Файл: Экономика и финансы организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В экономике существуют различные понятия трудового потенциала человека, трудовых ресурсов, рабочей силы, которые часто отождествляются друг с другом, поэтому необходимо выявить основные составляющие каждой экономической категории.

Понятие «трудовой потенциал» возникло в 70-80-е годы XX века в связи с необходимостью активизации и эффективного использования возможностей, связанных с личным фактором. Возникновение категории «трудовой потенциал» отражает назревшие потребности практики в выявлении недоиспользованных возможностей и резервов экономического роста, лежащих на стороне человеческого фактора и связанных с недоучетом интеграционного характера многих процессов в воспроизводстве рабочей силы, трудовых ресурсов, населения.

В основе понятия «трудовой потенциал» лежит термин potential, который несет двойной смысл: с одной стороны, он рассматривается как ресурсная категория и включает в себя источники, средства, ресурсы труда, необходимые для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели, возможности отдельного лица, общества, государства в конкретной области, а с другой - указывает, что эти ресурсы (мощности) скрытые, ибо это «совокупность не только каких-нибудь средств», но и «возможности». Таким образом, исходя из семантики слова, можно заключить, что трудовой потенциал состоит из двух частей: пассивной (невостребованные ресурсы общества) и активной (средства, необходимые в данной отрасли производства).

Научные подходы экономистов к трактовке понятия «трудовой потенциал» были разделены автором на четыре группы.

Первая группа исследователей отождествляет трудовой потенциал в количественном и качественном отношении с трудовыми ресурсами. К представителям данной группы можно отнести Г. П. Сергееву, Л. С. Чижо-ву, Л. Кунельского, В. Костакова, Л. Попова, которые считают, что «трудовой потенциал

- это те ресурсы труда, которыми располагает общество. Численность трудоспособного населения и его качественные характеристики (пол, возраст, образование, профессиональная подготовка, квалификация и т. д.) определяют реальное значение трудового потенциала. Улучшение качественных характеристик практически увеличивает трудовой потенциал в рамках одной и той же численности трудоспособного населения». «Трудовой потенциал, - пишет Л. Кунель-ский, - включает всех граждан, способных участвовать в процессе общественного производства с учетом их физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификационных навыков. Наряду с непосредственно занятой в производстве рабочей силой в него входят и те лица, которые в принципе могут работать, но по каким-либо причинам - социальным и личным


- не заняты в народном хозяйстве страны». Подобное определение, в котором под трудовым потенциалом понимаются «соответствующие трудовые ресурсы, рассматриваемые в аспекте единства их качественной и количественной стороны», приводят В. Кос-таков и А. Попов и др. В представленном определении не учитываются люди моложе трудоспособного возраста, которые заняты в общественном производстве. Население моложе трудоспособного возраста, не участвующее в общественном производстве, обладает трудовым потенциалом и составляет его резерв, который в дальнейшем будет использоваться или нет на благо общества в зависимости от соответствующих условий, благоприятных для активизации человеческого фактора.

Вторая группа ученых включает в понятие «трудовой потенциал» элементы производительных сил и производственных отношений. Данный подход дает возможность различать «трудовой потенциал» на каждом историческом этапе, выделить то особенное, что свойственно данному понятию - право на существование которого зависит прежде

всего от его обоснованности как экономической категории, что позволяет рассматривать понятие «трудовой потенциал» более расширенно, т. е. в систему трудового потенциала включать население и занятость, образовательный уровень, содержание труда, техническую вооруженность труда, производительность труда. В. К. Врублевский трудовой потенциал рассматривает как «совокупного общественного работника и соответствующих условий труда в единстве факторов, отражающих, с одной стороны, его содержание, с другой - социальноэкономический характер».

Причем В.К. Врублевский в определении трудового потенциала не учитывают людей, не занятых в общественном производстве, а при определении их количественной стороны ограничивается функционирующей частью трудовых ресурсов. С этим суждением нельзя согласиться, так как не учтена та часть трудовых ресурсов, которая не занята в общественном производстве, но при соответствующих условиях может быть вовлечена в него. Наиболее полно учитывается количественная сторона трудового потенциала в определении данной категории Е. В. Горшениной, которая считает, что трудовой потенциал - это количество трудоспособного населения и его профессиональнообразовательный уровень. Количественные характеристики трудового потенциала включают демографическое положение, состояние трудовых ресурсов, эффективность использования рабочей силы. Качественные характеристики охватывают уровень образования и профессионально-


квалификационный состав работников.

Третья группа ученых в качественную характеристику трудового потенциала включает три составляющие: психофизиологическую, интеллектуальную и социальную. Например, И. Д. Мацкуляк понимает под трудовым потенциалом «совокупность лиц, способных по своим физическим и духовным качествам участвовать в процессе труда. Речь идет, прежде всего, о здоровье, выносливости, типе нервной системы - обо всем том, что отражает физические и психологические свойства человека (выделение психофизиологической составляющей трудового потенциала). Имеются в виду также его общие и специальные знания, трудовые навыки

и умения, обусловливающие способность к труду определенного качества (интеллектуальная составляющая). И наконец, подразумеваются интересы и потребности работника, уровень его сознания и ответственности, социальной зрелости и идейной убежденности» (социальная составляющая). В работе В. Цыганкова представлены взгляды ученых (В. Буланова, Н. Волгина, Г. Слезингера), выделяющих три составляющие трудового потенциала, представленные выше. Однако Г. Слезингер предполагает объединение экономической и социальной составляющих. Он считает принципиально важным рассматривать проблемы социальной справедливости, с одной стороны, и эффективного труда - с другой, не в их противопоставлении, а в их органическом единстве и взаимообусловленности. Предполагаемое разделение Г. Слезингер рассматривает как условное, поскольку элементы того и другого присутствуют в каждом из них, причем все они взаимообусловлены и функционируют совместно.

