Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
В современном мире жизненная позиция формируется под влиянием многих факторов, одним из которых являются различные социальные стереотипы. Они играют огромную роль в отношении людей к любому явлению и друг к другу.
Как правило, социальный стереотип-это схематичный, стандартизированный образ социального явления или объекта, обычно эмоционально окрашенный и имеющий большую стабильность. Он выражает привычное отношение человека к явлению, которое развивается под влиянием социальных условий и предыдущего опыта и является неотъемлемой частью такого отношения. Он часто становится синонимом устаревших и предвзятых идей, связанных с предрассудками.
Гендерные стереотипы - это общие представления о роли каждого пола в обществе. Гендерные роли обобщают мужские и женские качества. Поскольку каждый человек уникален и обладает личностными особенностями, мыслями и чувствами, гендерные стереотипы не верны в определенных ситуациях.
Гендерные стереотипы распространяются на человека на протяжении всей жизни, формируя гендерные роли. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой ассимиляции и преломления личности в сознании и поведении. Некоторые из этих норм вводятся в сознание через телевидение и популярную литературу, в то время как другие принимаются в виде родительских указаний или недовольства общества. Поэтому гендерные стереотипы часто становятся социальной нормой.
Гендерные стереотипы, определяющие роль общества, оказывают решающее влияние на возникновение гендерных конфликтов. Любой гендерный конфликт основан на различиях в гендерных ролях, существующих в любом обществе. Таким образом, гендерный конфликт в основном обусловлен необходимостью перераспределения традиционных мужских и женских ролей.
Гендерные стереотипы, существующие в обществе, делятся на три основные группы: Стереотипы маскулинности - фемининности. Маскулинность отражает активность и творчество, а феминность характеризует спокойствие, пассивность и репродуктивную роль. Данные характерные свойства рассматриваются в психологии в качестве противоположных характеристик, которые могут быть взаимодополняющими.
Стереотип разделения социальных функций между представителями разных полов. К примеру, женщине отводится роль домохозяйки, матери и хранительницы очага. Она является для нее приоритетной. Мужчина же, должен проявить себя в профессиональной деятельности, достичь карьерных и финансовых высот, обеспечить благополучие своей семьи.
Стереотипы трудовой деятельности. В данном случае идет разделение трудовых обязанностей по половому признаку. Женщины должны выполнять работы исполнительного характера, занимать должности обслуживающего персонала, оказывать помощь людям.
Мужчинам отводится занятие управленческих и руководящих должностей, политическая карьера, реализация своего творческого потенциала. Как правило, гендерные различия устанавливаются негласными социальными нормами, которые закрепляют различные роли за представителями разных полов, их интересы и запреты.
В обществе существует стереотип, который фиксирует функцию определенной роли женщины или мужчины. Это способствует развитию гендерного конфликта. В какой-то степени все люди придерживаются традиции и подчиняются традиционным функциям гендерных ролей.
Психологические особенности мужского и женского характера различны по своей природе. Это является предпосылкой для формирования определенной модели социального поведения и проявления интересов в конкретной сфере.
Кроме того, по мере развития общества и изменения существующих представлений о том, что могут и не могут делать представители разных полов, гендерные стереотипы в современном обществе периодически устаревают.
Хотя большинство людей понимают, что гендерные стереотипы не всегда верны, они все еще делают предположения, основанные на гендерных различиях.
Положение женщины в современном обществе во многом определяется полоролевыми стереотипами, пришедшими из глубокого прошлого. Патриархальное разделение труда отвело мужчине роль добытчика и кормильца семьи. При этом женщина, занимаясь исключительно ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, находилась в материально зависимом, подчиненном положении.
Индустриальная эпоха, способствуя вовлечению женщин в производство, изменило ее место в общественном разделении труда. Женщина наравне с мужчиной начинает приносить доход семье. Однако изменение социальной роли женщины не привело к пересмотру традиционных полоролевых поведенческих установок.
Во-первых, это проявилось в сохранении за женщиной обязанностей по выполнению домашнего труда, как экономически менее значимого и второстепенного. Во-вторых, власть мужчины в семейных отношениях распространилась на сферу общественного производства, закрепив и здесь подчиненную роль женщины.
Отсюда, сохранение полоролевых стереотипов оказывает важнейшее влияние на существование современного гендерного неравенства. При этом в обществе действуют устойчивые механизмы воспроизводства традиционных поведенческих установок. Гендерные стереотипы находят свое отношение не только в поведенческих формах, но и в общепринятых высказываниях. Например, такие фразы, как: «не женское это дело», «женская логика», «мужская и женская работа» и т. д.
Например, существует распространенный стереотип, что женщины спешат выйти замуж, и вынуждены заниматься домашними делами, а мужчины любят спорт и вынуждены работать. Многие идеи о гендерных ролях навязываются нам через средства массовой информации и рекламу.
