Файл: Нужен ли менеджмент образовательной организации? Если нет, то почему, если да, то зачем?.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
«Управление – это мужество принятия на себя ответственности за инициативные действия, умение внушать это мужество ответственности своим сотрудникам» Анри Файоль.
Модернизация системы российского образования направлена на инновационное развитие образовательных учреждений. От управленческой компетентности руководителя, его способности создать команду и перевести учреждение на работу в инновационном режиме развития зависит динамика ожидаемых преобразований.
Компетентность современного руководителя базируется не столько на узкопрофессиональном подходе, который связан с управлением образовательным учреждением, сколько на приобретении широкого круга менеджерских навыков. Поэтому управленцам следует активно знакомиться с классикой менеджмента. Чем больше руководитель будет интересоваться разными сторонами управления, экономикой и финансами, статистикой, социологией, узнавать о практическом опыте других организаций, даже не образовательных, тем эффективнее он станет действовать на своем месте. Руководитель образовательной организации сегодня – организатор образовательной среды, психолог, экономист, правовед, юрист, хозяйственник, методист, стратегический менеджер.
Изучение теории и практики современного менеджмента – это особая задача, позволяющая выйти за узкие рамки повседневной жизни образовательного учреждения и сформировать для директора и его заместителей компетенции.
Для того чтобы не отстать от жизни, идти в ногу со временем, вернее, идти немного впереди, следует иметь представление о современных концепциях управления, использовать коммуникативные технологии в управлении, регулировать процесс изменений, развивать лидерский потенциал. Управление образовательным процессом в динамично меняющейся социальной обстановке должно носить опережающий характер, что позволяет создать образовательное пространство с высокими адаптивными свойствами и достаточной скоростью реакции на быстро меняющиеся условия.
Менеджмент в общем виде, можно определить как систему экономического управления производством. К нему относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которым понимается искусство управления. Это комплекс взаимосвязанных действий, к которым причисляются: постановка и корректировка задач, разработка этапов работы, принятие решений, налаживание коммуникаций, регулирование процессов, сбор и обработка информации, подведение итогов работы.
Образовательные учреждения встраиваются в систему рыночных отношений и в силу этого развиваются, модернизируются, реформируются.
Современная социокультурная обстановка в стране обусловливает возрастание потребностей к таким социально значимым качествам личности, как самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. Соответственно этому определяются новые требования к руководителю-менеджеру образовательного учреждения, к его профессиональным качествам.
Одна сторона управления – это правильно определенные приоритеты и способы выразить их, сформулировать и спрогнозировать результат. Другая – это «мужество принятия на себя ответственности за инициативные действия и умение внушать это мужество ответственности своим сотрудникам». Сформулировал это положение еще в начале прошлого века французский теоретик менеджмента Анри Файоль.
А вот мистер Стивен Кови, говоря об особом типе управления, провозглашает 7 вечных истин, следуя которым, мы добиваемся больших успехов и в бизнесе, и в личной жизни. Нам они близки и понятны.
- Первыми воздействуйте на ситуацию, не ждите у моря погоды;
- Начинайте любое дело, четко представляя себе конечную цель. Иначе нельзя достигнуть результатов, а отсутствие ощутимых результатов, лишает чувства реальности и уверенности в себе;
- Делайте в первую очередь самые важные дела;
- Рассматривайте каждую ситуацию с позиции всех заинтересованных лиц и ищите наилучшее для них решение;
- Сначала старайтесь понять, а потом быть понятыми. (И вас в конечном итоге услышат и поймут);
- Никогда не останавливайтесь на достигнутом, постоянно стремитесь к совершенству;
- Объединяйте свои усилия с усилиями других.
Если рассматривать эти истины с точки зрения руководителя образовательного учреждения, то, очевидно, он добьется успеха и станет лидером, если будет брать на себя инициативу, сформирует ясное видение будущего, вдохновляющее весь коллектив; четко расставит приоритеты, будет работать ради общего дела. Главная забота директора: сделать так, чтобы нормальная управленческая работа воодушевляла на решение общих задач. Управление, основанное на власти и силе «вышестоящего», становится неэффективным. Руководителям необходимо выйти за рамки существующих практик управления и опираться на творческое решение задач, не упустив при этом преимущества современного менеджмента и ориентирования на результат.
Руководитель – первое лицо в системе хозяйствования, потому что несет ответственность за образовательное учреждение в целом. Для исполнения такой возлагаемой на него обязанности он должен иметь финансовую и экономическую компетентность. Но он не может быть только «хозяйственником», просто чиновником, ему как стратегу нужно заглядывать в Гегеля, положить на стол и читать великих педагогов мира, начиная с Сократа.
Управление, это особый вид профессиональной деятельности, результат которого напрямую связан с личной эффективностью самого руководителя. Успешный руководитель, прежде всего, должен управлять самим собой, так как способности к управлению у всех людей различны, но успешно управляют другими лишь те, кто умеет руководить собой, своими действиями и решениями.
Психологический климат один из решающих факторов успешности образовательного учреждения. Сложно представить эффективного управленца в области образования, который не обладал бы коммуникабельностью, смелостью в принятии решений и внимательным отношением к подчиненным. Если рядом с руководителем команда единомышленников – успех в развитии организации гарантирован. С помощью менеджмента в образовании принимаются грамотные, взвешенные решения. В процессе принятия этих решений обязан участвовать каждый преподаватель, а администрация и руководитель должны отбирать самые рациональные предложения и воплощать их в жизнь в рамках своего образовательного учреждения.
Сегодня, очевиден тот факт, что новое качественное образование невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Появилась возможность сделать обычный урок необычным и говорить с детьми на современном языке. Современный руководитель должен быть способен объединять и организовывать людей, намечать конкретные шаги и формулировать пути осуществления задач, стоящих перед коллективом образовательного учреждения. Ему необходимо понимать ценности образования и воспитания нового поколения учащихся, вносить новое и интересное в образовательную систему, уметь осознавать современные тенденции развития мировой экономики, ориентироваться в вопросах международной конкуренции в сфере образования. Поэтому одна из главных составляющих современного руководителя – это его постоянное образование. Предпринимательские способности руководителя учреждения должны способствовать привлечению инвестиций, необходимых для развития образовательной организации на этапе сочетания рыночных подходов и государственного регулирования.
В современном образовательном учреждении важной особенностью педагогического менеджмента является государственно-общественный характер управления системой образования, проявляющийся в том, что создаются общественные органы управления, в которые входят представители педагогической, ученической и родительской общественности. Участие этих органов в управлении создает предпосылки для развития творческой атмосферы, положительного психологического климата в образовательном учреждении. Новые методы и приемы управления позволяют широко использовать и корректировать цели образовательных организаций, что является необходимым для успешного функционирования организации в сфере образования.
Образование сегодня переживает нелегкие времена. Образовательные учреждения развиваются в условиях растущего рынка образовательных услуг и новых экономических отношений. Эти обстоятельства требуют от руководителей принципиально новых подходов к управлению образовательными организациями. Усиливающаяся конкуренция образовательных учреждений, предъявление высоких требований к качеству образования, подготовке выпускников, владеющим не только знаниями, но основными и профессиональными компетенциями, требуют эффективной системы управления образовательным процессом, конечной целью которого является создание услуг, удовлетворяющих запросы потребителя. И только качественно иной руководитель, способный мыслить и действовать на уровне глобальных перемен и заглядывающий далеко в будущее способен вести свой корабль вперед и вперед, не страшась штормов, бурь и неизвестностей.