Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
Ганнес Ит тен (нем. Johannes Itten; 11 ноября 1888, Зюдерн-Линден, Швейцария — 27 мая 1967, Цюрих) — швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог. Получил всемирную известность благодаря созданному им учебному пропедевтическому курсу Баухауса (Vorlehre), который лёг в основу преподавания во многих современных дизайнерских школах.
Иттен с 1918 г. разрабатывал и с 1919 г. преподавал в Баухаузе шестимесячный пропедевтический (предварительный, подготовительный) курс (Vorlehre). Основные идеи курса принадлежали В. Гропиусу, он и привлек Иттена, который сразу же вступил с основателем школы в полемику. Курс заключался в лабораторном «изучении формальных элементов» (Elementare Formlehre) и «штудии материала в мастерских». Его целью было «высвободить творческие силы учащихся, дать им почувствовать природу материала и ощутить общие закономерности формообразования». Объективно-формальный метод пропедевтического курса, по мнению Гропиуса, должен был обеспечить основу создания подлинно современного стиля «производственного искусства», свободного от академических предрассудков, подражаний и эклектики предшествовавшей эпохи. Иттен, напротив, считал: степень воздействия произведения искусства определяется не только выразительностью формы, но и тем состоянием, в котором художник его создавал. Увлечение Иттена раннехристианской и восточной этикой и философией привело его к убеждению, что влияние идеологии научно-технической цивилизации необходимо компенсировать развитием внутренних духовных качеств каждого ученика.
Эту идею Иттен стремился реализовать в учебной практике. Вокруг него сложилась группа близких ему по духу педагогов и студентов. Основой курса Иттен считал учение о контрастах, он давал студентам задания на выявление и визуализацию архетипических оппозиций типа большое — малое, непрерывное — прерывающееся, динамичное — статичное. При выполнении задания студент должен был освоить переход от «чувственного представления к мыслительной объективации», а затем к формообразующему синтезу. Главным в своих занятиях со студентами он считал развитие чувственного начала, моторики и творческой энергии. Цикл упражнений, разработанных Иттеном в 1921—1922 гг., начинался с дыхательной зарядки и тренировки движений: студенты выполняли круговые, зигзагообразные и волнообразные движения руками. Одно из заданий — рисование абстрактных композиций углем на больших листах бумаги — ученики выполняли с закрытыми глазами.
Вместе с другими создателями Баухауза Иттен стремился преодолеть узкокорпоративный подход в обучении художников, развить у них индивидуальные способности свободного владения формой и цветом как основными, универсальными инструментами творчества. Свои теоретические и педагогические взгляды Иттен изложил в знаменитых книгах о цвете и форме (1911—1913), изданных на многих языках. В 1923 г. Иттен покинул стены Баухауза, после этого Гропиус существенно изменил содержание вводного курса. С 1923 г. его преподавал Йозеф Альберс, а затем венгерский художник Ласло Мохой-Надь.
Пропедевтический курс, разработанный Йоханнесом Иттеном, и продолженный другими преподавателями после его ухода, был первой частью общей концепции образования в Баухаусе. Этот курс предварял остальные и был направлен на то, чтобы познакомить студентов с основными свойствами материалов, основами композиции и цвета.
Большое внимание уделялось изучению контрастов. Тон, цвет, форма, материал - в чем бы не проявлялся контраст, все попадало в поле зрения иттеновской пропедевтики. Но основным и самым выразительным средством и инструментом творчества Иттен считал контраст света и тени - черного и белого.
