Файл: Основные этапы развития криминологии в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

В современной России написано множество книг и научных статей по криминологии, может показаться, что наука активно развивается. Рассмотрев эту теорию, мы можем понять, что это не так. Действительно в научной среде существует огромное множество книг, статей, учебных и практических пособий, однако в большинстве случает они не находят своего практического применения. Давайте рассмотрим развитие криминологии в России.

Основные этапы развития криминологии в России

В дореволюционной России А. Н. Радищев впервые выявил показатели, характеризующие виды преступлений, лиц, их совершивших, а также мотивы и причины совершения ими преступлений. А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский считали, что причиной преступности в России является общественный строй.

В начале 20 века сформировалась база науки уголовного права, в которой возможно было уловить криминологические идеи.

После Октябрьской революции криминология продолжала развиваться. Криминология изучалась в рамках уголовного права. В рамках статистических данный был выделен раздел «моральной статистики», в котором учитывалась информация о преступлениях и преступниках. В крупных городах формировались команды и отделы по изучению причин преступности, личности преступника и его психологической особенности.

В 1920-х годах вышли работы М.Н Гернета «Моральная статистика» (1922 г.), «Преступный мир Москвы» (1924 г.), В. И. Куфаева «Юные правонарушители» (1924, 1925, 1929 гг.), Е. И. Тарновского «Основные черты современной преступности» (1925 г.), А. А. Герцензона «Изучение московской преступности» (1926 г.). Им опубликован первый советский курс уголовной статистики.

На основании изученных данных и проделанной работы как научными работниками, так и практическими был создан материал, который мог бы стать трамплином для дальнейшего изучения криминологии.

В начале 30-х годов криминология подверглась критики, статья С. Я. Булатова «Возрождение Ломброзо в советской криминологии» (1929 г.) вызвала гнев, ученых в этой области обвинили в желание принести «буржуазные идеи» в советское общество. Единственная борьба с преступностью, это создание социалистического общества, при которой существование преступности невозможно. Отдел «моральной статистики» закрылся, все данные о преступности засекретились».

До 50-х годов исследование в области криминологии имело закрытый характер и не находило отражение в практическом применение. Во второй половине 50-х годов криминологические исследования стали приобретать открытый характер. А. А. Герцензон, В. Н. Кудрявцев и другие стали призывать к возобновлению криминологических исследований и возведение криминологии как науки.


В 1963 г. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова ввел для юридического факультета курс криминологии, а с 1964 г. данный курс стал обязателен для всех юридических факультетов СССР.

В этот период исследования криминологической науки развивалось. В. Н. Кудрявцев активно работал в области криминологического исследования, а именно описал причины проявления преступности, личность преступника в различных социальных группах и т. д. В последующем область криминологического исследования рассматривалось с психологической точки зрения, мотивы преступника, индивидуальные особенности преступника и т. д., эти разработки современная криминологическая наука использует и в настоящее время. В конце 80-х годов были разработаны государственные программы для комплексной борьбы с преступностью, однако свое практическое применение они получили в первой Федеральной программе РФ по усилению борьбы с преступностью в 1994–1995 гг. и Федеральных целевых программах по усилению борьбы с преступностью на 1996–1997 гг., 1999–2000 гг. С 2001 г. разработка криминологических программ прекратилось, что можно сравнить с 1930–1950 гг. 20 века. Если в 70-х — 80-х гг. прошлого века профилактика преступности занимает особое место, то с началом 21 века происходит спад. В настоящие время мы можем наблюдать скачек в развитие криминологии, разработка программ, направленных на борьбу с преступлениями в сфере терроризма, экстремизмом, наркотизмом и т. д., так же особое внимание уделяется коррупции. На данном этапе в Российской Федерации развитие института криминологии имеет место быть больше в теоретическом аспекте, чем в практическом. Это несомненно связано с историей развития криминологии. Мы видим, что развитие науки было «скачками», не было плавного и логического развития. Так с 30х-50х годов 20 века криминология находилась в «ступоре», а с 70х-80х годов 20 века криминология активно использовалась в теоретической и практической деятельности. С 2000–2008 гг. наука на практики практически не применялась, что и способствовало снижению темпов развития и применения криминологии, как и в уголовной сфере на стадии следствия, так и в повседневной жизни самими гражданами.

Заключение.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что фактор развития криминологии зачастую зависит и от образованности органов, применяющих её на практике, и её совершенствования на основание базы знаний полученных от практического опыта лиц, применяющих её. Изучение даже единичных случаев, и систематизация всех знаний, приобретённых практическим путём упрощало бы работу данных органов. Скорость и темпы развития криминологии уже в Российской Федерации напрямую зависят от желания сотрудников использовать их применять постоянно во избежание совершения преступления в отношении граждан, что способствовало бы уменьшению преступности и ускорению раскрытия уже совершённых преступлений.


Самым очевидным решением данного вопроса является возможность закрепления «криминологии» не только как науки, но и как юридически значимого акта, данные действия форсировали бы развитие данного института. В настоящее время ученые уже работают над практическим применением знаний полученных за всю историю в области криминологических исследований и проводят новые исследования.