В свою очередь, Н. М. Кузьмина считает, что трудовой потенциал «является совокупной способностью отдельного работника достигать в заданных условиях определенных результатов в производственной деятельности», с одной стороны, и «способностью совершенствоваться в процессе труда, решать задачи, возникающие в результате изменения производства», с другой стороны. Он включает в себя: психофизиологический потенциал - способности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.;

- квалификационный потенциал - объем, глубина и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определенного содержания и сложности;

- личностный потенциал - уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности и запросы в сфере труда, исходя из иерархии потребностей.


По нашему мнению, отдельно взятый трудовой потенциал работника объединяется в их совокупность, которая будет соответст-

вовать трем составляющим: психофизиологической, интеллектуальной и социальной.

Четвертая группа ученых считает, что определение трудового потенциала уточняется в связи со свободой выбора рода занятий и расширением возможностей для раскрытия индивидуальных качеств людей. Например, Г. М. Шамарова под трудовым потенциалом понимает человека «как объект, характеризующийся своими потребностями и интересами в сфере труда». Такой точки зрения придерживается и Х. Психомахов, который считает, что «трудовой потенциал -это единство способностей совокупного работника с возможностями и условиями, создаваемыми для реализации этих способностей рыночной средой». Делая акцент на человеке, личности, необходимо иметь в виду, что он обладает целым спектром личных качеств, совокупностью разнообразных способностей. Но лишь их определенная часть действительно необходима для каждого конкретного вида труда. При этом сохраняется необходимость отбора обществом из всей совокупности разносторонних способностей человека той их части, которая требуется для выполнения конкретных трудовых функций. Другие способности человека, в том числе трудового характера, не находящие применения в данном виде общественного труда, могут реализовываться за его пределами.

Обобщая вышеизложенное можно заключить, что трудовой потенциал состоит из двух частей - активной, которая используется в производстве, и пассивной. Активную часть (или располагаемый трудовой потенциал) представляет рабочая сила. На наш взгляд, именно рабочая сила, а не трудовые ресурсы (так как не все категории, входящие в трудовые ресурсы, заняты в общественном производстве), по отношению к трудовому потенциалу выступает основным активным носителем, участвующим в общественном производстве и создающим блага. Рабочая сила персонифицирует трудовой потенциал и позволяет оценить использование потенциальных возможностей как отдельно взятого человека, так и совокупности людей, обеспечивая на практике активизацию человеческого фактора, а также качественную сбалансированность в развитии личного и вещественных факторов производства. Носителями пассивной части трудового потен-

циала выступают лица, способные к трудовой деятельности.

Активизация пассивной части человеческих возможностей может происходить за счет изменения условий производственнохозяйственной деятельности, развития научно-технического прогресса, смены работы, изменения отношений в коллективе и т. д. Например, домохозяйки, инвалиды - это группа людей с имеющимся трудовым потенциалом, которые использовать его в общественном производстве не желают или не могут, так как нет условий для активизации человеческого фактора и нет возможности измерить их труд. Таким образом, трудовой потенциал является «величиной весьма динамичной, непрерывно изменяющейся не только в количественном, но и в качественном измерении под воздействием целого комплекса социально-экономических, научно-технических, психофизиологических и многих иных факторов».


Термин «трудовые ресурсы» получил свое распространение в начале 20-х годов ХХ века, его впервые применил академик С. Г. Струмилин для характеристики главного национального богатства страны. Данный термин имеет множество толкований. Одни авторы вообще отрицают, что трудовые ресурсы - экономическая категория, считают их механической совокупностью населения трудоспособного возраста другие, наоборот, обосновывают общественно-экономическую сущность этой категории, отмечая, что трудовые ресурсы имеют историческую определенность, представляют собой понятие социально-классовое и не являются формальной статистической совокупностью.

Основываясь на трудах отечественных ученых, автор выделил две группы трактовки трудовых ресурсов.

Первая группа ученых (Е. Я. Грегова, В. В. Дубровский, и др.) отождествляет трудовые ресурсы с рабочей силой, персоналом (кадрами), трудовым потенциалом. Е. Я. Грегова и В.В. Дубровский считают, что трудовые ресурсы - это персонал организации, т.е. «работники организации, имеющие определенную профессию и квалификацию, с их желаниями, мотивами, устремлениями». Или другое определение, где под трудовыми ресурсами понивается потенциал, обладающий соответствующим образованием и от-

личными знаниями, гибким умом и практической смекалкой, имеющий достаточный стаж работы на занимаемой должности, знающий передовой отечественный и зарубежный опыт предпринимательской и коммерческой деятельности, организации и технологии.

Вторая группа ученых дает определение трудовых ресурсов через их основную составляющую - население, выражающую их количество. Трудовые ресурсы - это все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сферах общественного производства и индивидуальной трудовой деятельности, а также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в общественном труде, но занятые в домашнем и личном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, в составе Вооруженных сил. В дополнение к вышеизложенному определению указывают возраст трудоспособного населения (мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины в возрасте 16-54 лет). Причем исключают неработающих инвалидов труда I и II группы, получающих пенсии по старости на льготных условиях (мужчины в возрасте 50-59 лет, женщины 50-54 лет). Таким образом, трудовые ресурсы включают население в трудоспособном возрасте, кроме нетрудоспособных, а также фактически работающих подростков и работающих людей пенсионного возраста. Следует отметить, что в состав трудовых ресурсов входят люди, способные работать, но не работающие по тем или иным причинам (домохозяйки, учащиеся с отрывом от производства) и иностранные мигранты (рис.1).