Файл: Основные положения законодательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждый предприниматель, начинающий новое дело, обязан изучить основные положения законодательства, регулирующие правоотношения в том виде деятельности, в которую он собирается вложить свой капитал. Незнание закона не освобождает от ответственности, как бы банально ни звучала эта фраза. Ее горький смысл осознается, к сожалению, на негативном личном опыте. Наверняка среди рестораторов многим пришлось платить штрафы за неисполнение норм закона, о существовании которых они и не подозревали, либо не уследили за изменениями законодательства, решая свои текущие задачи. А бывает, что просто некому отслеживать последние изменения в законах, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Алкоголь в ресторанах и барах должен быть представлен отдельным меню или специальной картой. Винная карта (альтернативное название — «карта вин») - ассортиментный перечень, прейскурант вин в ресторане. Винная карта зависит от стиля, ориентированности кухни, ассортимента блюд и других особенностей концепции заведения общественного питания.

Наше государство не оставляет без внимания данную сферу, жестко регулируя оборот алкоголя, устанавливая ограничения и запреты, а также ответственность за их нарушение. Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещено нарушение установленных законом правил продажи алкогольной продукции.

Продажа алкогольной продукции осуществляется при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. Предприятие питания, реализующее алкогольную продукцию, обязано предоставить соответствующую информацию потребителю с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее. Эта информация должна размещаться в удобных для ознакомления местах. Отсутствие лицензии влечет нежелательные последствия для предпринимателя, а именно уголовную ответственность или серьезные штрафные санкции.

На всю продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации. К тому же, следует иметь заверенные копии договоров и лицензий от поставщиков алкогольной продукции, чтобы иметь возможность их предъявить по первому требованию клиента или контролирующего органа. Перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике). Алкогольная продукция размещается в торговом зале по видам (водка, вино, шампанское, коньяк и др.).


На титульном листе меню/прейскуранта следует указать наименование юридического лица и название ресторана. Меню должно быть прошито и заверено подписями генерального директора и бухгалтера, проставлена дата его составления и печать организации, поскольку это является официальным документом, а не рекламным материалом. Оно должно быть размещено как официальный документ в месте, доступном для посетителей и контролирующих органов, например на доске потребителя, на стойке бара, в зале обслуживания, т.е. как минимум в трех экземплярах. 
Законодатель требует предоставить возможность ознакомления с ним как в зале, так и вне зала обслуживания. Цены указываются в рублях, а меню должно быть выполнено на русском и национальном языках компьютерным способом с обложкой из современных материалов - это требование ГОСТ. Если вносятся изменения в ассортимент, например, для проведения фестиваля, в связи с сезонными предложениями, то достаточно сделать лист-вкладыш в основное меню.

В меню/прейскурантах на алкогольную продукцию должны обязательно указываться: - наименование алкогольной продукции; - объем алкогольной продукции в потребительской таре; - цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре (цена за бутылку); - цена за 0,1 л или 0,05 л; - цена за порцию алкоголя (стопку/ фужер), отпускаемой в ресторане; - для коктейлей указывается их состав (количество в мл, наименование напитков, лед).

При продаже алкогольной продукции необходимо соблюдать нормы и правила продажи алкогольной продукции, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров», включая проверку перед продажей качества алкогольной продукции (по внешним признакам), целостности потребительской тары, наличия на товаре соответствующей марки и информации о товаре и его изготовителе (поставщике).

Кроме того, рабочие места продавцов, барменов и других лиц, которые осуществляют продажу алкоголя в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудованием, мерным инвентарем, посудой. Продавец обязан выдавать покупателю погашенный кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки. Должны иметься в наличии технологические карты на коктейли, в том числе и в баре.

Нельзя выставлять на продажу бутылки с отклеенными марками. Согласно п. 2 ст. 15.12 КоАП РФ за продажу немаркированной продукции на виновных лиц, организацию не только налагается штраф, но при этом продукция по решению суда конфискуется. Администрация ресторана должна следить за сроками годности для хранения и реализации алкогольной продукции. Это правило понятно и совершенно обоснованно, за его нарушение наступает административная ответственность по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.


В зале обслуживания и на доске потребителя должна быть представлена инфомация о запрете реализации алкогольной и табачной продукции лицам, не достигших 18 лет, а также не допускается продажа несовершеннолетним пива и напитков, изготовляемых на его основе. На доске потребителя должны быть размещены основные законодательные и нормативные акты, регулирующие розничную продажу алкоголя: Федеральный закон № 171 - ФЗ, Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства от 19.01.1998 № 55, Закон «О защите прав потребителей».

На объектах, реализующих алкогольную продукцию, должна быть установлена охранная сигнализация, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовая техника. Не допускается продажа напитков в ресторане собственного приготовления типа «Лимончеллы» или «Хреновухи» без оформления соответствующих технологических документов, предусмотренных государственным стандартом. Либо реализация пива (путем добавления щепотки соли) под названием вашей фирмы без лицензионного соглашения с Правообладателем торговой марки напитка.

К хранению алкогольной и спиртосодержащей продукции также предъявляются особые требования. Согласно утвержденным «Техническим условиям», она должна храниться в стационарных, конструктивно обособленных, помещениях, предназначенных исключительно для осуществления приемки, хранения, отпуска и учета алкогольной продукции. Они должны быть расположены в безопасных зданиях; изолированы от служебных, подсобных помещений капитальными стенами; оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с механическим способом побуждения; оборудованы приборами для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продукции; пожарной безопасности, оборудованы пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения и др.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе проводя лабораторные исследования и испытания, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

За нарушение установленных требований по продаже алкоголя предусмотрена как административная, так и, в особых случаях, уголовная ответственность. Например, за оборот алкогольной продукции, не соответствующей требованиям (Ст. 6.14 Кодекса об административных нарушениях Российской федерации (далее КоАП РФ), величина штрафных санкций (с конфискацией) составляет для должностных лиц от 4 000 до 5 000 руб.; для юридических - от 100 000 до 200 000 руб.


Наиболее часто нарушаются требования статьи КоАП РФ 14.16 - «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе»: Пункт 2 ст. 14.16 Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией продукции; на юридических - от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией продукции.

Пункт 3 ст. 14.16. Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 4 000 рублей, на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей – с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой. Согласно п.11 Правил оказания услуг общественного питания, если деятельность исполнителя подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ, он обязан предоставить информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Аналогичное требование содержит п.10 Правил продажи отдельных видов товаров, п.1 ст.16, абз.24 п.1 ст.26 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Отсутствие информации о номере и сроке действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции влечет административную ответственности в соответствии с ч.3 ст.14.16 КоАП РФ. Лицензирующие органы имеют право осуществлять контроль за соблюдением организацией лицензионных требований и условий осуществления розничной торговли алкоголем. За торговлю алкоголем без лицензии или если срок ее действия истек, или приостановлен по решению суда, т.е. при установлении фактов нарушения законодательства, лицензионный орган может приостановить через суд действие лицензии на срок, необходимый для устранения нарушений. Может аннулировать лицензию, но только по решению суда на основании заявления лицензирующего органа и в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством.