Файл: ЭТИКА БИЗНЕСА: МЕЖДУНАРОДНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ. СРАВНЕНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Насколько можно судить ,повышенный интерес к вопросам бизнес-этики на современном этапе возник с 80-х годов XX века в США, в основном в связи с ростом случаев неэтичного ведения бизнеса, последствиями чего были банкротство крупных предприятий, увольнение тысяч работников, потеря инвесторами своих вложений, а так же потеря доверия к бизнесу со стороны потребителей и инвесторов, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, в результате чего огромные потери понесла экономика и общество в целом.

Международная бизнес-этика, как сфера научных знаний, получила широкое развитие с середины 90-х годов, учитывая интенсивное развитие международных экономических отношений этого времени. Она включает более широкий, глобальный взгляд на вопросы деловой этики ввиду возникновений многих этических проблем, связанных с вовлечением бизнеса в различные виды внешнеэкономической деятельности. Теория международной бизнес этики более глубоко фокусируется на вопросе культурной относительности этических ценностей и одновременно на проблеме поиска универсальных этических стандартов ведения международного бизнеса. Таким образом, анализ современной научной мысли позволяет выделить следующие аспекты изучения международной бизнес-этики:

Поиск универсальных ценностей как основа международного предпринимательского поведения;

Сравнение предпринимательских этических традиций разных стран мира;

Сравнение предпринимательских этических традиций обусловленных религией;

Этические вопросы, возникающие при осуществлении международных экономических трансакций (биопиратство в фармацевтической промышленности, движение за честную международную торговлю, трансфертные цены);

В теории и практике предпринимательства укрепилось два противоположных мнения относительно внедрения этических стандартов ведения бизнеса и постоянного их учета при принятии управленческих решений.

Первое заключается в превалировании интересов владельцев компании над интересами других групп (наемных работников, потребителей, общества в целом). Результатом этого является стремление компании максимизировать прибыль и все действия, которые предпринимаются для достижения этой цели, являются приемлемыми, так как в современной конкурентной среде могут преуспеть лишь те компании, в основе деятельности которых в первую очередь лежит цель максимизации прибыли.

Второй подход заключается в принятии и осознании того, что бизнес, осуществляя свою деятельность, имеет непосредственные обязательства перед обществом, которые заключаются не только в добросовестном выполнении норм законодательства и значимость владельцев значительно ослабевает. Приверженцы этого подхода считают, что бизнес морально ответственен перед ключевыми партнерами, которые непосредственно заинтересованы в его функционировании.


Объективным доказательством правомерности именно второго подхода является тот факт, что соблюдение этических требований ведения бизнеса не только похвально, но и выгодно, поскольку укрепляет репутацию субъекта бизнеса и значительно расширяет возможности его деятельности. Следовательно, внедрение норм бизнес этики является эффективным источником повышения уровня конкурентоспособности фирмы, как на внутреннем, так и на внешнем рынке и соответственно получения дополнительных возможностей для успешной борьбы в современной мировой конкурентной среде.

Этика в международном бизнесе

Для современной этики бизнеса априорными являются вопросы корпоративной социальной ответственности. Мнение, что финансовое благополучие компании менее всего побуждает ее к соблюдению этических норм, в корне неверно; сама жизнь и практика бизнеса постулировала следующее утверждение: «Хорошая этика означает хороший бизнес». В противном случае негативная реакция со стороны заказчиков и партнеров неминуемо приведет к значительному снижению прибыльности компании, а растиражированная средствами массовой информации сомнительная репутация приведет к отсутствию какого-либо доверия к ней. Лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман пишет, что «истинная роль бизнес! "состоит в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли, при условии, что он придерживается правил игры... участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману».

Этика накладывает на бизнес систему ограничений, представляющую собой сумму морально-нравственных правил и традиций, сложившихся в данном обществе.

Этика бизнеса -- деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.22

Опыт международного бизнеса подтверждает значимость деловой этики в формировании успеха фирмы.

