Файл: Роль государства в процессах социально ориентированного распределения материальных благ и защиты малоимущих слоев населения (поддержки безработных).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституция РФ провозгласила Россию социальным государством (ст.7, Конституция РФ 1993г.). Новое законодательство обеспечивает российских граждан по ряду направлений большими правами, чем европейское. Введенная в России система поддержки безработных благоприятствует их защищенности в большей степени, чем законодательство европейских соседей. Еще одной особенностью стала высокая нормативная защищенность работников на предприятиях народного хозяйства. Законодатель наделил значительными правами по регулированию трудовых отношений и защите трудящихся профессиональные союзы. К высокому качеству социальной защиты можно было бы отнести развернутую систему предоставления льгот российским гражданам. Однако высокая нормативная защищенность, разнообразие льгот и многочисленность льготных категорий граждан не стали элементами конституирования «социального государства», поскольку реальная социальная практика противоречила нормативной модели, а социальное самочувствие российских граждан было весьма пессимистичным.

Основная цель социального государства - регулирование социального неравенства, смягчение его деструктивных последствий (поляризации доходов населения, расширения границ «социального дна» и увеличения числа «пограничных» дну социальных категорий). Эта функция не выполнялась системой социальной защиты. Но, несмотря на явные просчеты и общую неэффективность, система социальной защиты в России позволяла в некоторой степени снижать социальную напряженность и адаптировать население к новым социально-экономическим условиям, но не была способна решать задачи нового периода социально-экономического развития в силу ее противоречий (широчайшее распространение неправовых практик снижало эффективность нормативной защищенности граждан; наделение льготами в соответствии с системой категорий снижало эффективность помощи действительно малоимущим слоям населения и социально уязвимым; рост числа льготных категорий вступал в противоречие с возможностями государства, что порождало увеличение числа льгот, не обеспеченных материально и т.д.).

Снятие данных противоречий в концепции «субсидиарного государства» не является правомерным, конституционным, а отказ от социальных приоритетов и сужение социальной защиты к возмещению воздействия деструктивных факторов и рисков не является допустимым с точки зрения перспектив российского общества.

Конструирование системы социальной защиты на основе концепции социальных прав позволяет преодолеть узкий отраслевой подход, в соответствии с которым реализация социальной защиты зависит только от деятельности специальных институтов, изменить представления о роли человека в системе социальной защиты и тем самым избежать ловушки пассивной адаптации и социального иждивенчества, не пренебрегая при этом механизмом государственного обеспечения социальных прав, преодолеть недостатки затратно-компенсационных моделей социальной защиты, преодолеть однолинейную зависимость защищенности от экономики и экономического роста, и включить зависимость от совокупности всех факторов - политических, экономических, социальных, культурных.


Обеднение российского населения в результате социально-экономических трансформаций доказано многочисленными эмпирическими исследованиями. Масштабы бедности даже по официальным подсчетам достигали величины более трети населения Российской Федерации. Проблема преодоления бедности и увеличение численности среднего класса считается одной из важнейших социальных задач государства в настоящее время. Ее решение связывается с результатами экономического роста и созданием эффективной системы социальной защиты.

Однако простое увеличение объема социальных выплат может смягчить, но не решить проблему снижения бедности в связи с недостатками существующей системы начисления социальных пособий, механизм которой несет на себе печать конъюнктурных решений политиков периода кардинальных социально-экономических преобразований. Речь идет об отсутствии дифференциации выплат между различными категориями нуждающихся и значительных различиях в объеме социальной поддержки внутри одной и той же социальной группы, безадресность социальной защиты, и главное - перекос и деформация перераспределительных потоков в системе социальной защиты.

Современная система социальной защиты должна учитывать как ситуативные проблемы и риски, так и факторы формирования сегментов застойной бедности. Предоставляемые государством обычные способы социальной защиты, такие как социальные пособия, адресная социальная помощь, жилищные субсидии необходимы, но не эффективны, а в ряде случаев выступают условиями консервации бедности.

Российские сегменты застойной бедности вычленяются, в первую очередь, по демографическому и территориально-отраслевому профилю: это семьи, имеющие двух и более детей, нетрудоспособных членов семьи, это сельские территории и монопрофильные поселения. Наиболее значимым фактором бедности выступает состояние регионального рынка труда и низкая зарплата.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анализа стало очевидным, что единственная возможность преодоления застойной бедности в таких сегментах, как монопрофильные города и сельские территории, заключается в развитии этих территорий на основе концепции устойчивого развития, т.е. качественного поэтапного преобразования базовых параметров социально-территориальной системы в целях повышения благосостояния и качества жизни населения за счет экономического роста.

Ключевыми задачами социальной защиты в условиях устойчивого социально-экономического развития территории выступает расширение доступа к образованию, что обеспечивает для людей возможность реализации права на достойный труд и достойную жизнь. Устойчивое развитие обеспечивает существенное улучшение занятости и доходности, давая импульс дальнейшему экономическому росту и укреплению рынка квалифицированного труда.


Таким образом, будут запущены механизмы постепенного преодоления застойной бедности и формирования системы социальной защиты в рамках целостной концепции социальной политики, как комплексное решение проблем социальной защиты и социального развития.