Файл: «Нужен ли менеджмент образовательной организации? Если нет, то почему, если да, то зачем?».pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 3
С принятием Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с переходом образовательных организаций на новые организационно-правовые формы существенно возрастает ответственность их руководителей и коллектива сотрудников за развитие и эффективность деятельности образовательной организации. Существование в изменяющихся социальных условиях, в конкурентной среде, в условиях многофункциональных образовательных комплексов, в инновационной среде стремительно развивающихся технологий невозможно без отлаженной системы управления. Кроме того, активное встраивание образовательных организаций в систему рыночных отношений делает их объектами менеджмента как особого вида человеческой деятельности.
Сразу напрашиваются вопросы: кто такой менеджер в образовании? Кем и чем управлять? Как управлять? К какому результату стремиться? Какова роль руководителя в менеджменте?
Факторы, влияющие на менеджмент образовательной организации
Для того чтобы понять, в каких условиях строится деятельность образовательной организации, а значит, и менеджмент, необходимо учитывать следующие факторы:
1) Появление системы общественного регулирования, общественно-профессиональной аккредитации, повышение роли общественности и родительского сообщества и т.д.
2) Демографические изменения и изменения рынка труда. Необходимость взаимодействия с потребителями образовательных муслуг.
3) Образовательные стандарты и системно-деятельностный подход к обучению. Динамика образовательных технологий и активное использование компьютерных технологий.
4) Необходимость управления внебюджетными средствами, выстраивание систем финансового менеджмента, анализ финансовых потоков, их учет и разумное распределение.
5) Кадровый вопрос: при достаточном количестве педагогических и управленческих кадров наблюдается недостаточная их квалификация, слабая мотивация.
Менеджмент и менеджер
Современная наука управления определяет сущность менеджмента следующим образом: «Менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководтва и контроля над организационными ресурсами» (Р.Дафт).
Главные задачи педагогического менеджмента — постановка целей и задач, планирование процесса, ресурсное обеспечение процесса, обеспечение высокой мотивации участников, контроль и координация процесса, анализ результатов.
Это отдельная дисциплина, а точнее, – междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать «управленческая мысль», на которую влияют достижения многих наук. Эволюция управления в XX веке как раз и состояла в использовании этих достижений для решения главной проблемы — как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.
Трансформационные задачи менеджмента очень привлекательны, они, несомненно, работают на преобразование и деятельности самой образовательной организации, и социума:
1. Менеджмент должен концентрироваться на достижении социально значимых и благородных целей.
2. Менеджмент должен обеспечивать не только эффективность, но и адаптацию, иннова-
ционное развитие, вдохновение и социальную ответственность.
4. Положение и влияние определяются вкладом в создание ценности и характеризуются
своевременным перераспределением власти.
5. Менеджмент будущего должен опираться на принцип доверия, стимулирующий обмен
информацией, высказывание мнений, принятие на себя риска.
6. Контроль должен осуществляться через наблюдение со стороны коллег и самодисциплину.
7. Изменение задач лидерства. Лидер – архитектор социума, обеспечивающий возможности для сотрудничества, творчества, инноваций.
8. Расхождения в опыте, ценностях и способностях способствуют формированию разных мнений, идей, проведению экспериментов, что обеспечивает почву для стратегически важных обновлений.
9. Превращение выработки стратегии в постоянный процесс.
10. Расширение круга участвующих в определении направления развития. Степень влияния на окончательное решение должна определяться прозорливостью и проницательностью, а не властью и другие.
Деятельность менеджера связана с прогнозированием и планированием, с распределением того, что называют организационными ресурсами (люди, деньги, информация и т.д.), с воздействием на людей и побуждением их к работе и установлением обратной связи с ними. Конечно, в одной работе большую роль играет вдохновение и талант, в другой – отточенность навыка, в третьей – эрудиция и научная подготовка. В менеджменте все важно, и в этом смысле управленческая деятельность уникальна.
Функция профессионального менеджера в образовательной организации очень важна и определяет многое. От него зависит распределение и развитие кадровых, материальных и финансовых ресурсов, а значит, стратегия и тактика развития образовательной организации.
Менеджмент с «человеческим лицом» - идея настоящего и будущего
Его принципы таковы:
1. Лояльность к работникам.
2. Ответственность — обязательное условие успешного управления.
3. Коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу
вверх и по горизонтали.
4. Атмосфера, способствующая раскрытию способностей работаю-
Щих.
5. Долевое участие каждого работающего в общих результатах.
6. Своевременная реакция на изменения во внешней среде.
7. Методы работы с людьми, направленные на создание удовле-
творенности от работы.
8. Непосредственное участие менеджеров в групповой работе — условие достижения согласованности и целостности.
9. Честное отношение и доверие людям.
12. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента.
13. Четкое представление о месте и роли организации в будущем.
14. Качество личной работы и постоянное самосовершенствование.
Таким образом, менеджмент необходим образовательной организации для научного, методологического подхода в организации деятельности. Профессиональный (то есть специально подготовленный) менеджер – это необходимое звено в управлении. От его продуманных и обоснованных действий и решений зависит результат деятельности образовательной организации. Наше образование должно учитывать соответствующий меж-
дународный опыт и осознавать, что цель менеджмента будущего – формирование организации, столь же человеческой, как и сами люди, работающие в ней. Ведь клавный капитал любого общества – человеческий.