Файл: Система источников коммерческого права (функционирование внутренней торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормальное функционирование внутренней торговли возможно лишь при обеспечении надлежащего ее правового регулирования. Необходим отлаженный и безупречно функционирующий механизм правового обеспечения торговли, представляющий собой совокупность законов и подзаконных (общих и специальных) нормативных актов, регулирующий отношения, связанные с организацией и осуществлением коммерческой деятельности. Эти законы и нормативные акты и составляют основу источниковедческой базы российского коммерческого права.

Под источниками права в российском законодательстве понимается государственная воля, выраженная на всенародном референдуме или в нормативном правовом акте компетентного государственного органа, опубликованном официально для всеобщего сведения.

Основными правовыми актами в коммерческом праве являются:

  • 1) Конституция РФ. Нормы конституционного права определяют основы экономической, политической и социальной системы общества, компетенцию органов власти и управления, в том числе торговли, принципы хозяйствования, гарантии предпринимательства и конституционные ограничения;
  • 2) кодексы Российской Федерации. Поскольку коммерческое право является комплексной отраслью права, то для регулирования правовых отношений с участием субъектов торговли оно сочетает нормативные акты ряда фундаментальных отраслей права. В частности, это нормы гражданского права, регулирующие имущественные, а также связанные с ними неимущественные отношения участников экономического оборота, основанного на товарно-денежной форме; нормы административного, уголовного, трудового права, которые регулируют порядок управления и определяют наказания за дисциплинарные проступки и правонарушения в торговой сфере;
  • 3) федеральные законы. Их следует разделить на федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральный конституционный закон — нормативный правовой акт, определяющий основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных правовых актов. Федеральный закон — нормативный правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирующий определенные и ограниченные сферы общественной жизни, в том числе внутренней торговли. В связи с большим количеством таких законов, их необходимо сгруппировать, в зависимости от тех коммерческих отношений, которые они регулируют:
    • — отношения субъектов коммерческой деятельности с потребителями регулируются нормами Закона РФ "О защите прав потребителей";
    • — конкурентные отношения, возникающие в сфере товарного рынка, — нормами Федерального закона "О защите конкуренции";
    • — отношения, возникающие в сфере осуществления торговой политики, регулируются нормами: Закона РФ от 07.07.1993 № 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
    • — отношения, связанные с рекламой товаров и услуг, нормами Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе";
    • — отношения, связанные с перевозкой товаров, регулируются нормами: Воздушного кодекса, КТМ, К В ВТ, Федеральных законов от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", от 30.06.2003 № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
    • — отношения, связанные с особенностями организационно-правого положения субъектов коммерческой деятельности, регулируются нормами Федеральных законов от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 08.05.1996 № 411-ФЗ "О производственных кооперативах", от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", от 28.11.2011 № 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе", от 03.12.2011 .N1' 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", от 07.12.2011 № 414-ФЗ "О центральном депозитарии";
    • — отношения, связанные с отдельными видами коммерческой деятельности и особенностями правового положения их субъектов, регулируются нормами Закона РФ от 20.02.1992 № 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле", Федеральными законами от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности", от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 27.06.201 1 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе";
    • — отношения, касающиеся всех коммерческих организаций, — нормами Федеральных законов от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне", от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
    • — отношения, связанные с размещением заказов товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд регулируются нормами Федеральных законов от 02.12.1994 № 58-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", от 21.11.2011 № 325-ФЗ "Об организованных торгах";
    • — отношения, обеспечивающие безопасность товаров для потребления, — нормами Федеральных законов от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании";
    • — отношения, которые содействуют добровольному объединению коммерческих организаций — Федеральных законов от 27.11.2002 № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей", от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и др.;
    • - отношения, которые складываются между субъектами коммерческой деятельности при заключении договоров, которые вообще не отражены, или получили недостаточное отражение в ГК — Федеральных законов от 30.12.1995 № 225-ФЗ "О соглашении, о разделе продукции", от 16.07.1998 № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и др.

Всего свыше 60 федеральных законов, регулирующих те или иные аспекты коммерческой деятельности.

4) указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм. Например, Указ от 17.09.1994 № 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации", от 10.08.2000 № 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации", от 20.05.2011 № 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации". Этим указом Президента на Минюст России возложена обязанность осуществлять мониторинг правоприменения в стране в целях выполнения решений КС РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека, в связи с которыми необходимо принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов РФ;

5) постановления Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнение законов. Например, от 26.02.2004 № 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 13.09.2005 № 564 "Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны", от 19.08.2011 № 694 "Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации" и др.

6) технические регламенты, принятые международным договором РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ. Например, Федеральным законом от 12.06.2008 № 88-ФЗ утвержден "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".

7) нормативные акты министерств и федеральных служб, действующих в экономической сфере, и прежде всего, Минфина России, Минюста России, Минпромторга России, Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, ФАС России, ЦБ РФ и др.;

8) акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;

9) акты местных органов власти и управления, касающиеся торговой деятельности на своих территориях.

Все эти правовые акты органов государственной власти и управления издаются в строгой субординации. Нормативные акты нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. Безусловно, настало время это громаднейшее количество законов и подзаконных актов, которые регулируют торговую сферу систематизировать, классифицировать. Это значительно облегчило бы судьбу как производителей, торговцев, так и потребителей — основной массы населения, а также судебных органов всех уровней и видов.


