Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "Об оперативно-розыскной деятельности" Российская газета. - 18.08.1995; 14.12.2011. (далее - ФЗ об ОРД), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 ФЗ об ОРД). В этой формулировке законодатель устанавливает соотношение между оперативно-розыскной деятельностью (как категорией общей) и оперативно-розыскным мероприятием (как категорией частной).
Понятие оперативно-розыскного мероприятия имеет важное теоретическое и практическое значение, является одним из ключевых, базовых во всей оперативно-розыскной деятельности. Поэтому представляется весьма важным определить понятие и содержание этой правовой категории. Выделение и изучение оперативно-розыскных мероприятий как определенного комплекса действий в системе оперативно-розыскной деятельности обеспечивает возможность глубокого исследования их сущности и научной разработки общих положений проведения этих мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и решение других задач оперативно-розыскной деятельности.
Понятие и признаки оперативно-розыскных мероприятий
Законодатель не сформулировал определения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), поэтому в учебной и научной литературе можно обнаружить не один десяток определений ОРМ, которые порой весьма существенно отличаются друг от друга.
Анализ различных точек зрения ученых позволяет определить ОРМ, как закрепленный в законе структурный элемент ОРД, состоящий из системы действий разведывательно-поискового характера, направленных на решение конкретных тактических задач. Это определение дает возможность выделить следующие признаки ОРМ.
Во-первых, ОРМ следует рассматривать в качестве составных структурных элементов ОРД, которые в своей совокупности составляют ее содержание. Как предварительное расследование проводится посредством следственных действий, так и ОРД осуществляется путем проведения ОРМ. ОРМ могут осуществляться в рамках только этого вида государственной правоохранительной деятельности.
Во-вторых, ОРМ имеют законодательное закрепление в ст. 6 ФЗ об ОРД, где приведен их перечень. Любое изменение или дополнение этого перечня может осуществляться только федеральным законом. Таким образом, следует учитывать, что ОРМ - это категория правовая, в отличие от используемых в теории и практике ОРД таких понятий, как оперативно-розыскные действия, меры, методы и др.
В-третьих, ОРМ осуществляются посредством конкретных практических действий субъектов ОРД (познавательных приемов), объединенных в единую систему, а поэтому организованных и управляемых. В разных мероприятиях количество составляющих их действий будет различным. В одних случаях, например, при проведении опроса, это может быть обычное обращение с вопросами к человеку, располагающему интересующей оперативного работника информацией, в других, например при проведении оперативного эксперимента, - целая система целенаправленных действий оперативных работников по моделированию обстановки, в которой проявляются преступные намерения правонарушителей, и контролю происходящих в этой обстановке событий.
В-четвертых, ОРМ имеют, прежде всего, разведывательно-поисковую направленность, т.е. нацелены на получение неизвестной ранее и необходимой для решения задач ОРД информации о криминальных событиях и причастных к ним лицах.
В-пятых, с помощью ОРМ решаются конкретные тактические задачи, которые в своей совокупности позволяют решить задачи ОРД в целом. Так, например, для выполнения задачи раскрытия преступлений необходимо решить целый ряд промежуточных задач тактического характера, направленных на установление подозреваемых лиц, изучение их образа жизни, установление содержания ведущихся проверяемыми телефонных переговоров, обнаружение мест хранения похищенного имущества и т. д. Тактические задачи, возникающие в процессе осуществления ОРД, могут быть весьма многообразны, поскольку обусловлены складывающейся ситуацией и имеющейся исходной информацией.
Структура оперативно-розыскных мероприятий
Для рассмотрения сущности ОРМ может быть применен метод системно-структурного анализа, заключающийся в расчленении исследуемого объекта на составные части (элементы) и их анализе с позиций системного подхода. Каждое оперативно-розыскное мероприятие, как всякое организованное действие, имеет свою структуру, которая состоит из взаимосвязанных элементов. Во всех оперативно-розыскных мероприятиях можно выделить пять основных элементов: объект, цель, содержательная часть, субъект, организационное и техническое обеспечение. Как видим, отдельные элементы его структуры одновременно выступают в качестве отмеченных выше признаков ОРМ.
Объектом ОРМ выступает то, на что направлено конкретное ОРМ, в отношении кого или чего при его проведении осуществляется сбор оперативно-розыскной информации. К числу объектов ОРМ, прежде всего, относятся лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступления, а также граждане, скрывающиеся от органов следствия и суда, уклоняющиеся от уголовного наказания и лица, без вести пропавшие. Кроме того, к основным объектам ОРМ можно отнести места совершения преступлений, сбыта похищенного и концентрации криминального контингента (криминогенные объекты), а также хозяйственные предприятия и коммерческие организации, где совершаются экономические преступления. В качестве объектов ОРМ в отдельных случаях могут выступать события и факты криминального характера, например, факт обнаружения в почтовом отправлении наркотических или взрывчатых веществ.
Цели ОРМ можно разделить на общие и конкретные.
Общей целью подавляющего большинства ОРМ является получение новой информации о признаках криминального поведения определенных лиц, криминальных фактах и иных объектах ОРМ. Исключение составляет лишь сбор образцов для сравнительного исследования, целью которого выступает получение в распоряжение оперативного аппарата образцов предметов и веществ, требующих своего исследования. Если с помощью следственных действий обеспечивается сбор доказательств, то ОРМ, прежде всего, нацелены на сбор оперативно-розыскной информации, которая может быть использована как для решения задач ОРД, так и в уголовном процессе, включая доказывание по уголовным делам.
