Файл: Приватизация и деприватизация жилых помещений в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
Порядок приватизации жилых помещений с 1992 г. изменялся по воле чиновников три раза.
Сначала действовало правило "одного окна". Достаточно было обратиться в РЭУ по месту нахождения квартиры и заполнить в двух экземплярах (на бланке) заявление о приватизации, подписать договор передачи жилья и оплатить 0,5 ММОТ.
Через несколько лет этот удобный порядок приватизации был отменен и стала действовать следующая процедура:
- o надо обратиться в жилищный отдел муниципального района по месту нахождения квартиры для решения вопроса о приватизации;
- o подготовить пакет документов, в который входят:
- - справки БТИ - поэтажный план и экспликация квартиры;
- - справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам в РЭУ (в н/в - ЕИРЦ);
- - выписка из домовой книги;
- - выписка из финансового лицевого счета;
- o предъявить паспорта всех совершеннолетних граждан;
- o оплатить 0,5 ММОТ в Сбербанке;
- o заполнить в двух экземплярах (на бланке) заявление о приватизации квартиры и указать форму собственности - одного из членов семьи или общую долевую и подписать его всеми совершеннолетними членами семьи;
- o подписать договор передачи жилья, заключаемый между Департаментом муниципального жилья (уполномоченным им органом - ЕИРЦ) или предприятием и гражданами, приватизирующими данную жилую площадь;
- o кроме того, надо приложить:
- - справку с прежнего места жительства, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано (если квартира получена в последние годы);
- - документ органов опеки и попечительства (в необходимых случаях);
- - документ, подтверждающий право граждан на пользование жильем (ордер, договор найма или аренды находятся в ЕИРЦ).
До июля 2009 г. в Москве действовал еще более сложный вариант организационно-правовых действий по приватизации жилых помещений. Для ее осуществления необходимы следующие документы.
- 1. Доверенность от всех граждан, участвующих в приватизации, Департаменту жилищной политики как юридическому лицу (либо договор поручения Департаменту и доверенность) на право представления документов на госрегистрацию.
- 2. Доверенность от Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы сотруднику Департамента муниципального жилья на право представления документов па госрегистрацию сделки и права собственности.
- 3. Заявление уполномоченного сотрудника управления муниципального жилья (УМЖ) на регистрацию прав всех участников приватизации (что не лишает участников сделки самим подать заявление на регистрацию).
- 4. Платежный документ об оплате комиссионного сбора (а не стоимости квартиры).
- 5. Документ, удостоверяющий личность представителя или участника приватизации при самостоятельной подаче заявления.
- 6. Договор передачи с присвоенным номером в трех экземплярах.
- 7. Документ, подтверждающий право пользования жилым помещением (ордер, обменный ордер, служебный ордер) или договор социального найма с выпиской из распоряжения префекта административного округа (справка с указанием причин отсутствия ордера, выписка из решения общественной комиссии при префекте административного округа о возможности приватизации при отсутствии ордера).
- 8. Выписка из домовой книги.
- 9. Поэтажный план и экспликация на жилое помещение.
- 10. Иные документы:
- o копия финансового лицевого счета для приватизации комнат в коммунальной квартире;
- o согласие органов опеки и попечительства (при наличии детей в семье);
- o справка БТИ об адресе приватизируемого жилья (в случае изменения адреса);
- o решение о разделе (объединении) лицевых счетов и копия финансового лицевого счета;
- o другие возможные документы (об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг и др.).
В Москве с июля 2009 г. в каждой районной управе открыты пункты приема заявлений на приватизацию жилых помещений, действующих по принципу "одного окна". Достаточно сдать в управу всего три документа:
- o заявление о приватизации;
- o паспорта всех прописанных в квартире членов семьи;
- o свидетельства о рождении несовершеннолетних.
Договор не требует нотариального удостоверения и не взимается государственная пошлина.
Решение о приватизации в обычном порядке принимается в двухмесячный срок со дня подачи документов.