Гендерные стереотипы строятся с раннего детства. Например, когда ребенок девочка, мы сразу начинаем покупать ей одежду и аксессуары розового цвета, украшать ее комнату бабочками, цветами и куклами.
Что все, по сути, делают? Многие родители не понимают, что таким образом учат ее, что девочка должна одеваться, готовить еду, ухаживать за ребенком. Это самый распространенный стереотип, связанный с женщинами.
В современном мире существуют миллионы гендерных стереотипов о женщинах, например:
- женщины - медсестры и воспитатели;
- женщины не так сильны, как мужчины;
- женщины должны зарабатывать меньше, чем мужчины;
- женщины не должны получать хорошего образования;
- женщины не занимаются спортом;
- женщины должны быть красивыми;
- женщины любят петь и танцевать;
- женщины не азартны;
- женщины флиртуют;
- женщины никогда не подходят первыми, чтобы познакомиться.
Говоря о корнях гендерной предвзятости, прежде всего, необходимо упомянуть неравное социальное положение мужчин и женщин в обществе: стереотипы помогают доказать, что те, кто владеет властью и богатством, доминируют в экономике и обществе.
Таким образом, причина асимметричного разделения труда и его мужчин и женщин является одной из наиболее стереотипных сфер экономических отношений. Описывая положение женщин на рынке труда в современной России, многие исследователи пишут о сексизме, социально-экономическом анализе семейных отношений, наполненном такими определениями, как "кризис", "неравенство", "насилие в семье" и др. Многие негативные факты о положении мужчин и женщин в сфере труда и семьи неразрывно связаны с распространенными гендерными стереотипами. В настоящее время многие предубеждения в отношении женщин, с одной стороны, ослабевают, а с другой - появляются новые предубеждения.
Типичные женские представления о мужчинах, например, у них постоянный беспорядок в доме, в шкафу с сапогами и грязной одеждой. Детские игрушки для мальчиков включают в себя грузовики, динозавры и солдаты. С детства мальчика учили быть сильным и уметь защищаться.
Большинство родителей признают и признают, что они не учили своих сыновей мыть посуду или правильно хранить вещи в шкафу. Маленьким мальчикам стыдно покупать коляску, чтобы они могли носить в ней куклу.
Вместо этого родители учат своих сыновей вывозить мусор или делать тяжелый физический труд во дворе, сокращая остальную часть домашней работы, обозначая ее "работой женщин". Это главный мужской стереотип, но в большинстве семей именно так происходит будущий мужской рост.
В современном обществе мужчины должны делать грязную работу, все, что требует физической силы, они также должны работать и обеспечивать семью. Маленький мальчик видит этот стереотип и следует за ним.
Другие распространенные мужские гендерные стереотипы:
- мужчины получают удовольствие от работы;
- мужчины не могут выполнять чисто женские обязанности;
- мужчины не делают работу по дому, а уход за детьми не входит в их обязанности;
- мужчины азартные и занимаются спортом;
- мужчины ленивые и грязные;
- мужчины не плачут;
- мужчины сильны в математике;
- мужчины не готовят и не шьют.
Конечно, все эти гендерные стереотипы применимы не к каждому мужчине или женщине. Они превращаются в стереотипы, потому что мы считаем их нормой и приписываем их каждому мужчине или женщине.
Все гендерные стереотипы меняются с развитием общества, и в наше время никто не удивляется, когда женщина не дома, а в своей карьере, а мужчина занимается воспитанием детей.
Все стереотипы формируются в социальной среде, которую выбирают для себя индивидуумы, супруги и семьи. Один и тот же стереотип может быть связан с одним человеком, а не принят другим. У любой семьи может быть своя модель поведения. Чаще всего они основаны на традициях и обычаях народа, образе жизни той или иной семьи. Например, все мужчины в этой семье были врачами в течение нескольких поколений.
Вышеизложенное не означает, что проблема гендерных стереотипов в развитых странах Запада полностью решена. Преследование женщин встречается крайне редко, но во многих случаях существует определенная дискриминация в отношении мужчин. Это связано с тем, что, например, менеджеры иногда предпочитают нанимать женщину только из-за страха быть обвиненным в сексизме. В этом случае дискриминируемый пол становится мужчиной.
Анализируя эти факты и различные социологические исследования на эту тему, хочу подвести некоторые итоги. Нынешнее состояние нашей страны в последние годы позволяет сделать вывод о том, что "женская проблема" в России сегодня очень острая. Поэтому очевидны причины постоянного интереса исследователя к изучению проявлений сексизма во всех сферах общественной жизни, в частности в сфере труда.
Гендерные стереотипы продолжают влиять на людей, "помогая" людям думать, действовать и относиться к другим людям. Каждый должен научиться думать для себя, не подвергаясь влиянию общественного мнения и предрассудков. Только тогда можно будет уважать права всех людей, независимо от их пола и социального статуса.