Так, нечестное поведение фирмы Coca-Cola, случаи дачи взяток конкурентам в качестве отступного во время судебных процессов с ними стоили этой компании доли рынка, отданной Pepsico, так как последняя обладала доказательной информацией о неблаговидной деятельности фирмы Coca-Cola.

К началу 80-х гг. в этике бизнеса сложились три главных направления: «этика филантропии», «этика справедливости», «этика личной автономии»,

Первое из них напрямую связывает добро с результатом, к которому добро приводит, и побуждает бизнес к благотворительной деятельности. Второе декларирует равенство и справедливость между сотрудниками фирмы. А третье направление главным моральным правилом считает соблюдение прав других субъектов -- партнеров по бизнесу, клиентов и конкурентов.


Обсуждение вопросов деловой этики базируется на этике личных отношений.

Независимо от стиля менеджмента глобальному менеджеру в любой стране рекомендуется придерживаться единых основ делового этикета, заключающихся в равенстве партнеров независимо от их национальности и убеждений, уважении обычаев любой страны, строгом соблюдении времени назначения деловых встреч. В деловой беседе речь необходимо строить в темпе, позволяющем собеседникам обеих сторон правильно воспринять и обдумать все высказанные мысли, немедленно отвечать на вопросы и запросы партнеров, чтобы не создалось впечатление потери интереса к сотрудничеству.

В своей повседневной деятельности международный менеджер убеждается, что экономические и политические различия между странами часто являются результатом разницы в социально-культурном развитии между этническими группами, населяющими нашу планету. Эти различия оказывают прямое влияние на стиль менеджмента, организацию производства и сбыта, производственные отношения с местными специалистами и в конечном счете - на производительность труда в принимающей стране и на общественное мнение о зарубежном филиале международной компании.

К грубейшим ошибкам международного менеджера в этическом аспекте следует отнести:

- игнорирование изучения особенностей делового климата и культурной жизни в принимающей стране;

- завышенные ожидания результатов зарубежной деятельности;

- отсутствие стремления к достижению взаимопонимания с зарубежными партнерами;

- нерегулярность общения с зарубежными партнерами;

- разрыв отношений с зарубежным партнером без надлежащего изучения возникших проблем и причин размолвки.

Международный бизнес - это, прежде всего доверие партнеров из разных стран, без которого сотрудничество немыслимо. Этичному ведению бизнеса присущи три основные черты: соответствие бизнеса своим целям; подчинение здравому смыслу; действие на принципах элементарной порядочности.

Важнейшим фактором адаптации к зарубежным условиям выступает налаживание общения с местным населением - устное, письменное и визуальное.

Факторы обычаев, религии, политики правительства в принимающей стране важно учитывать, так как они определяют праздничные дни, перерывы в работе, дискриминацию пола, продвижение по службе, распределение доходов, подбор местного персонала.

Конкуренция в бизнесе допустима и этична.

Этика финансовой деятельности сводится к правдивости всех деловых расчетов, включая бухгалтерские.


Взятки несовместимы с этикой бизнеса.

К требованиям покупателей, административных органов, подчиненных следует относиться с повышенным вниманием и по возможности их выполнять, если они честны, разумны и законны.

Для тех, кто хотел бы преуспеть в международной предпринимательской деятельности, национальные и международные ассоциации бизнесменов - Международная торговая палата, "Круглый стол бизнеса России", Совет отраслевых объединений производителей и экспортеров и др. - вырабатывают правила поведения и "кодексы чести".

Этике посвятили труды многие философы, среди которых были Платон, Фома Аквинский, Гегель, Фейербах. Несмотря на разницу воззрений, все они определяли объектом изучения этики мораль. В большинстве философских учений основанием морали считалось высшее благо (Платон), абсолютная идея (Гегель), божественный закон, что отводило особую роль в изучении вопросов этики теологии, а лучшим этическим ориентиром во все времена считалось «золотое правило», общее для Ветхого и Нового Заветов, а также большинства религий, предписывающее вести себя по отношению к другим так, как мы хотели бы, чтобы они относились к нам.

