Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 3
На основании российской практики последнего десятилетия можно говорить о том, что государством осознан факт, что решение некоторых жизненно важных для России социальных и экономических задач не может быть обеспечено без существенных материальных и иных издержек в традиционных формах юридических лиц. Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью не могли решить столь глобальных проблем. Соответственно, это закономерно обусловило создание государственных корпораций и государственных компаний. Являясь юридическими лицами публичного права, они служат инструментом непрямого регулятивного воздействия государства на общественные отношения.
Бесспорно, создание таких новых корпоративных образований с участием государства тесно связано с усилением роли самого государства в их регулировании.
Именно поэтому в современных социально-экономических и политических реалиях наиболее подходящим способом обеспечения реализации отдельных задач является создание для этих целей специальных корпораций, как юридических лиц со специальной компетенцией. Это означает наличие у них уникального сочетания строго целевой правоспособности с публичным характером решаемых задач.
Таким образом, становится ясно видно, что на данный момент тема правового положения корпораций в РФ не теряет своей актуальности и нуждается в постоянном контроле со стороны государства с целью постоянного их развития.
§1. Общие положения о корпорациях.
Корпорация – это такое юридическое лицо, которое имеет широкое распространение, как правило, в развитых странах; это одна из форм организации предпринимательской деятельности.
Можно выделить несколько признаков, характерных для корпорации:
- предусмотренная долевая собственность;
- функции управления сосредоточены в руках профессиональных управляющих, работающих по найму;
- специальная система налогообложения прибыли.
Все корпорации делятся на два вида – государственные и частные корпорации.
Соответственно действующему законодательству, частные корпорации существуют в форме хозяйственного общества или хозяйственного товарищества. В свою очередь, эта классификация состоит из более конкретных составляющих, а именно – акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, полное товарищество и т.д. Вся их деятельность детально урегулирована как Гражданским кодексом РФ, так и специальными федеральными законами.
Особый интерес, конечно, представляют государственные корпорации, которыми признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные РФ на основе имущественного взноса и созданные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается такая корпорация на основании федерального закона.[1]
Правовое регулирование государственных корпораций осуществляется Гражданским кодексом РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях» и некоторыми иными федеральными законами. Имущество, которое передается государственной корпорации является собственностью этой корпорации.
Отличительной особенностью государственной корпорации является то, что она не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация в свою очередь не отвечает по обязательствам такой корпорации, за исключением случаев, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
Если обратиться к истории создания государственных корпораций в РФ, то необходимо вернуться в 2001 год, когда была создана первая такая корпорация – Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Спустя два года правопреемником АРКО становится Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». А уже в 2007 году образовались Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация «Ростех», Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и некоторые другие.
Продолжая иллюстрировать историю появления государственных корпораций, нельзя не упомянуть о создании в 2015 году государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (Госкорпорация «Роскосмос»). Также знаковым было создание в 2009 году первой государственной компании «Российские автомобильные дороги».
Как видно из приведенных примеров, тенденция на увеличение количества государственных корпораций налицо, что говорит лишь об особой роли таких организаций на сегодняшний день. Именно поэтому, на мой взгляд, тема государственных корпораций является наиболее актуальной и требующей особого внимания при изучении их правового регулирования.
Создание таких организаций было обусловлено происходящими в то время в стране экономическими процессами, когда государство стремилось к рациональному использованию своего имущества, эффективному управлению им. Также ставились определенные социально-значимые цели, которые могли быть достигнуты лишь при делегировании отдельных публичных функций специально созданным для реализации поставленных задач организациям.
Особенности правового положения государственных корпораций.
Хочется отметить, что правовое положение государственных корпораций в хозяйственном обороте, их возможности распоряжения внесенным в уставный капитал или переданным в управление имуществом в сочетании с некоторыми (иногда особо значимыми) публичными функциями таких корпораций не умещаются в рамки тех организационно правовых форм юридического лица, которые существовали в цивилистической доктрине и гражданском законодательстве до появления таких организаций. Политическая и социально-экономическая действительность подтолкнула доктрину в сторону более быстрого развития и потребовала создания новых субъектов со специальной организационно-правовой формой, которые соответствовали бы потребностям государства. Все эти предпосылки повлекли за собой логичное изменение законодательства.
Современная классификация искусственных субъектов права, которыми являются юридические лица, ориентируется на различные варианты управления имуществом и, соответственно, осуществлением экономической деятельности. Единственное что, участием в экономических отношениях деятельность таких субъектов не ограничивается, ведь являясь хозяйствующими субъектами, они в ряде случаев могут выполнять публично-значимые функции (например, обеспечивать население водой, заниматься воспитанием детей и др.). Как правило, для таких целей создаются унитарные предприятия или учреждения.
В ряде же случаев такие субъекты могут брать на себя частичное выполнение государственных функций. В частности, до последнего времени управление в сфере атомной энергетики осуществляло государство непосредственно. На настоящий же момент эта функция перешла в руки Государственной корпорации «Росатом», которая хоть и является именно экономическим субъектом, но осуществляет ряд функций государства.
И как уже говорилось, таких организаций становится все больше. А тот факт, что создаются они на основании федерального закона, лишь подчеркивает их уникальность и значимость.
Государственная корпорация в некотором роде реализует ту систему управления имуществом, которая на Западе (в системе общего права) именуется «траст», т.е. отношения доверительной собственности, которые в силу исторических особенностей не признаются романо-германской правовой семьей.
Важно упомянуть, что ряд авторов по-прежнему считают, что более удобной формой осуществления государством функций по управлению имуществом является создание АО со 100% участием государства. Однако надо понимать, что акционерное общество – это в первую очередь коммерческая организация, и она изначально ориентирована на получение прибыли, как основной цели деятельности, вне зависимости от того, кто ей владеет. Соответственно, это может перерасти в конфликт с необходимостью выполнения публично-значимых функций и последующих злоупотреблений правом.
При градации юридических лиц нельзя опираться только лишь на правовой режим имущества, важно обращать внимание на другие формы участия таких субъектов в правоотношениях. Ведь такие субъекты могут иметь различные цели и задачи, которые не связаны с использованием государственного имущества в целях извлечения прибыли. Говоря об этом, сразу же вспоминаются встречающиеся в законодательстве бюджетные, казенные и автономные учреждения.
Таким образом, приближаясь к завершению, хотелось бы обратиться к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой государственные корпорации именуются переходной формой, призванной способствовать консолидации государственных активов и повышению эффективности стратегического управления ими. По мере решения этих проблем, а также укрепления институтов корпоративного регулирования и финансового рынка часть государственных корпораций должна быть акционирована с последующей полной или частичной приватизацией, а часть государственных корпораций, созданных на определенный срок, должна прекратить свое существование
Соответственно, даже в случае, если государство откажется в будущем от таких форм юридического лица как государственные корпорации (и государственные компании), переведя их в организационно-правовую форму акционерного общества, останется без решения проблема правового положения субъектов, как, например, Центральный банк, государственные внебюджетные фонды и иные организации, которые выполняют публичные функции и которые не подпадают под классическую гражданско-правовую конструкцию юридического лица.
Все это говорит о необходимости дальнейшей разработки правовой доктрины юридического лица публичного права.
Список использованной литературы.
1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О некоммерческих организациях";
2. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 2-е изд. М., 2010;
3. Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М., 2006;
4. Мошкова Д. М. Государственные корпорации как субъекты финансовых правоотношений: монография / под ред. Е. Ю. Грачевой. М., 2012.
-
Ст. 7.1. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О некоммерческих организациях". ↑