Файл: Основные направления учебной программы Иттена.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ганнес Ит тен (нем. Johannes Itten; 11 ноября 1888, Зюдерн-Линден, Швейцария — 27 мая 1967, Цюрих) — швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог. Получил всемирную известность благодаря созданному им учебному пропедевтическому курсу Баухауса (Vorlehre), который лёг в основу преподавания во многих современных дизайнерских школах.

Иттен с 1918 г. разрабатывал и с 1919 г. преподавал в Баухаузе шестимесячный пропедевтический (предварительный, подготовительный) курс (Vorlehre). Основные идеи курса принадлежали В. Гропиусу, он и привлек Иттена, который сразу же вступил с основателем школы в полемику. Курс заключался в лабораторном «изучении формальных элементов» (Elementare Formlehre) и «штудии материала в мастерских». Его целью было «высвободить творческие силы учащихся, дать им почувствовать природу материала и ощутить общие закономерности формообразования». Объективно-формальный метод пропедевтического курса, по мнению Гропиуса, должен был обеспечить основу создания подлинно современного стиля «производственного искусства», свободного от академических предрассудков, подражаний и эклектики предшествовавшей эпохи. Иттен, напротив, считал: степень воздействия произведения искусства определяется не только выразительностью формы, но и тем состоянием, в котором художник его создавал. Увлечение Иттена раннехристианской и восточной этикой и философией привело его к убеждению, что влияние идеологии научно-технической цивилизации необходимо компенсировать развитием внутренних духовных качеств каждого ученика.

Эту идею Иттен стремился реализовать в учебной практике. Вокруг него сложилась группа близких ему по духу педагогов и студентов. Основой курса Иттен считал учение о контрастах, он давал студентам задания на выявление и визуализацию архетипических оппозиций типа большое — малое, непрерывное — прерывающееся, динамичное — статичное. При выполнении задания студент должен был освоить переход от «чувственного представления к мыслительной объективации», а затем к формообразующему синтезу. Главным в своих занятиях со студентами он считал развитие чувственного начала, моторики и творческой энергии. Цикл упражнений, разработанных Иттеном в 1921—1922 гг., начинался с дыхательной зарядки и тренировки движений: студенты выполняли круговые, зигзагообразные и волнообразные движения руками. Одно из заданий — рисование абстрактных композиций углем на больших листах бумаги — ученики выполняли с закрытыми глазами.


Вместе с другими создателями Баухауза Иттен стремился преодолеть узкокорпоративный подход в обучении художников, развить у них индивидуальные способности свободного владения формой и цветом как основными, универсальными инструментами творчества. Свои теоретические и педагогические взгляды Иттен изложил в знаменитых книгах о цвете и форме (1911—1913), изданных на многих языках. В 1923 г. Иттен покинул стены Баухауза, после этого Гропиус существенно изменил содержание вводного курса. С 1923 г. его преподавал Йозеф Альберс, а затем венгерский художник Ласло Мохой-Надь.

Пропедевтический курс, разработанный Йоханнесом Иттеном, и продолженный другими преподавателями после его ухода, был первой частью общей концепции образования в Баухаусе. Этот курс предварял остальные и был направлен на то, чтобы познакомить студентов с основными свойствами материалов, основами композиции и цвета.

Большое внимание уделялось изучению контрастов. Тон, цвет, форма, материал - в чем бы не проявлялся контраст, все попадало в поле зрения иттеновской пропедевтики. Но основным и самым выразительным средством и инструментом творчества Иттен считал контраст света и тени - черного и белого.

Следующей ступенью курса было то, что сейчас называется материаловедением. Контрастные свойства материалов, их фактуры должны были быть не только изучены студентами, но перенесены как в графические, так и в трехмерные композиции. Таким образом студенты знакомились с теми материалами, в которых им в будущем надо было работать.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Гармония противоположностей

Для выбора подходящих оттенков используется внешний круг схемы, состоящий из двенадцати секторов. Точно друг напротив друга в нем располагаются дополнительные, или комплементарные цвета (красный — зеленый, оранжевый — синий и так далее). Они составляют контрастную пару, всегда очень яркую и выразительную. Как правило, на больших площадях такое сочетание не используется из-за своей экспрессивности, нередко утомляющей. Идеально использовать пару комплементарных цветов для выделения деталей и элементов. В одежде и интерьере такое сочетание применимо, но с некоторыми говорками. Чаще всего стилисты и дизайнеры рекомендуют выбирать один из цветов в качестве главного, а второй использовать только для деталей. Возникающая разница площадей помогает несколько сгладить напряженность. Общая композиция перестанет быть навязчивой, приобретет большую цельность и привлекательность для глаза.

