Файл: Без доброй воли и восприимчивости ученика даже наилучшее учение оказывается бесполезным» (Климент Александрийский «Строматы»).pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
Для меня актуальной проблемой сегодняшнего дня является завлечение учеников в учебный процесс, потому что без этого любое учение будет бесполезным. Для начала стоит разобраться в основных понятиях из цитаты Климента Александрийского, а именно «воля» и «восприимчивость», а также провести красную нить между этими терминами и педагогикой.
Воля-это сознательная организация и регуляция человеком своей деятельности и поведения. Как человек, работающий с младшими школьниками, могу сказать, что волю у ребенка необходимо развивать. Воля- это не врожденное качество. Прежде всего, надо понимать, что воля включает в себя следующие компоненты:
- умение сдерживать непосредственные импульсы и желания в связи с требованиями социального окружения, то есть умение сознательно управлять своими действиями;
- умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной ситуации, доводить начатое дело до конца.
Необходимо помнить, что для младшего школьника очень важна доступность целей. Деятельность, направленная на решение доступных для ученика задач, приобретает целенаправленность. Разрешимая задача создает объективную возможность успеха, заставляет ребенка направить силы на достижение цели, проявить организованность, терпение и настойчивость. Для начинающего школьника разрешимость задачи часто определяется не только тем, в какой мере он владеет средствами для ее решения, но и тем, насколько ему видна цель. С точки зрения волевой регуляции поведения и деятельности младшего школьника важно, чтобы задачи были оптимальной сложности. Это обеспечивает переживание успеха вначале, делает тем самым цель более доступной, что, в свою очередь, активизирует дальнейшие усилия. Слишком трудные задания могут вызвать отрицательные переживания школьника, отказ от усилий. Слишком легкие задания также не способствуют развитию воли, так как учащийся привыкает работать без особых усилий.
Волевое поведение школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, которая предъявляет ребенку все новые и более серьезные требования. Учебная деятельность способствует развитию произвольности познавательных процессов — произвольного восприятия, произвольной памяти, произвольного внимания.
Эта происходит только в том случае, если учебная деятельность с самого начала обучения приобретает для школьника личностный смысл, становится ему интересной и значимой. В процессе обучения и развития волевые качества младшего школьника совершенствуются. Дети начинают проявлять целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, смелость, дисциплинированность.
Тогда возникает вопрос: что такое восприимчивость и как она связана с волей?
Если углубиться в словообразование слова «восприимчивость», можно понять, что оно образовано от слова восприятие.
Восприятие- это процесс построения образа. Из фразы Климента можем понять, что в его понимании, восприимчивость- это добровольное восприятие учеником материала.
Между волей и восприимчивостью существует тонкая связь, без которой целостного образа хорошего ученика выстроить не представляется возможным.
Воля и восприимчивость только вкупе могут организовать желание учиться, тем самым обеспечить непрерывную работоспособность мозга.
В случае, если один из компонентов этой формулы (воля+восприимчивость= эффективное обучение; ВВ) отсутствует, то нарушается весь образовательный процесс, что может повести деградацию ребенка.
Учитель будет бессилен, потому что даже великолепно поданный материал не будет восприниматься мозгом ребенка, ему будет скучно. Тогда у ребенка начинает активно работать воображение, и он начинает «развлекаться, как может», тем самым отвлекая других детей, а, возможно, и срывая урок.
С каждым годом детей, у которых отсутствует один из компонентов ВВ, все больше и больше. Если не начать исправление, то через поколение мы сможем наблюдать полную деградацию общества, потому что кроме удовлетворения своих физиологических потребностей их не будет ничто интересовать. Я считаю, что только учитель вместе с родителями может исправить данную ситуацию. Например, волю можно сформировать следующим образом:
- доводить начатое дело до конца;
- не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно, или чему может научиться сам
- поддерживать чувство радости от достигнутого результата;
- одобрять ребёнка, внушая ему уверенности в том, что он сумеет выполнить трудное задание, например, «Я верю, у тебя все получится»;
- подводить ребенка к рациональному решению;
- предъявляемые требования должны быть обоснованы и выполнимы, обдуманны и немногочисленны;
- полезны различные игры по правилам: шашки, домино, шахматы;
Восприимчивость можно формировать с помощью досконального исследования картин, разбирая все планы и детали.
Таким образом, мы можем сделать вывод: только воля и восприимчивость могут дать возможность ребенку развиваться, получать образование. Безусловно, формирование этих качеств- это не есть добровольная деятельность. Это трудная миссия, которая возлагается на начальной стадии на родителей, а затем на учителя. Воля и восприимчивость помогут ребенку не только в обучении (в котором даже самый скучный и монотонно поданный урок может стать интересным и занимательным),но и в дальнейшей жизни (построении карьеры, личной жизни).