Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
Дневнику часто доверяли свои сокровенные тайны, отмечали свои недостатки, горечи и обиды. Многие известные люди прошлого оставили ценные мысли в дневниках. Беседы, опросы студентов показали, что лишь немногие из них ведут дневники, чаще всего девочки. Информацию о себе человек также получает с помощью наблюдения. Самонаблюдение происходит наиболее успешно, когда оно вызывается потребностями реальной жизни. Особое значение приобретает самоорганизация учебно-познавательной деятельности Не менее важно владение студентами умениями и навыками организации учебного труда, его планирования.
Планирование своей работы, своего учебного дня многие студенты осуществляют систематически. Это позволяет им лучше организовывать свое время. Для организации учебного труда важно научиться создавать для него благоприятные условия на своем рабочем месте, намечать задачи учебной деятельности, планировать ее, применять наиболее рациональные ее способы. Планирование является одним из существенных признаков любого труда, важнейшей чертой творческой деятельности студентов по развитию умений и навыков организации и планирования учебно-познавательной деятельности. Правильная организация учебной работы включает в себя внутренние и внешние условия.
К внешним можно отнести правильный режим работы, оборудование места для занятий, определение оптимального порядка приготовления к занятиям.
К внутренним - умение быстро включаться в работу, вести ее не отвлекаясь и в хорошем темпе. Таким образом, важными направлениями, способствующими самопознанию студентов, являются: организация учебно-познавательной деятельности, создание благоприятных условий для учебно-познавательной деятельности, организация и планирование самообразования и самовоспитания, планирование учебной деятельности и оптимальное распределение своего свободного времени.
Составным компонентом учебной деятельности является оценка и самооценка результатов познавательных действий обучающихся, мыслительных процессов, своих потенциальных возможностей. Учебная деятельность студентов не может успешно протекать без соответствующей оценки и самооценки результатов этой деятельности, без самоанализа своих действий, без самопознания себя. Овладение студентами умениями оценки и самооценки, контроля и самоконтроля, анализа и самоанализа, во-первых, способствует большей продуктивности протекания учебного процесса, результативности обучения, обдуманности поступков человека, во-вторых, обеспечивают самопознание себя.
Приобщение студентов к самонаблюдению, самосоотнесению, самоанализу, самооценке приводит их к развитию рефлексии. Рефлексия во многом способствует взрослению.
Рефлексия - это процесс самопознания, самопонимания самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных действий, мыслей и переживаний, т.е. это взгляд на себя со стороны, как бы мысленное возвращение назад для анализа своих действий, решений и поведения. В процессе наших занятий мы предоставляем студентам следующий тест для определение духовно-нравственных основ их поведения, стараясь определить уровень саморефлексии: высокий, средний, низкий. Рефлексия - это способность и умение видеть себя, понимать свои действия и поступки. Она дана человеку от природы, и важно развить эту способность, чтобы обрести гармоничное отношение к миру и к себе. Обеспечение преемственной взаимосвязи в формировании рефлексии у студентов на различных этапах обучения, в конечном счете, приводит к саморегуляции и самореализации личности.
Саморегуляция - это умение человека регулировать свою деятельность и поведение в различных ситуациях. Саморегуляция основана на умениях человека регулировать свое состояние, свою учебно-познавательную деятельность и поведение, восстанавливать свой потенциал, разрешать проблемные ситуации. Она дает возможность студенту познать себя, свои возможности, обрести умения управлять учебно-познавательной деятельностью, сохранять свою индивидуальность. Саморегуляция позволяет развивать у студентов самодисциплину, самообладание и, в конечном счете, самооценку. Полноценная саморегуляция обеспечивает развитие требовательности молодого человека к себе и другим людям, умения не расслабляться и успешно преодолевать трудности в учебе, поведении и жизни. Она дает возможность человеку на основе самоанализа тех или иных ситуаций отказаться от неразумных соблазнов и желаний, принять правильное решение в экстремальных ситуациях.
Каждый человек уникален, поэтому важно помочь находить каждому свой путь к формированию себя. Исследования показывают, что большинство молодых людей не задумываются о своем здоровье, о том, что и в каком случае приносит им желаемые результаты. Сегодня многие студенты испытывают усталость от умственных перегрузок в вузе и дома, отличаются повышенной эмоциональностью и раздражительностью, жалуются на частные головные боли и как результат снижение работоспособности и успеваемости. Неумение молодых людей сознательно и целенаправленно управлять собой приводит к тому, что они все время находятся в стрессовом состоянии. Таким образом, необходима целенаправленная работа педагогов вуза по организации самосознания студентов. Оно основывается на формировании самосознания студентов, умений самоорганизации, самонаблюдения и самоопределения, самодеятельности и самопланирования своей учебно-познавательной деятельности, а в дальнейшем и всей своей жизни. Развитие умений оценки и самооценки, рефлексии и саморефлексии также будет способствовать самопознанию и самореализации студента, творческому участию в образовательном процессе. Все это соответствующим образом будет сказываться на формировании гуманных, доброжелательных, открытых отношений между субъектами педагогического процесса.