Файл: Принципы дидактики А.Дистервега (основоположник педагогического образования в Германии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дистервег выделил 4 группы дидактических правил.

К первой отнесены правила по отношению к субъекту школьного образования - ученику, предусматривающие построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с психофизическим развитием ребенка, его индивидуальными особенностями.

Вторая группа правил касалась предмета преподавания. Данные правила определяли порядок распределения учебного материала, его деление на небольшие разделы, установление связи, между школьными предметами, близкими по содержанию.

Третья группа правил связана с внешними условиями обучения - его местом и временем.

Они касались связи школьных предметов с жизненной перспективой учащихся, окружающей их социально культурной средой.

Четвертая группа дидактических правил обращена к учителю, его профессиональным качествам, необходимым для успешного преподавания.

Всякое обучение, по мысли Дистервега, необходимо начинать исходя из уровня развития ученика и следовать последовательно и непрерывно. Принцип непрерывности в процессе образования является одним из основополагающих. Под непрерывным обучением он понимает такое обучение, которое делает ученика способным преодолевать каждую ступень с той степенью самостоятельности, какую допускает его возраст и природа предмета, так, чтобы были достигнуты общие цели обучения: развитие самодеятельности и полное знание предмета.

Дидактика развивающего обучения Дистервега построена на принципе самостоятельности учащегося. Утверждая, что основной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей ребёнка, Дистервег поднял роль формального обучения, но при этом связал его с реальными знаниями и материальным образованием. Среди учебных предметов Дистервег особо высоко ценил природоведческие и математические дисциплины как одно из средств интеллектуального развития детей, придавал большое значение отечественной истории и географии, языку и литературе. Большое значение Дистервег в процессе обучения придавал принципу наглядности:

«Развитие человеческого ума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. Оно выражается в ощущениях, которые связываются в наглядные представления, а последние возводятся разумом в общие представления или понятия. Поэтому понятия должны основываться на представлениях, представления - на ощущениях. Иначе они окажутся лишёнными содержания, пустыми, а обозначающие их слова - пустословием».

Опора на этот принцип в обучении требует исходить из чувственно воспринимаемого и переходить от него к понятиям, от единичного к общему, от конкретного к абстрактному. Дистервег писал:


«Для учителя, которому дорого умственное развитие учеников, не существует более высокой задачи, чем самому основать все свои понятия на наглядных представлениях с тем, чтобы сделаться способным преподавать наглядно».

В развитии умственных сил, логического мышления Дистервег придавал большое значение приучению учащихся к логически последовательной речи. Важно, чтобы они умели последовательно изложить ход мыслей, обосновать основные положения. Учитель должен наблюдать за ясностью их изложения и логичностью его построения, за отчетливостью их дикции. Нужно дать им больше возможностей упражняться в такой речи, приучать к ней (это гораздо труднее, чем говорить самому учителю). Вредная привычка, по его мнению, - превращать уроки в лекции, заставлять учащихся больше слушать, чем говорить.о-просветительскую работу с населением.

Литература

1.Коменский Я.А Дидактические принципы 1940

2.Осмоловская И.М Дидактика