Файл: РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ познавательные (когнитивные) процессы.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 3
Среди всех психических процессов в управленческой деятельности наибольшее значение имеют познавательные (когнитивные) процессы и, в первую очередь, ощущения, восприятие, память, мышление и др.
Наиболее общей их особенностью в управленческой деятельности является то, что все они сохраняют свои основные закономерности, но приобретают и дополнительные специфические черты, обусловленные своеобразием данной деятельности. В частности, процесс восприятия представлен в основном в виде «социальной перцепции»: стимулы - «материал» восприятия руководителя предельно специфичны. Ими являются не столько предметы (объекты внешнего мира), сколько субъекты (личности во всем многообразии и противоречивости их качеств, признаков, свойств, намерений). Поэтому, социальная перцепция неотделима от других, более сложных психических процессов, вплетена в общий ход межличностного взаимодействия в процессе управленческой деятельности.
В целом, можно сказать, что познавательные процессы - это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.
Ощущение - отражение свойств предметов при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Наше поведение и работоспособность во многом зависит от слуховых (акустических) и зрительных (визуальных) ощущений. Ощущения возникают как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и носят рефлекторный характер.
В отличие от ощущений, в психике человека происходит и более сложный процесс - восприятие, которое формируется благодаря взаимодействию нескольких органов чувств, синтезом ощущений, поступающих от глаз, ушей, кожи, мышц.
Восприятие - это активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем больше он увидит в предмете или другом человеке - подчиненном, руководителе, партнере по общению и т.д. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию, передают ежесекундно ее огромный поток. Это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание.
Восприятие тесно связано с мышлением. Мышление - особого рода умственная и практическая деятельность, способность человека логически анализировать проблему.
Способ мышления может быть творческим или критическим. Они как бы конкурируют между собой. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового, с генерацией собственных оригинальных идей. Человек же с критической тенденцией мышления основное внимание уделяет критике чужих идей, мыслей, слов.
Чтобы развить в себе способность к творческому мышлению, необходимо развивать в себе и чувство успеха, что крайне важно для каждого руководителя.
Человек, обладающий высокоразвитой тревожностью, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи. Интеллектуальные способности человека, как правило, страдают от частых неудач и боязнь очередной неудачи начинает автоматически возникать при встрече с новой задачей. Она порождает защитную реакцию, которая мешает творческому мышлению, обычно связанному с риском для собственного «я». В итоге человек теряет веру в себя, у него накапливаются отрицательные эмоции, мешающие ему думать, принимать эффективные управленческие решения.
Между творческим и критическим мышлением необходим баланс. Критик не способен творить, а творческое мышление, если оно доминирует над критическим, оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях. В управленческой деятельности необходимо соблюдать баланс в этих процессах, что в целом положительно скажется на эффективности руководства.
Акустическая (слуховая) память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (речевых, музыкальных). Особенно необходима людям, изучающим иностранные языки.
Двигательная память - запоминание и сохранение разнообразных движений, а при необходимости их точное воспроизведение. Благодаря двигательной памяти у человека формируются и закрепляются привычки.
Эмоциональная память - это память на бывшие когда-то переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. Эмоции являются важной причиной забывания, особенно чувство тревоги, беспокойства, отрицательно влияющее на эффективность слушания и восприятие. Простейшим примером является реакция на критику или обвинения. Эмоции при этом настолько сильны, что человек рискует если не пропустить основную часть информации, то воспринять ее в искаженном виде. Или когда рядом раздраженный начальник, требующий сообщить ему какие-либо данные. Они вертятся на языке, но возникает чувство «полного отсутствия присутствия». Человек успокоился - все всплывает в памяти. Стрессовая ситуация также блокирует память. Это обязательно следует учитывать в управленческой деятельности.
Кроме названных, есть и другие виды памяти, в частности: осязательная, обонятельная, вкусовая, словесно-логическая.
Многие процессы, связанные с памятью, на самом деле зависят от обеспечения длительного и прочного внимания к тому, что должно быть запомнено. познавательный память поведение темперамент
Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса. Бывает внутренним и внешним. Внутреннее - направлено на собственные мысли и чувства. Внешнее - атрибут культурного человека, умение быть внимательным к другим людям в обстановке общения - очень ценное свойство человека, особенно для руководителя. Необходимо уметь переключать внимание, вести себя гибко. Основные характеристики внимания - концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость и объем. Концентрация - сосредоточенность. Устойчивость - длительное привлечение внимания к одному предмету или объекту. Распределение - способность человека одновременно концентрироваться на нескольких объектах, что дает возможность делать сразу несколько дел. Внимание и связанные с ним другие психические процессы - крайне важное качество любого руководителя.
По времени сохранения материала память делится на кратковременную и долговременную. Одним из количественных показателей, позволяющих оценить продуктивность запоминания, является объем памяти, т.е. количество элементов или единиц информации, которое человек может воспроизвести сразу после запоминания.