Конкретная цель мероприятия определяется той тактической задачей, которую предполагается решить с его помощью. Так, например, для решения задачи проверки причастности конкретного лица к совершенному преступлению может быть поставлена цель установления тождества его внешности с имеющимися в показаниях очевидцев приметами преступника.
Каждое ОРМ имеет свои специфические познавательные возможности, поэтому в зависимости от возникающих задач выбираются те или иные мероприятия, с помощью которых они могут быть решены. В то же время одни и те же задачи в зависимости от складывающейся ситуации могут быть решены с помощью различных мероприятий. Так, сведения о криминальных связях проверяемого лица могут быть получены в результате прослушивания его телефонных переговоров либо установления за ним наблюдения, либо опроса осведомленных об этом граждан.
Конкретная цель ОРМ в ряде случаев может быть направлена не на получение новых сведений об объекте ОРМ, а на создание условий, необходимых для последующего проведения других мероприятий, либо на реализацию уже имеющихся данных. В качестве примера можно назвать цель задержания известного лица с поличным путем проведения проверочной закупки либо оперативного эксперимента и т.д.
В качестве конкретной цели проводимого ОРМ может быть изъятие орудий и средств совершения преступлений, находящихся в нелегальном обороте, а также прерывание предоставления услуг связи лицам, подготавливающим преступления, в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Достижение этой конкретной цели служит решению одной из основных задач ОРД - предупреждению преступлений.
Содержательная часть ОРМ является важнейшим элементом его структуры. Содержание любого ОРМ представляет собой сочетание определенных действий и приемов, направленных на достижение основной цели проводимого мероприятия - получение новой информации. В связи с этим в учебной литературе ОРМ иногда называются способами собирания оперативно-розыскной информации.
Рассматривая ОРД как процесс познания скрытых от правоохранительных органов криминальных событий, следует отметить, что сущность ОРМ состоит в использовании субъектами ОРД определенных приемов и методов, присущих этому процессу.
Общая методология познания предполагает диалектическое единство использования приемов чувственного и рационального познания. В основе ОРМ лежат такие известные приемы чувственного познания, как наблюдение, опрос, сравнение, моделирование и эксперимент. Эти приемы, как правило, сочетаются с использованием методов рационального познания (логического мышления): анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения и конкретизации, абстрагирования и т.д. ОРМ позволяют оперативному работнику получить определенные чувственные впечатления от восприятия выявленных и обнаруженных им разнообразных фактов, и событий. Чтобы отобрать из их множества те, которые связаны с противоправными действиями разрабатываемых, приходится проделывать сложную мыслительную работу, основанную на профессиональных знаниях и предшествующем опыте раскрытия преступлений. Таким образом, в основе каждого из числа указанных в законе ОРМ лежат определенные частные методы познания либо их комбинации.
Субъекты ОРМ - это лица, организующие ОРМ, непосредственно их проводящие и привлекаемые к их осуществлению. В зависимости от выполняемой роли и объема полномочий субъекты ОРМ могут быть разделены на две категории: основные и дополнительные.
К основным субъектам следует прежде всего относить должностных лиц оперативных аппаратов органов, осуществляющих ОРД, которые наделены соответствующими властными полномочиями. Согласно ч. 5 ст. 6 ФЗ об ОРД они решают поставленные задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц, специалистов, а также отдельных граждан с их согласия. К числу основных субъектов отдельных ОРМ, ограничивающих перечисленные в ФЗ об ОРД конституционные права граждан, могут быть отнесены и судьи, которые дают разрешение на их проведение, поскольку они непосредственно вовлечены в процесс их организации и наделены соответствующими правами и обязанностями.
К дополнительным субъектам или участникам ОРМ следует относить должностных лиц неоперативных подразделений правоохранительных органов, а также должностных лиц иных государственных и негосударственных органов, чьи полномочия и профессиональные навыки могут быть полезны при проведении отдельных ОРМ. К данной категории участников относятся также специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными знаниями.
В отдельную категорию дополнительных участников можно выделить граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, как на гласной, так и на негласной основе.
Дополнительные субъекты, в отличие от основных, принимают участие в ОРМ, как правило, в добровольном порядке. Они могут действовать лишь в пределах тех заданий или поручений, которые им дали оперативные сотрудники и при этом не несут ответственности за свои действия, если не вышли за указанные им рамки поведения.
Организационное и техническое обеспечение обусловливает интеграцию всех его вышеназванных частей в единую систему и создает необходимые предпосылки для эффективного решения возникающей тактической задачи. Этот элемент включает в себя комплекс мер организационного и технического характера: анализ и оценку оперативно-тактической ситуации, принятие решения и планирование, использование специальных технических средств, документальное оформление полученных результатов.
Подготовка любого ОРМ должна начинаться с анализа оперативно-тактической ситуации, в ходе которого изучаются исходные данные, служащие основанием для проведения ОРМ, проводится проверка этих данных по имеющимся информационным массивам правоохранительных органов для установления дополнительных сведений, проверки их достоверности и полноты. Полученная информация должна оцениваться с точки зрения наличия поводов и оснований для проведения ОРМ.