Файл: В чем существенное отличие прагматического, критического и романтического отношения людей к предпринимательству? (отношения достаточно противоречива).pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 3
К современному пониманию бизнеса общество пришло не сразу. История взглядов на деловые отношения достаточно противоречива: концепции бизнеса сменяли одна другую, двигаясь от одних суждений к совершенно противоположным. Исторически сложились три основные концепции (систем взглядов): позитивная, критическая и прагматическая. Рассмотрим основные характеристики каждой из них.
Позитивная концепция бизнеса( или романтическое отношение к нему) предполагает абсолютно позитивное отношение к бизнесу. Сторонники этой концепции понимают бизнес как общественно полезную деятельность людей, осуществляемую по личной инициативе, целью которой является производство товаров и услуг во благо общества.
Предпринимательство рассматривается как деятельность людей по обслуживанию друг друга; как совместная деятельность людей, нацеленная на благо общества; явление, непротиворечивое в своей основе. Оно подчинено всеобщим интересам. Бизнес оказывается типичной чертой жизни людей; продуктом осознанного выбора людей и «центральной магистралью социально-экономической системы».
Многие положения позитивной концепции бизнеса соответствуют истине. Но ее сторонники проявляли излишнюю веру в бескорыстие предпринимателей и бесконфликтность деловых отношений. Выжить, опираясь только на интересы общества, в условиях конкуренции бизнесмену невозможно. Следовательно, стремление только к личным интересам залог успешного бизнеса. Более того, при разумной политике государства, «корыстный» бизнес это единственная сила, способная двигать общество вперед.
Совершенно противоположный взгляд на бизнес имеет критическая концепция. Критическая концепция бизнеса определяет бизнес как деятельность людей, направленную исключительно либо преимущественно на получение доходов, или прибыли. Люди воспринимают предпринимателей как людей, преследующих цели личного обогащения за чужой счет, абсолютных эгоистов, единственной истинной ценностью которых выступает их материальный интересы. В критической концепции бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям; всегда направлен на извлечение прибыли любым путем, причем получение прибыли субъектами бизнеса непременно оборачивается убытками для других членов общества. Бизнес - предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе, большинство из которых имеет антагонистический характер; это нежелательный компонент жизни людей в целом, потенциальный рассадник криминогенных процессов; это исторически преходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим, непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики.
Обе рассмотренные концепции являются двумя крайними позициями в оценке бизнеса как объективного явления. Преодоление указанных трудностей происходит лишь в третьей из названных концепций, а именно – прагматической концепции бизнеса.
Данная концепция рассматривает бизнес как неизбежное и положительное явление. Она является чем-то средним между позитивной и критической концепциями. Ее сторонники не абсолютизируют ни положительных, ни отрицательных сторон деловых отношений. Они принимают их как должное и необходимое.
Я думаю, что прагматическая концепция бизнеса полностью укладывается в современную экономическую теорию. Она рассматривает бизнес как существенный атрибут именно рыночной экономики. В других типах экономических систем деловые отношения сохраняются, но в условиях рынка они приобретают больший вес и значение в обеспечении благополучия общества.
Тезисы прагматической концепции бизнеса:
1)бизнес это необходимый компонент экономики. Это суждение означает, что без бизнеса экономическая система перестанет существовать. Например, существует страна, где абсолютно отсутствуют деловые отношения, т.е. обмена благами не происходит. В таких условиях каждый человек должен самостоятельно обеспечивать удовлетворение своих потребностей. Государство и экономика в этом случае как таковые перестанут существовать. Общество превратится в совокупность индивидуумов, не имеющих экономических связей между собой. А поскольку человек в одиночку не способен полностью реализовать свои желания, то такая «страна» просто перестанет существовать. Следовательно, без бизнеса любое государство на любом этапе исторического развития не может существовать в принципе.
2)бизнес есть неизбежный компонент экономической системы. Для обеспечения своей жизни человеку необходимо регулярно получать определенный набор благ, созданием которых занимаются другие люди. Этот человек вынужден обменивать плоды своей деятельности на то, что ему необходимо. В современном обществе такой обмен осуществляется при помощи денег. Так появляются деловые отношения, совокупность которых есть экономика.
3)бизнес – это противоречивое явление. Если сторонники критической концепции утверждали, что предприниматель будет всячески игнорировать требования клиента ради своей личной выгоды, то в рамках прагматической концепции предполагается, что предприниматель будет всячески учитывать интересы общества, чтобы завоевать большую часть рынка, увеличить количество своих клиентов и таким образом достичь высокой прибыли. Т.е. условия диктует уже не предприниматель потребителю, а потребитель предпринимателю. Это может проявляться в открытой или скрытой формах. В первом случае клиент прямо заявляет бизнесмену, что условия сделки его не устраивают и просит изменить их, заявляя, что у него есть альтернативные возможности. К примеру, покупатель, приобретая большую партию товара, настаивает на предоставлении скидки. В случае скрытого конфликта человек просто предпочитает воспользоваться услугами конкурирующей фирмы. Например, потенциальный клиент желает разместить депозит в банке. Но, ознакомившись с условиями, он выбирает другой банк, где процентная ставка по депозитам выше.
Исходя из всего вышесказанного, я могу сказать, что все три концепции имеют право на существование. Но самой объективной и рациональной является прагматическая концепция, так как она отличается от критической тем, что не абсолютизирует противоречия интересов, возникающие в процессе деловой деятельности. От позитивной концепции бизнеса она отличается тем, что не закрывает глаза на наличие таких противоречий.