Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.
Нормы налогового права - это установленные государством и муниципальными образованиями правила поведения, порождающие налоговые правоотношения, за нарушения которых (правовых норм) предусмотрены меры государственного принуждения.
Источниками объективации норм налогового права являются нормативные правовые акты и судебные прецеденты.
Нормы налогового права обладают следующими признаками:
- нормы налогового права есть правила поведения, гарантированные государством;
- они возлагают на участников отношений юридические обязанности и предоставляют им субъективные права;
- эти нормы имеют общеобязательный характер, т. е. обращены ко всем участникам регулируемых ими общественных отношений, а не к конкретным индивидам;
- налоговая норма всегда выражена либо в нормативном правовом акте, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления, либо в постановлении Конституционного Суда РФ;
Кроме того:
- налоговые нормы, являясь разновидностью финансово-правовых норм, прежде всего являются средством реализации публичных, а не частных интересов;
- нормы налогового права почти не имеют своего прототипа в общественной жизни;
- нормы налогового права отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью, динамичностью;
- нормы налогового права являются обязывающими, т. е. регулируют отношения, главным образом, через установление обязанностей для субъектов налогового права;
- среди норм налогового права имеются и управомочивающие нормы;
- регулируют не все, а только те отношения, которые возникают по поводу собирания государством и муниципальными образованиями денежных средств;
- нормы налогового права регулируют отношения с участием весьма специфичного круга субъектов.
Нормы налогового права имеют структуру, в которой выделяются:
- гипотеза,
- диспозиция,
- санкция.
Во-первых, санкции норм налогового права имеют денежный характер. Ими предусматривается пеня и штраф. Во-вторых, санкции норм налогового права имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер. К правовосстановительным санкциям относится пеня, а к карательным штрафным санкциям - штраф, а в некоторых случаях и пеня. В-третьих, чаще всего правовосстановительные и карательные санкции норм налогового права применяются одновременно. В-четвертых, денежные средства, получаемые в результате применения санкций норм налогового права зачисляются в бюджеты (государственные и муниципальные), в государственные внебюджетные фонды.
Норма налогового права не тождественна статье акта налогового права. Как правило, все элементы, из которых состоит норма, содержатся не в одной статье акта налогового права, а размещаются в разных статьях.
Например, ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формулировке опущена, но подразумевается) и диспозицию налоговой нормы, определяющую порядок учета налогоплательщиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой налоговой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.
Нормы налогового права весьма многообразны, что отражает сложный и комплексный характер налогово-правового регулирования.
Их можно классифицировать:
1. В зависимости от функций, выполняемых налоговым правом, его нормы могут быть подразделены на регулятивные и охранительные.
К регулятивным нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Регулятивные нормы налогового права в зависимости от их юридического содержания подразделяются на:
- обязывающие (устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия);
- управомочивающие (предусматривают возможность субъекта действовать в рамках требований налоговой нормы, но по своему усмотрению);
- запрещающие (устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в этой норме).
К охранительным нормам налогового права относятся те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за налоговые правонарушения, а также за нарушение банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
2. В зависимости от операции, которую они выполняют в процессе правового регулирования - специализированные нормы:
- общие (фиксируют определенные элементы регулируемых отношений);
- оперативные (определяют вступление в силу налогово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т. д.);
- коллизионные (указывают на законы, порядок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив);
- нормы-дефиниции (закрепляют признаки финансово-правовой категории);
- нормы-принципы (определяют основные начала законодательства о налогах и сборах).
3. По объему действия на общие и специальные.
Общие нормы распространяются на целый ряд тех или иных отношений, а специальные - на определенный вид отношений в пределах данного рода.
4. По территории действия различают налоговые нормы, охватывающие:
- всю территорию Российской Федерации;
- территорию соответствующего субъекта РФ;
- территорию соответствующего муниципального образования.
Соответственно, первые содержатся в нормативных правовых актах органов власти федерального уровня, вторые - в нормативных правовых актах субъектов Федерации, а третьи - в нормативных правовых актах муниципальных образований.
Также нормы налогового права подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальные нормы налогового права устанавливают объекты налогообложения, налоговые ставки, льготы по отдельным видам налогов, общие требования к реализации норм налогового права и т. д.
Процессуальные нормы налогового права устанавливают порядок реализации материальных норм.
К примеру, процессуальными являются налоговые нормы, определяющие порядок принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, порядок осуществления налоговыми органами налогового контроля.
