Файл: Навыки эффективного наставничества в индустрии гостеприимства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Индустрия гостеприимства, если раскрывать понятие правовой термин, это совокупность сферы туристических услуг.  Законодатель при формулировке дефиниции исходил из характеристики этой сервисной отрасли через ее субъекты: фирмы, специализированные предприятия, бюро, учреждения, организации и иные участники рынка услуг гостеприимства. Для каждой из форм существует своя специфика реализации услуг, общей проблемой остается подготовка и адаптация кадров в сфере туризма. Эта отрасль отличается технологичностью, многоплановым содержанием, высоким уровняем динамики информации и, высокой зависимость качества услуг от человеческого фактора (смыслообразующей константой здесь выступает термин «гостеприимство»). Все это предопределяет и принципы адаптации нового специалиста в компании, которая имеет отношение к сфере этой высоко-клиенто-ориентированной области.

Как показывает практика, целесообразно для успешной адаптации персонала в индустрии гостеприимства применение наставничества в силу его принципов, выделим базовые: конструктивность профессионального взаимодействия, последовательность получении профессиональных навыков, тесное взаимодействие и обратная связь.

Наставничество это метод обучения и адаптации персонала в организации, который основан на непосредственном взаимодействии с профессионалом с целью формирования навыков эффективного решения практических задач, обучения компетенциям, которые требуются для качественного выполнения специалистом должностных функций.

Процесс наставничества происходит в рабочих условиях, на рабочем месте, при этом опытный специалист передает одновременно знания в профессиональной сфере и обучает навыкам в процессе выполнения предметных задач. Акцент ставится на предметное обучение, в этом и состоит основное преимущество наставничества. Технология наставничества может быть определена простой формулой: имея на «входе» претендента на место специалиста, отвечающего формальным требованиям к должностному стандарту, получить на «выходе» сотрудника с компетенциями максимально адаптированными к самостоятельному исполнению должностного функционала.

Существуют разные уровни подготовленности нового сотрудника для работы в индустрии гостеприимства. Можно всю совокупность психолого- эмоциональных состояний новичка свести к следующим формам на «входе» в процесс адаптации. «Не готов» человек не имеет представления о специальности, можно определить этот уровень как информационная неосведомленность; «не знает, как и что делать» - когда новичок владеет информацией о предстоящей работе, но не обладает практическими умениями, т.е. уровень предметной (когнитивной) неосведомленности; «есть представление о функционале, но нет достаточного опыта» - стажер уже имел аналогичный опыт в профессии, но в силу ряда причин (отличие стандартов, смежная сфер) не обладает достаточными навыками, т.е уровень недостаточной компетентности (профессионализм). Формирование устойчивых навыков осуществляется в течение 21 дня. Весь период можно подчинить алгоритмы действий, который приведет человека от исходного состояния «недостаточной осведомленности» в результативное состояние: овладение навыкам в зависимости от поставленной наставником цели.


Технология наставничества укладывается в систему «5 шагов». Эта техника заключается в трансформации стажера в специалиста, перехода от новичка к практику в выбранной сфере.

«Я рассказываю: ты слушаешь». Этот шаг направлен на усвоение общей информации не только о специфике работы, но и принципа и этике компании (команды). Решается задача информированности стажера.

«Я показываю - ты смотришь». Наставник-эксперт показывает процесс на практике: необходимо информационно «провести» стажёра от постановки задачи до ее решения. Снимаются страхи стажера, повышается его уверенность в возможностях.

«Сделаем вместе». Совместное, партнерское выполнение задачи по образцу. На этом этапе важно определить границы компетенции стажера, чтобы дать ему возможность преодолеет эти границы под руководством наставника., формируется уверенность стажера в своих возможностях.

«Сделай сам, я подскажу». На этом этапе выполняется функционал сотрудника при патронаже наставника. Снимается напряжение от неуверенности и появляется возможность проявить себя, свои ресурсы.

«Сделай сам, расскажи, что сделал». Очень важный этап наставничества, направленный на рефлексию процесса. Самооценка позволяет проконтролировать результат и закрепить навык стажера, на этом этапе осуществляется обратная связь стажера с наставником. Наставник также может использовать результат для самосовершенствования в качестве профессионала-инструктора. Оценить эффективность и результативность всего процесса.

Таким образом, каждый из этапов техники «5 шагов» позволяет решить одновременно комплекс вопросов. Во-первых, осуществить поэтапно весь процесс, постепенно исключая стояния стажера на начальном этапе наставничества: информационная, когнитивная, компетентностная неготовность новичка для работы. Во-вторых, осуществляется психолого-эмоциональная адаптация новичка к условиям работы в практике деятельности компании. В-третьих, на каждом из этапов в полной мере проявляются личностные факторы, формирующие облик специалиста, его уровень личной культуры и возможные риски «человеческого фактора», которые лучше исключить до начала работы нового сотрудника в компании.