Файл: Основные идеи учения о государстве древнегреческих философов Платона и Аристотеля (правление лучших из аристократии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Много веков прошло с тех пор, когда жили такие древнегреческие философы как Платон и Аристотель. Однако их политические идеи имеют место быть и в настоящее время. Многие мысли покажутся обычному человеку смешными или же нереальными в воплощении. Но они в той или иной мере присутствовали в определенных идеологиях прошлого века, особенно в таком известном течении как “коммунизм”. Для того чтобы это подтвердить схожесть, ознакомимся с основными идеями учений философов Древней Греции.

Платон


Для Платона идеальное государство выглядело следующим образом: правление лучших из аристократии. По его мнению, это был идеальный тип государственного устройства, однако имелось некоторые нюансы, а именно: если же у власти выделялся кто-либо, то это станет царской властью (или же обычной монархией), а если несколько правителей - аристократией.
Говоря о последнем типе государственного управления, то при упадке аристократии, появляется частная собственность на землю и дома, деление людей на свободных и рабов. Вслед за этим приходит тимократия и государство впадает в вечную войну, которая является источником частных и общественных бед. В результате скопления богатств у власти, государство превращается в олигархию. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении. В неимущих зреет ненависть против алчных и никчемных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.

В целом, я считаю, что демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает каждого индивида.

Но что в порочном государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся именно это и губит данный строй. Так, демократия опьяняется свободой и из нее вырастает противоположность — тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как «ставленник народа» и она является наихудшим видом государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.

Аристотель

Философские идеи Аристотеля в определённых аспектах схожи с мыслями Платона. Но и у Аристотеля есть свои учения о государстве. Так он считал, что государство (полис) подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Но государство — высшая форма общения, обхватывающее собою все остальные общения.

Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую идею «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например общность имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства. С позиций защиты частной собственности, семьи и прав человека, Аристотель обстоятельно критиковал идеи Платона о государстве.


Форму государства Аристотель выбрал ту, в которой олицетворяется верховная власть в государстве. В этом плане государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, им различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных — только свое личное благо. Тремя правильными формами государства являются монархическое правление (царская власть), аристократия, а соответствующими ошибочными отклонениями от них — тирания, олигархия и демократия.

Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В ней правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития является смешением олигархии и демократии.

Аристотель скептически относится к крайней демократии, где верховная власть принадлежит народу, а не закону. Но Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй.

Вывод

По моему мнению философские учения двух представителей античности в действительности оказались схожи. Особенно это наблюдается в равенстве людей друг перед другом. Но с точки зрения Платона, частная собственность ни в коем случае не должна существовать в государстве; всё общее. Аристотель же наоборот отстаивал это и в некоторых случаях критиковал идеи Платона.
Говоря о государственных формах, то оба философа сошлись во мнениях. Что первый, что второй мыслители выбирали демократию, но с условием господства закона и равенства людей. К тому же они оба считали тиранию наихудшей формой правления.