Однако кроме этих основных видов источников коммерческого права имеются и другие не менее важные источники.

В качестве источника коммерческого права выступают решения КС РФ. КС РФ занимается толкованием Конституции РФ и ее норм. Нормативное толкование КС рассчитано на неоднократное применение, осуществляется в отношении широкого круга общественных отношений, в том числе и торговых, является официальным и обязательным. Правовая позиция Суда, выраженная в решении по конкретному делу, распространяется не только на участников спора, в связи с которым она была сформулирована, но и на неограниченный круг юридических и физических лип. Поэтому прецеденты, создаваемые КС РФ, как и акты толкования, имеют нормативно регулирующее значение и в этом смысле также являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами.

Приобретает все большее значение как источника коммерческого права арбитражная и судебная практика.

Она по форме выражается в решениях по отдельным делам, обобщенных и зафиксированных в постановлениях Пленумов ВС РФ и ВАС РФ по определенным направлениям. Эти документы выполняют функцию толкования норм закона и условий договоров. В качестве примеров можно привести следующие совместные постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.1998 ЛЬ 13 14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами"; от 04.12.2000 № 33/14 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей"; от 12.11.2001 № 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности". Заслуживает внимание постановление Пленума ВС РФ от 24.02.2005 К° 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" и др.

Безусловно, эти постановления не являются в прямом смысле источниками коммерческого права. Они представляют собой средство достижения единообразного толкования и применения законов и других нормативных актов, как нетрадиционные источники в виде правоприменительной практики. Нижестоящие суды строго соблюдают указания вышестоящих судов. Важно обратить внимание и на то, что в ст. 378 и 389 ГПК признается, что нарушение единства судебной практики является основанием для отмены или изменения судебных актов в порядке надзора.

В связи с предстоящим вступлением Российской Федерации в ВТО особое значение приобретают нормы международного права и обычаи делового оборота для регламентации коммерческой деятельности в стране.


Правда, нормы международного права применяются к торговым отношениям в результате их преобразования в нормы внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации, издания специального нормативного акта о применении международного договора или издания иного внутригосударственного акта с использованием норм международного права.

Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью се правовой системы. Более того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, применяются правила международного договора. За нормами международного договора, участником которой является Российская Федерация, признается более высокая юридическая сила.

Нормы международного права в сфере коммерции имеют существенное значение. Их удельный вес постоянно возрастает. Россия является участником многих международных договоров. В частности, Парижской конвенции но охране промышленной собственности 1883 г., Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.

Большое значение в регулировании коммерческих отношений в Российской Федерации приобретают обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области коммерческой деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК).

Признаки обычая делового оборота сводятся к следующему. Во-первых, это правило поведения, не предусмотренное законодательством, применяется, если не противоречит обязательным для участников торгового оборота положениям закона или договора. Во-вторых, это правило поведения, сложившееся и широко применяемое на практике, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо нормативном акте. Статья 431 ГК указывает, что при толковании договора принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая обычаи делового оборота. В-третьих, это правило поведения, применяемое исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Обычай торгового оборота — это разновидность обычая вообще. Так, в ст. 309 ГК установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Ярким примером этого является Международные правила толкования торговых терминов "Инко-термс-2010".


К группе источников коммерческого права относятся локальные акты торговых организаций. Это, прежде всего, нормативные акты, которые разрабатываются самими торговыми организациями, но подлежат государственной регистрации. К ним относятся уставы, положения и другие документы, в которых фиксируется правовое положение конкретной торговой организации. В коммерческой организации могут быть приняты любые решения, в том числе нормативного характера, регулирующие внутренние (локальные, корпоративные) отношения, главное, чтобы они не противоречили государственным правовым актам. К ним относятся локальные акты о структурных подразделениях, филиалах, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции работников и т.д.

В разработке локальных нормативных актов значительную помощь оказывают примерные уставы, правила, разрабатываемые различными юридическими центрами и являющиеся источниками коммерческого права рекомендательного характера. Их нельзя отождествлять с типовыми договорами, положениями, издаваемыми Правительством РФ и являющимися обязательными для участников коммерческих отношений (п. 4 ст. 426 ГК).

И наконец, в своей практической деятельности коммерсанты обязаны строго руководствоваться не только вышеперечисленными источниками коммерческого права, но и нормами нравственности. Сейчас ведется работа по разработке и введению в жизнь кодекса деловой чести, кодекса корпоративного поведения и других подобных документов. Они являются описанием стандартов и этических норм корпоративного управления. На основе его торговые компании могут разрабатывать собственные внутренние документы.

Безусловно, законодательство регулирует основную часть торговых отношений, однако существуют ситуации, которые не подпадают под их сферу действия, но оказывают сильное влияние на экономику страны. И как раз корпоративная этика, кодекс корпоративного поведения вынудит торговые организации больше заботиться о собственной репутации. Коммерческая организация, не выполняющая правил эффективного корпоративного управления, будет наказана не санкциями со стороны государства, а потерей репутации на рынках, уменьшением инвестиционной привлекательности и снижением котировок акций, а следовательно, понижением доходов. В этом большая роль отводится саморегулируемым организациям.