Файл: Объекты оценки: перечень, идентификация и описание (оценке рыночной стоимости пакетов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важно отметить, что при реализации данного этапа нецелесообразно изучать все стороны микро- и макросреды. Необходимо выявить и проанализировать исключительно те факторы указанных сред, которые оказывают или будут оказывать непосредственное влияние на деятельность оцениваемого предприятия. Таким образом, акцент в выводах должен быть сделан на тех параметрах, фактах, анализах и прогнозах, которые в дальнейшем будут использованы в расчетах стоимости объекта оценки.

Y этап. Экспресс-диагностика финансового состояния предприятия

Наиболее достоверные результаты при анализе различных сфер деятельности предприятия дает диагностика финансового состояния предприятия; любой аспект бизнеса отражается на финансовом положении предприятия.

Обычно диагностика финансового состояния предприятия охватывает ретроспективный период 3-5 лет. Здесь необходимо установить, присущ ли деятельности предприятия фактор сезонности, и для анализа брать период до и после «наступления сезонности».

Следует отметить, что, как правило, в отчетах об оценке нецелесообразно приводить полный анализ финансовой отчетности с расчетом множества коэффициентов. Для адекватного вывода о состоянии предприятия с точки зрения финансов необходимо выполнить ряд основных действий:

1.      Вертикальный и горизонтальный анализ структуры бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

2.      Расчет коэффициентов платежеспособности.

3.      Расчет коэффициентов финансовой устойчивости.

4.      Расчет коэффициентов рентабельности и деловой активности.

Таким образом, основное, что должно быть сделано в процессе финансовой диагностики предприятия – это выявить тенденции изменения состояния предприятия, установить причины существенного изменения каких-либо производственных и финансовых показателей, дать оценку глубины его несостоятельности.

YI этап. SWOT-анализ

В заключении аккумулируется информация, полученная в рамках каждого из вышеуказанных этапов. Это позволяет сделать SWOT-анализ (Strenght – сила, Weakness – слабость, Opportunities – возможность, Threats – угрозы). SWOT-анализ позволяет выявить факторы опасности и новых возможностей предприятия во внешней среде; определить факторы силы и слабости внутреннего состояния предприятия.

Здесь выявляются и объясняются факторы деятельности предприятия, которые не поддаются количественному учету.

Сила – это специфическая особенность, выгодно отличающая предприятие среди своих конкурентов. Сила в чем-либо дает предприятию дополнительные возможности. Важно отметить, что речь идет не о благоприятной рыночной конъюнктуре, которая может придавать силу не только конкретному предприятию, а может и еще нескольким (например, льготы и права), а о внутренней мощи предприятия – опыте, финансовой обеспеченности, конкурентоспособности, лидерстве руководителя.


Слабость – это отсутствие или недостаток важного элемента функционирования организационной системы. Слабость не обязательно означает уязвимость данного предприятия, - это зависит от того, насколько важен тот фактор, который находится в недостатке, в конкурентной борьбе или в материальной обеспеченности предприятия.

Сила и слабость могут быть потенциальными факторами развития либо упадка предприятия. Так как стратегия формулируется на будущее, то следует помнить, что за время до завершения реализации стратегического плана потенциальные слабые стороны бизнеса могут перерасти в серьезные опасности.

Объективно, следует признать, что, в рамках оценки стоимости предприятия, SWOT-анализ не проводится в полной мере – оценщики ограничиваются выявлением и перечислением основных слабых и сильных сторон деятельности предприятия. Прежде всего, это связано с тем, что классический, полноценный SWOT-анализ является неотъемлемой частью стратегического плана. Он аккумулирует информацию о состоянии предприятия во всех аспектах его деятельности. Главная задача – определить, насколько хватит у руководства ресурсов, чтобы воспользоваться возможностями из внешней среды, и насколько опасны негативные тенденции в деятельности предприятия, чтобы они могли усложнить проблемы, связанные с внешними угрозами. На основе данной информации вырабатывается стратегия, оптимальным образом сочетающая внутренние ресурсы предприятия (сильные и слабые стороны) с внешними факторами (возможностями и угрозами).

YII этап. Анализ перспектив развития предприятия

Полезность предприятия определяется как уже достигнутыми показателями доходности, так и ещё нереализованными возможностями её повышения. То есть стоимость предприятия оценивается не в состоянии «как есть» на дату проведения оценки, а с учётом текущего значения прироста его стоимости в будущем вследствие разумных улучшений бизнеса, которые рациональный приобретатель произвёл бы в рамках доступного финансирования.

В этой связи, этап, посвященный анализу перспектив развития предприятия, является особенно важным для формирования полезности предприятия в будущем. Нередки случаи, когда прогнозируется низкорентабельная производственная деятельность предприятия, при том, что само предприятие расположено в центре города и, следовательно, экономически целесообразно отказаться от продолжения основной производственной деятельности и заняться сдачей помещений в аренду, либо реализовать имущественный комплекс.


Следует отметить, что планы развития предприятия должны быть обоснованными, как с физической (например, планы по расширению имущественного комплекса на существующей производственной площадке), так и с экономической (экономическая целесообразность инвестиций, реальный рынок сбыта/потребления) точек зрения.

Подводя итог вышесказанному, следует сделать вывод, что исследование объекта оценки является важной и многогранной задачей, решаемой в несколько этапов с использованием инструментов системного, статистического и экономического анализа и только тщательный комплексный анализ позволяет получить полноценное понимание полезности и соответственно стоимости объекта оценки для собственников, потенциальных инвесторов и других участников рынка.

[1] Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 254

[2] В приложении к отчету об оценке должны содержаться копии документов, используемые оценщиком и устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки (п. 9 ФСО № 3)