит отметить, что процесс формирования этического отношения к экономической деятельности начинается с крупных компаний отечественной экономики. Крупные компании стремятся внедрить формальные корпоративные кодексы этики и положения для своих сотрудников, решающие проблемы взаимодействия на всех выделенных этических уровнях. Часто встречается практика введения должности этического поверенного или менеджера по этике. Средний и мелкий бизнес старается укрепить атмосферу доверия на неформальном уровне. Деятельность в данном направлении нуждается в постоянном стимулировании и развитии. Подобная практика этического регулирования является способом решения проблем в области бизнес этики.