Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
В зависимости от механизма следообразования возникают статические или динамические следы ног (обуви). Статические следы образуются, когда человек стоит, идет или бежит, а динамические, когда он скользит.
Следы ног (обуви) могут быть объемными, если они образуются на пластичной поверхности (песок, рыхлая земля, грязь, мягкая глина, снег и т.п.), либо поверхностными, когда они оставлены на твердой поверхности (твердый грунт, пол, паркет и т.п.) за счет отслоения или наслоения пыли, грязи, красящих веществ, крови и т.п. Поверхностные следы ног (обуви) могут быть видимыми и невидимыми. Поверхностные следы видимы, если они сами одного цвета, а их фон другого цвета, и соответственно невидимы, если они того же цвета, что и фон, так как они сливаются со своим фоном. К невидимым относятся и следы, оставленные чистой подошвой обуви на чистой гладкой поверхности. Босая нога также может оставить невидимый поверхностный след, состоящий из потовых выделений, обычно смешанных с частицами пыли и грязи.
Работа следователя со следами ног (обуви)
Обнаружение следов ног (обуви). В целях обнаружения следов ног (обуви) на месте происшествия рекомендуется осмотреть: поверхность земли (пола), лежащие на земле (полу) предметы;
предметы обстановки, которыми мог пользоваться преступник (столы, стулья, скамейки, табуреты и т.п.), доставая какие-либо вещи со шкафов, полок, снимая со стен висящие на них предметы;
предметы и поверхности по пути следования преступника (заборы, чердаки, крыши, лестницы, подоконники, гладкие резиновые коврики перед дверью и т.п.);
одежду потерпевшего, которого избивали ногами.
При поиске следов ног (обуви) прежде всего обращают внимание на возможные пути проникновения преступника на место происшествия и ухода с пего.
Если на месте, подвергающемуся осмотру, следы ног (обуви) не обнаружены, то необходимо расширить место осмотра и попытаться найти следы за пределами этого места.
Объемные следы ног (обуви) обычно хорошо различимы. Для выявления слабовидимых поверхностных следов используются косонаправленное освещение и осмотр под различными углами зрения.
Невидимые поверхностные следы ног (обуви), образованные за счет отслоения или наслоения пылеобразных веществ, особенно на различных тканях (обивке мебели, коврах и т.п.), удастся выявить лишь с помощью дактилоскопической пленки, скотча, увлажненной фотобумаги, шероховатой поверхности резины, путем наложения и прижатия их к следу.
Невидимые следы, оставленные чистой подошвой резиновой обуви (на линолеуме, крашеном и струганном дереве, бумаге, керамических плитках пола), выявляются путем обработки поверхности мелкозернистым железным порошком с помощью магнитной кисти и могут быть затем откопированы на дактилоскопическую пленку (скотч). Подобные же следы, выявленные на неровных поверхностях, копируются с помощью силиконовых компаундов так же, как это делается с аналогичными следами рук.
Следы подошв резиновой обуви, выявленные порошком восстановленного водородом железа на пористых поверхностях, можно закрепить посредством интенсивного окуривания парами йода с помощью йодной трубки.
Свежие кровяные следы, сливающиеся с фоном, можно увидеть, подождав несколько часов, гак как с течением времени они меняют свою окраску и выделяются на том фоне, с которым раньше сливались.
Сохранение следов ног (обуви). Следы ног (обуви) легко подвергаются разрушению, поэтому с момента обнаружения должны быть приняты меры к их сохранению.
Следы на открытой местности необходимо оградить, а при неблагоприятных атмосферных условиях (дождь, снег и т.п.) прикрыть водонепроницаемым предметом (ящиком, коробкой, листом железа или фанеры), однако так, чтобы прикрывающий предмет не касался следа. Кроме того, предмет не должен быть загрязненным и обладать резким запахом. Если имеется опасность размыва следа водой, его не только накрывают, но и делают вокруг водоотводную канавку.
Для сохранения объемных следов в песке от повреждения ветром и засыпания песком необходимо прикрыть их ящиком или тазом и поставить ветровой заслон в виде щита из досок или ветвей.