На основании закона и договора граждане получают в ЕИРЦ свидетельство о собственности на жилище, которое подписано главой администрации города (района), скреплено печатью и зарегистрировано в ЕГРПН.
Собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома. Осуществление права собственности на жилое помещение не должно нарушать права и охраняемые действующим законодательством интересы других лиц.
Собственники жилых помещений обязаны участвовать в расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования, мест общего пользования дома и содержанием придомовой территории, соразмерно занимаемой ими площади п этом доме. Обслуживание и ремонт приватизированного жилья осуществляются с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда на условиях, установленных для домов государственного и муниципального жилищного фонда, за счет средств их собственников. В этих целях собственники могут образовывать товарищества и иные объединения. Собственники жилых помещений вправе самостоятельно определять организацию для обслуживания этих помещений, включая государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации, кооперативы, частные фирмы и иные субъекты хозяйствования.
При приватизации коммунальных квартир места общего пользования передаются в общую долевую собственность граждан, участвующих в приватизации. Доли определяются пропорционально занимаемой каждой семьей жилой площади или в равных долях.
Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире может быть предоставлено по социальной норме:
- а) проживающим в этой квартире:
- o по договору социального найма нанимателям и (или) собственникам, если они признаны малоимущими и нуждающимися в жилой площади либо имеют площадь меньше нормы;
- o по договору купли-продажи гражданам, обеспеченным общей площадью меньше нормы;
- б) иным гражданам по договору социального найма в установленном порядке.
Владение, пользование и распоряжение общей долевой собственностью осуществляется по согласию всех его участников. В случае разногласия порядок владения, пользования и распоряжения определяется по иску .любого из участников. Каждый участник общей долевой собственности на жилое помещение обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники жилых помещений, расположенных в домах - памятниках истории и культуры, обязаны соблюдать законодательство по охране памятников истории и культуры.
Приватизация формирует первичный рынок жилья.
К 2011 г. приватизировано более 83% всех жилых помещений. Собственникам приватизированных квартир следует иметь в виду, что законом (ст. 289, 290 ГК РФ) определены особенности квартиры как объекта права собственности. В частности, собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля и праве собственности на общее имущество лома и его земельный участок (ст. 36 ЖК РФ).
Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, а также земельный участок. Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру (см. ст. 290 ГК РФ, гл. 6 ЖК РФ).
Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению. Они вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству. Для совершения сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются ли они собственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеющие право пользования данным жилым помещением, требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Данное правило распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственниками права.
В случае возникновения спора о правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, он может быть признан судом недействительным при наличии соответствующих оснований.
При переезде в другое жилое помещение и заселении его по договору найма или аренды граждане имеют право на приватизацию такого жилья при условии расторжения договора передачи в собственность в порядке приватизации ранее занимаемого помещения.
Деприватизацию до мая 2002 г. можно было провести тремя способами:
- o расторгнуть договор передачи квартиры в собственность по соглашению;
- o обратиться в суд с исковым заявлением о признании договора о приватизации жилья недействительным на основании, предусмотренном ст. 166-179 ГК РФ. При положительном решении граждане вновь получали ордера на вселение уже как наниматели;
- o подать в РЭУ (где оформлялась приватизация) заявление с просьбой принять в дар в муниципальную собственность приватизированную жилую площадь и выдать ордер на нее.
В соответствии с ФЗ от 20.05.2002 № 55-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"" граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (норма действует до 01.03.2013).
При подаче заявления надо представить следующие документы:
- o паспорта всех членов семьи;
- o подлинник договора передачи квартиры в собственность;
- o свидетельство о собственности на жилье;
- o справку о прописке;
- o справку об инвентаризационной оценке квартиры.
Договор дарения удостоверяет нотариус, а затем надо зарегистрировать переход права собственности на квартиру в учреждении юстиции. После этого бывший собственник квартиры становится нанимателем муниципального жилья.