Триада

Очень интересно смотрятся сочетания трех цветов, расположенных на вершинах равнобедренного треугольника, вписанного в круг Иттена. Композиции, основанные на одной из подобных комбинаций, выглядят очень сочными. Как и в предыдущем случае, для создания гармоничного решения лучше один из цветов выбрать в качестве главного, а оставшиеся два использовать для расстановки акцентов.

Нужно заметить, что применимость круга Иттена выходит за рамки двенадцати цветов, поскольку за каждым из них стоит длинная вереница всевозможных оттенков. Получить их просто: для это необходимо добавить белый, черный или серый. Цвет будет менять насыщенность, яркость и светлоту. Получающиеся оттенки также подчиняются законам композиции, как и 12 их «предшественников». При этом количество возможных сочетаний увеличивается практически безгранично.

Аналоговая триада

Три цвета в вершинах равнобедренного треугольника в колористике носят название классической триады. Аналоговая же триада — это три цвета, расположенных в соседних секторах. На основе таких сочетаний получаются легкие и спокойные композиции с плавным переходом, без резкого контраста. Здесь также можно воспользоваться правилом одного главного цвета. А для привнесения большей контрастности добавить, например, белый или черный в виде рамок, границ рисунка или фона.

Цвета аналоговой триады также называют родственным. В одежде и интерьере такое сочетание всегда смотрится гармонично.

Контрастная триада

Как уже было сказано, пара комплементарных цветов дает очень яркие сочетания. Для сглаживания эффекта можно использовать контрастную триаду. Для главного цвета вместо одного противоположного подбирается пара соседних к дополнительному. По-прежнему яркое сочетание лишается избыточной напряженности, становится менее агрессивным. При использовании контрастной триады легче создать гармоничную композицию, чем на основе комплементарной пары.

На вершинах прямоугольника

Цветовой круг Иттена предполагает и создание композиций на основе четырех красок. Гармоничное сочетание определяется при помощи прямоугольника. На его вершинах и располагаются нужные цвета, причем они составляют одновременно две комплементарные пары. Аналогично прямоугольнику нередко используют и квадрат. И снова во время комбинирования стоит уделить вниманию площади, которую занимает каждый цвет. Гармоничные сочетания проще всего создать, если определить один главный оттенок.


Иттеном была разработана база преподавания формальной композиции, используемая до сих пор на первых курсах большинства учебных заведений дизайнерского профиля. Основа композиционных заданий первых курсов, с использованием простейших геометрических фигур - треугольника, круга и квадрата, лежит в пропедевтике Йоханнеса Иттена. Задание с изображением какого-либо объекта в десятке различных техник от максимально реалистичного карандаша, через тушь+перо, тушь+кисть, линеарный рисунок, пятно, аппликацию, проводить анализ внутренней сущности предмета и его графической интерпретации, а также ритм, контраст-нюанс, основы формообразования, цвет - все это мы делали так же, как делали в свое время студенты Баухауса за 70 лет до нас - все это было впервые применено на практике дизайн-образования именно Иттеном.

Вывод-заключение

Иттен разработал учебный курс знаменитого Баухауза (Высшая шкала строительства и художественного конструирования, существовала в Германии в 1919-1933 гг.), который до сих пор лежит в основе программы многих аналогичных заведений. Его книга «Искусство цвета» (как и второй бессмертный труд автора - «Искусство формы»), где изложена теория цветовых сочетаний, переведена на огромное количество языков и стала настольной для дизайнеров разных стран. И, хотя представители всех направлений визуального искусства практически хором твердят, что творить по правилам невозможно, понимание принципов создания гармоничных сочетаний лежит в основе успеха даже самых авангардистских проектов.

Цветовая гамма, разработанная при помощи круга Иттена, в каждом отдельном случае дополняется и несколько изменяется дизайнерами. Часто в основе самых интересных сочетаний лежит лишь интуиция их создателя. Однако для понимания принципов колористики необходимо знать, что такое цветовой круг Иттена, как пользоваться им. Залог творческих прорывов — это хорошая база, теоретическая и практическая. Можно сказать, что именно с целью знакомства художников и дизайнеров с основами и правилами создана наука колористика, цветовой круг как один из ее инструментов, а также многочисленные труды исследователей мира искусства.