Для сохранения объемных следов в снегу от деформации в результате таяния нужно прикрыть след чем-то теплонепроницаемым (укрепленной на подпорках зимней верхней одеждой, толстым деревянным ящиком и т.п.), либо тазом или другой посудой, которую затем засыпать снегом.
Фиксация следов ног (обуви). Любые обнаруженные на месте происшествия следы ног (обуви) прежде всего фотографируются, затем измеряются и описываются в протоколе осмотра.
Видимые следы ног (обуви) необходимо фотографировать непосредственно после обнаружения, а невидимые — после проявления. Следы ног (обуви) фотографируются в максимально крупном масштабе по правилам масштабной фотографии. Фотокамера располагается так, чтобы плоскость кадра была строго параллельна плоскости расположения следа. При этом масштабная линейка кладется в плоскости следа.
Объемные следы ног лучше фотографировать при двустороннем освещении: основным светом и дополнительным теневым . Угол теневого освещения зависит от величины рельефа следа. Чем крупнее рельеф, тем больше должен быть угол теневого освещения и наоборот. Неглубокие следы обуви на пыльной дороге также фотографируют при двустороннем освещении: верхнем — рассеянном и боковом — направленном. При солнце в полуденные часы такое освещение можно создать с помощью белого экрана или зеркала. Поверхностные следы (следы отслоения или наслоения пыли и грязи) необходимо фотографировать при боковом и верхнем освещении.
Следы на снежном покрове при дневном освещении фотографируются с применением желтого или оранжевого светофильтров, которые ослабляют действие отраженных снегом ультрафиолетовых лучей и улучшают качество изображения.
Поверхностные следы ног, окрашенные в тот или иной цвет (например кровяные), желательно фотографировать на цветные фотоматериалы, а на черно-белые — с применением светофильтра, учитывая цвет поверхности, на которой они расположены.
Дорожка следов ног, если она короткая, фотографируется целиком на один кадр сбоку. Более длинную дорожку следов лучше фотографировать сбоку линейным панорамным способом. При съемке нужно следить за тем, чтобы фотоаппарат перемещался строго параллельно линии направления движения, причем точки съемки должны находиться на равном расстоянии от дорожки следов. Эти точки намечаются заранее с таким расчетом, чтобы они перекрывались каждым последующим кадром. Если в намеченных точках съемки отсутствуют естественные ориентиры, их можно заменить колышками. Если в дорожке следов запечатлелись особенности походки, целесообразно производить съемку сверху с масштабной линейкой.
Изготовленные фотоснимки следов ног и обуви приобщаются к делу в качестве приложения к протоколу осмотра (ст. 180 УПК РФ).
В следах, оставленных обувью, измеряются:
общая длина следа обуви — по линии от середины заднего края каблука до середины переднего края носка;
длина подметки — по оси следа;
ширина подметки — в самом широком месте;
ширина промежуточной части — в наиболее узком месте;
длина промежуточной части;
ширина каблука и длина каблука — по оси;
глубина отпечатка каблука.
В объемном следе отдельные части измеряются не по горизонтали, а по кривой линии его поверхности, так как отпечатки пятки и носка в таком следе более углублены по сравнению со средней частью отпечатка подошвы.
В следе босой ноги измеряются: обшая длина подошвы; ширина плюсневой части; ширина пяточной части; ширина промежуточной части (свода); длина и ширина пальцев . Длину следа измеряют по осевой линии, проведенной от заднего края пятки и проходящей между первым и вторым пальцами до перпендикуляра к осевой линии проходящего касательно к переднему краю первого пальца. Ширину плюсневой и пяточной частей измеряют по линиям, перпендикулярным к серединной линии подошвы в наиболее широком месте, а промежуточной части — в наиболее узком месте. Длину и ширину пальцев измеряют по прямым линиям, соединяющим наиболее удаленные точки.
Изъятие следов ног (обуви). Следы ног (обуви) по возможности изымаются в натуре вместе с предметом — носителем следа. Если существует опасность деформации следа, то след изымают путем изготовления слепка следа. При этом способ изъятия следов ног (обуви) зависит от их вида.