Следующей ступенью курса было то, что сейчас называется материаловедением. Контрастные свойства материалов, их фактуры должны были быть не только изучены студентами, но перенесены как в графические, так и в трехмерные композиции. Таким образом студенты знакомились с теми материалами, в которых им в будущем надо было работать.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Гармония противоположностей |
Для выбора подходящих оттенков используется внешний круг схемы, состоящий из двенадцати секторов. Точно друг напротив друга в нем располагаются дополнительные, или комплементарные цвета (красный — зеленый, оранжевый — синий и так далее). Они составляют контрастную пару, всегда очень яркую и выразительную. Как правило, на больших площадях такое сочетание не используется из-за своей экспрессивности, нередко утомляющей. Идеально использовать пару комплементарных цветов для выделения деталей и элементов. В одежде и интерьере такое сочетание применимо, но с некоторыми говорками. Чаще всего стилисты и дизайнеры рекомендуют выбирать один из цветов в качестве главного, а второй использовать только для деталей. Возникающая разница площадей помогает несколько сгладить напряженность. Общая композиция перестанет быть навязчивой, приобретет большую цельность и привлекательность для глаза. |
Триада |
Очень интересно смотрятся сочетания трех цветов, расположенных на вершинах равнобедренного треугольника, вписанного в круг Иттена. Композиции, основанные на одной из подобных комбинаций, выглядят очень сочными. Как и в предыдущем случае, для создания гармоничного решения лучше один из цветов выбрать в качестве главного, а оставшиеся два использовать для расстановки акцентов. Нужно заметить, что применимость круга Иттена выходит за рамки двенадцати цветов, поскольку за каждым из них стоит длинная вереница всевозможных оттенков. Получить их просто: для это необходимо добавить белый, черный или серый. Цвет будет менять насыщенность, яркость и светлоту. Получающиеся оттенки также подчиняются законам композиции, как и 12 их «предшественников». При этом количество возможных сочетаний увеличивается практически безгранично. |
Аналоговая триада |
Три цвета в вершинах равнобедренного треугольника в колористике носят название классической триады. Аналоговая же триада — это три цвета, расположенных в соседних секторах. На основе таких сочетаний получаются легкие и спокойные композиции с плавным переходом, без резкого контраста. Здесь также можно воспользоваться правилом одного главного цвета. А для привнесения большей контрастности добавить, например, белый или черный в виде рамок, границ рисунка или фона. Цвета аналоговой триады также называют родственным. В одежде и интерьере такое сочетание всегда смотрится гармонично. |
Контрастная триада |
Как уже было сказано, пара комплементарных цветов дает очень яркие сочетания. Для сглаживания эффекта можно использовать контрастную триаду. Для главного цвета вместо одного противоположного подбирается пара соседних к дополнительному. По-прежнему яркое сочетание лишается избыточной напряженности, становится менее агрессивным. При использовании контрастной триады легче создать гармоничную композицию, чем на основе комплементарной пары. |
На вершинах прямоугольника |
Цветовой круг Иттена предполагает и создание композиций на основе четырех красок. Гармоничное сочетание определяется при помощи прямоугольника. На его вершинах и располагаются нужные цвета, причем они составляют одновременно две комплементарные пары. Аналогично прямоугольнику нередко используют и квадрат. И снова во время комбинирования стоит уделить вниманию площади, которую занимает каждый цвет. Гармоничные сочетания проще всего создать, если определить один главный оттенок. |
Иттеном была разработана база преподавания формальной композиции, используемая до сих пор на первых курсах большинства учебных заведений дизайнерского профиля. Основа композиционных заданий первых курсов, с использованием простейших геометрических фигур - треугольника, круга и квадрата, лежит в пропедевтике Йоханнеса Иттена. Задание с изображением какого-либо объекта в десятке различных техник от максимально реалистичного карандаша, через тушь+перо, тушь+кисть, линеарный рисунок, пятно, аппликацию, проводить анализ внутренней сущности предмета и его графической интерпретации, а также ритм, контраст-нюанс, основы формообразования, цвет - все это мы делали так же, как делали в свое время студенты Баухауса за 70 лет до нас - все это было впервые применено на практике дизайн-образования именно Иттеном.
Вывод-заключение
Иттен разработал учебный курс знаменитого Баухауза (Высшая шкала строительства и художественного конструирования, существовала в Германии в 1919-1933 гг.), который до сих пор лежит в основе программы многих аналогичных заведений. Его книга «Искусство цвета» (как и второй бессмертный труд автора - «Искусство формы»), где изложена теория цветовых сочетаний, переведена на огромное количество языков и стала настольной для дизайнеров разных стран. И, хотя представители всех направлений визуального искусства практически хором твердят, что творить по правилам невозможно, понимание принципов создания гармоничных сочетаний лежит в основе успеха даже самых авангардистских проектов.
Цветовая гамма, разработанная при помощи круга Иттена, в каждом отдельном случае дополняется и несколько изменяется дизайнерами. Часто в основе самых интересных сочетаний лежит лишь интуиция их создателя. Однако для понимания принципов колористики необходимо знать, что такое цветовой круг Иттена, как пользоваться им. Залог творческих прорывов — это хорошая база, теоретическая и практическая. Можно сказать, что именно с целью знакомства художников и дизайнеров с основами и правилами создана наука колористика, цветовой круг как один из ее инструментов, а также многочисленные труды исследователей мира искусства.