В механизме правового регулирования налоговых отношений нормы-принципы и нормы-дефиниции выступают нормами общего содержания. Они устанавливают общие определения для налогового права либо исходные начала (принципы) налогообложения соответственно.
Нормы-дефиниции и нормы-принципы не формулируют деталей налогово-правового регулирования, а содержащиеся в них правила поведения не находят четкого выражения в налогово-правовом акте. Это нормы, которые определяют правовые принципы, понятия, категории, имеющие юридическое значение. Поэтому их обязательно следует учитывать при применении любых соответствующих им конкретных норм налогового права. Правило поведения в такой норме выражено в самых общих чертах и может быть выведено лишь после соответствующего анализа.
Принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права и формирующее различные подходы к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.
Нормы принципы обладают значительной спецификой в структуре механизма налогово-правового регулирования. Им присущ базовый характер, поскольку, являясь предписаниями основополагающего характера, нормы-принципы определяют цели и функциональную направленность всех иных налогово-правовых норм.
Нормы-принципы носят абстрактно-обобщающий характер. Они регулируют ключевые аспекты налоговой сферы и представляют собой обобщающие правовые категории. Также они конкретизируются посредством иных правовых норм. Именно эта особенность норм-принципов налогового права делает их незаменимыми при толковании иных правовых норм законодательства о налогах и сборах и разрешении коллизионных ситуаций в сфере налогообложения.
Нормы-принципы имеют стабильный характер, обладают устойчивостью, что позволяет им выполнять роль долговременных правовых ориентиров в системе налогового законодательства.
В Налоговом кодексе РФ нормы-дефиниции содержатся в основном в ст. 11, однако используемые в законодательстве о налогах и сборах понятия и термины не ограничиваются приведенными в указанной статье. Одной из задач части 1 Налогового кодекса РФ является формирование понятийного аппарата налогового законодательства, поэтому термины и понятия определены и в соответствующих статьях первой части.
Статья 11 Налогового кодекса РФ предусматривает следующие способы формирования понятийно-терминологического аппарата:
- использование в Налоговом кодексе РФ понятий и терминов, ранее определенных в других отраслях законодательства в том значении, в каком они применяются в этих отраслях. Часть 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ содержит положение о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено в Налоговом кодексе РФ.
- использование специфических понятий и терминов законодательства о налогах и сборах в значениях, определяемых в Налоговом кодексе РФ. Такие понятия, как «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налогооблагаемая база» и др., должны иметь единообразное определение, которое следует закреплять именно в Налоговом кодексе РФ и распространять на все принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения.
Ст. 5 Налогового кодекса РФ установлены особые правила вступления в силу актов законодательства:
- о налогах -- не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
- о сборах -- не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Дата вступления нормативного правового акта в силу (начало его действия) имеет важное юридическое значение, так как именно с этого момента начинается действие нормативного акта также в пространстве и по кругу лиц.
Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1-го января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют, те же акты налогового законодательства, которые устраняют или смягчают ответственность за нарушение законодательства либо устанавливают дополнительные гарантии, имеют обратную силу.
В Налоговом кодексе РФ не содержится специальных норм, предусматривающих случаи прекращения действия актов налогового законодательства. Однако сложившаяся практика позволяет говорить о том, что они утрачивают силу либо в результате прямой отмены, либо с истечением срока действия закона.
Действие нормативных правовых актов в пространстве позволяет говорить о территории, в границах которой распространяет свое действие принятый акт. Ст. 4 Конституции РФ устанавливает, что Конституция РФ и федеральные законы действуют на всей территории нашей страны. Учитывая, что в соответствии со ст. 67 Конституции РФ Россия имеет некоторые суверенные права в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а объем этих прав определяется международными соглашениями, то регулирование налоговых отношений здесь осуществляется только в тех пределах, которые установлены актами международного права. Законы субъектов РФ и нормативные правовые акты муниципальных образований действуют соответственно на территории указанных субъектов и муниципальных образований.
Что касается действия источников по кругу лиц, то они действуют на всей территории РФ и распространяются на всех субъектов гражданского права, если в соответствующем акте (норме права) не установлено иное.
По кругу лиц нормативный акт распространяет свое действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений. Ст. 9 Налогового кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень участников налоговых правоотношений:
- организации и физические лица, являющиеся налогоплательщиками или плательщиками сборов;
- организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;
- налоговые органы;
- таможенные органы.