Поверхностные следы ног или их фрагменты, образованные за счет наслоения или отслоения пыли или иных порошкообразных веществ на гладкой поверхности, могут быть изъяты путем непосредственного переноса частиц, образовавших следы, на крупноформатную дактопленку, либо на листовую резину, поверхность которой должна быть предварительно зачищена наждаком, либо на листы увлажненной глянцевой фотобумаги размером 24x30 или 30x40 см. Светлые частицы веществ переносятся на бумагу черного цвета (засвеченную, проявленную и отфиксированную), темные — на бумагу белого цвета (отфиксированную и промытую). Фрагменты следов хорошо переносятся на светлую или темную дактилоскопическую пленку.
С объемных следов ног (обуви) на плотном фунте изготавливаются гипсовые слепки. В зависимости от состояния грунта применяются различные способы изготовления слепков — наливной, насыпной и комбинированный.
Наливной способ применяется для получения слепков со следов в плотном, влажном грунте.
Насыпной способ применяется в тех случаях, когда дно следа покрыто водой или мокрым снегом, при удалении которых можно повредить отпечаток подошвы. В этом случае сухой гипсовый порошок высыпается через сито непосредственно на поверхность воды, оставшейся в следе. После того как гипс пропитается влагой, насыпают новый слой, укладывают каркас и опять наносят слой гипса. При изготовлении слепка со следа, запорошенного мокрым снегом, его увлажняют охлажденной водой с помощью пульверизатора, а затем наносят слоями просеянный сухой гипс, как указывалось выше.
При комбинированном способе первоначально применяют насыпной, а затем, после образования плотной корки из гипса, ее смачивают водой, укладывают каркас и заливают сметанообразным раствором гипса.
Следы транспортных средств встречаются в качестве вещественных доказательств по многим категориям уголовных дел (кражи, ДТП и т. п.).
Под следами транспортных средств понимаются следы контактного воздействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также материально фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.
Классификация транспортных средств проводится по таким основаниям:
в зависимости от средств передвижения: самоходные и несамоходные;
по устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными, на полозьях; несамоходные – колесными и на полозьях.
Следы транспортных средств делятся:
по механизму образования:
а) следы-отображения(следы шин, полозьев, траков) – отражают внешнее строение ходовой части транспортного средства на других объектах (грунте, снегу);
б) следы-предметы – отделившиеся части транспортного средства (кронштейны, части кузова, осколки рассеивателей фар и подфарников);
в) следы-вещества – частицы лакокрасочного покрытия транспортного средства, остатки нефтепродуктов и горючесмазочных веществ;
по следообразующему объекту: следы автомобилей, мотоциклов, велосипедов, тракторов, саней, лыж, гужевого транспорта;
по свойствам воспринимающего объекта:
а) поверхностные (следы наслоения, следы отслоения);
б) объемные – возникают в результате деформации следовоспринимающего объекта.
По следам транспортных средств устанавливают групповую принадлежность транспортного средства (тип, модель, марку); идентифицируют конкретный транспорт, животное либо элемент транспортного средства (колесо, рассеиватель фары и т. д.); выясняют обстоятельства происшедшего события (направление движения, остановки и т. д.).
Шины различаются размерами, а также строением рисунка протектора, по которому можно определить, что след оставлен легковым автомобилем, автобусом, микроавтобусом, грузовым автомобилем или грузовиком повышенной проходимости. В практике иногда встречаются шины, снабженные съемным протектором.
Для них характерны дополнительные признаки:
индивидуальное взаиморасположение протекторных колец;
особая форма и размеры выступов, образующих рисунок протектора;
расстояние между отдельными выступами – длина оборота колеса (окружности шины). Ее можно определить только при условии, если какая-либо особенность протектора (заплата, трещина, дефект при изготовлении) отчетливо повторились в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса;
ширина колеи, характеризующая один из главных габаритов автомашины, определяется как расстояние между средними линиями в отображении беговых дорожек шин;
база автомашины – расстояние между передней и задней осями.
База транспортного средства по следам определяется в следующих случаях: стоянка на мягком грунте, осыпание грязи или протаивание снега; пробуксовка; поворот с применением хода.