В определенные этапы истории религия демонстрировала негативное отношение к бизнесу.

Особенно беспощадна была к любому способу «делания денег» средневековая католическая теология. «Христос дал купцам и торговцам один совет, чтобы они бросили торговлю и следовали за ним», -- пишет Дэвид Дж. Вогель. Протестантизм освятил стремление к прибыли, и по его канонам, «только трудясь, можно было служить Богу, но и определенно увеличить богатство во славу Бога за счет правильного использования этого богатства. Усердный работник оказывается менее привлекательным для дьявола, а вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога». Протестантский богослов XVI в. Жан Кальвин даже трактовал финансовый успех как благоволение свыше. Именно во времена Реформации удачливый бизнесмен стал считаться «нравственным человеком». этический корпоративный международный деловой

Однако утверждение, что протестантская трудовая этика способствовала развитию особенного усердия, исполнительности, трудолюбия у представителей стран, ее исповедующих, является мифом. Журнал «Бизнес-Информ» приводит следующие результаты исследований Британского специального международного агентства по социальным исследованиям. «В среднем продолжительность рабочей недели среди рабочих, служащих и работодателей составляет 44,9 часа в Германии и 42,4 часа в Италии. Таким образом, разница между трудом протестантов и католиков составляет 2,5 часа в неделю. В Британии работают 42 часа в неделю, что либо разрушает теорию, либо делает их почетными латинцами.


Эти примеры с цифрами не учитывают, что у немцев больше оплачиваемых праздников, чем у итальянцев или британцев. Включая каникулы, у немцев в среднем 39 оплачиваемых праздничных дней в году против 33 у итальянцев и 34 у британцев. Таким образом, хотя у немцев более продолжительная рабочая неделя, зато самих недель меньше.

Чем дальше вы продвигаетесь на юг, тем более ненадежна статистика в оценке продолжительности труда. В Италии теневая экономика составляет 30-40% всей экономики. Точно это в статистике не отражено. В Германии -- около 10%, а в Британии -- 15%. В латинских странах большая часть людей имеет вторую работу с более облегченным рабочим днем, который начинается и заканчивается раньше.

За пределами больших городов это могут быть передвижные малые предприятия, результаты работы в которых не появляются в статистике.

Наблюдения подтверждают, что люди работают на юге так же интенсивно, как и на севере. Утверждение, что представители одной расы или культуры работают интенсивнее, чем другой, субъективно. На самом деле существует вполне измеримая разница между продуктивной и менее продуктивной экономикой. И причиной этой разницы является не интенсивность труда, а его эффективность. Проблема заключена в управлении, а не в мотивации».

Рыночная экономика базируется на частном предпринимательстве, стимулируемом прибылью, что является абсолютно законным.

Рой Домари, президент швейцарско-российского делового клуба, утверждает: «Если для кого-то это неприемлемо, ему не следует заниматься бизнесом, ибо прибыль является краеугольным камнем рыночной экономики».

В вопросах охраны труда, окружающей среды, соблюдения правил конкуренции, искоренения дискриминации общество должно накладывать определенные ограничения на деятельность фирмы. Ибо «компании как организации не имеют ни совести, ни морали. Это люди, работающие в них, вносят элемент этики в деятельность фирм, а действие этики охватывает значительно более широкую сферу, чем существующие юридические ограничения».

Репутация фирмы образуется из простой суммы примеров достойного поведения ее сотрудников, которое демонстрируется:

¦ в отношении к имуществу фирмы;

¦ в ситуациях, когда сталкиваются различные интересы;

¦ при установлении внешних деловых связей;

¦ при работе с государственными учреждениями;

¦ во взаимоотношениях с клиентами и конкурентами;

¦ в весьма деликатных ситуациях, когда перед сотрудниками фирмы стоит проблема выбора: предать гласности или сохранить в тайне пример нарушения коллегами внутрифирменных правил и норм.