Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
1) влияние возраста руководителя на его беспокойность по поводу лояльности персонала;
2) влияние возраста работника на степень его лояльности руководителю.
Замечу сразу, возраст – менее значимый фактор влияния, нежели пол.
Руководители-мужчины склонны более рисковать в молодом возрасте.
С возрастом потребность в риске понижается. Мужчина-лидер, подойдя к рубежу возрастной зрелости, повышает свои требования к лояльности персонала. Если говорить о лояльности подчиненного мужского пола, то нужно отметить следующий факт: мужчина к старости становится лояльнее.
Конфликт возможен только в одном случае, если руководитель пожилого специалиста сильного пола окажется вдвое моложе его.
Женщина-лидер на протяжении всей жизни требовательна к лояльности подчиненных. Она может простить недостаток знаний, но отсутствие видимых признаков лояльности расценивает как личное оскорбление. И реагирует на данное обстоятельство как на все признаки явной неблагонадежности. К зрелости босс-женщина лишь завышает критерии отбора, стараясь сразу предугадать степень лояльности нового сотрудника. Женщина-подчиненный достаточно лояльна на протяжении всей карьеры.
Образовательный феномен
Знание – сила. Образованный подчиненный, знающий пять иностранных языков, прекрасно разбирающийся в технике, музыке, культуре Древнего
Востока всегда менее лоялен, чем его противоположность. Между уровнем образования работника и степенью его лояльности руководителю наблюдается обратно пропорциональная зависимость.
Образованный сотрудник может больше предложить, чем работник со средней квалификацией, но он больше попросит взамен. Профи высокого класса более чувствителен к методам управления, он более щепетилен в вопросах собственного достоинства. Высоко квалифицированный специалист вызывает законную тревогу руководителя: «Я беру его на работу, обучаю на курсах, а он возьмет и уйдет» Беспокойство понятно.
В отличие от руководителя с низким уровнем интеллекта (такое возможно только в криминале) образованный лидер решает проблему лояльности более утонченными методами. Он организует для подчиненных тренинги на тему «Формирование высокоэффективных команд», где и разбирается в своем персонале, используя цивилизованные приемы. Чем чаще руководитель будет прибегать к мерам наказательного характера, тем ниже его квалификация как управленца.
Описывая особенности лояльности к организации, О.Климентова выделяет следующие ее проявления в профессиональной деятельности сотрудников:
искренняя заинтересованность в деятельности компании;
- любовь к своей работе, к своему делу;
- стремление повысить свой профессиональный уровень;
- творческий подход к предложениям, поступающим от начальства;
- проявление инициативы, которая должна привести к улучшению
работы компании;
- готовность отстаивать свою позицию, если есть уверенность в том,
что она верна;
- отношение к интересам фирмы, как к собственным интересам;
- понимание того, что процветание организации — это процветание
каждого сотрудника.
В. Доминяк различает два типа лояльности персонала к организации: активную и пассивную к активной лояльности относятся категории, определяющие границу между лояльным и безразличным сотрудником:
- расположенность;
- осознанные действия в интересах компании;
- разделение принципов и целей работы компании;
- заинтересованность в результатах.
К пассивной лояльности можно отнести категории, определяющие
границу между безразличным и нелояльным сотрудником:
- отсутствие действий, наносящих ущерб компании;
- умение подчиняться;
- сдержанность, формализм.
2. Кто такие нелояльные сотрудники и их вычисление по поведению
Д. Староверов выделяет 7 типов поведения субъекта, которые, представляет угрозу безопасности организации:
Аддиктивное поведение. Уход от реальности путем изменения своего психического состояния, с помощью наркотиков, алкоголя или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности (карты, тараканьи бега), для получения интенсивных эмоций. Эти процессы управляют жизнью человека, делают его беспомощным, лишают воли. Для достижения своих целей субъект может пожертвовать, чем угодно.
Антисоциальное поведение. черта - совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей.
Суицидное поведение. Подвергающее свою (соответственно и рядом
находящихся людей) жизнь риску.
Конформистское поведение. Исполнение воли «авторитета», приспособленчество, не критичность, неспособность принимать решения, брать на себя ответственность.
Нарцисстическое поведение. Повышенная чувствительность к оценкам других людей, отсутствие достаточного чувства сопереживания, дестанцирование от коллектива (как следствие неприятие его норм и требований).
Фанатическое поведение. Слепая приверженности какой-либо идее, нетерпимости к другим взглядам, что может сопровождаться действиями насильственного характера. Нейтральные или дружеские поступки других людей часто оцениваются как враждебные или, заслуживающие презрения.
Аутистическое поведение. Затруднение социальных контактов, оторванностью от действительности, погруженность.
3. Способы и средства повышения лояльности персонала к организации
Тот же Староверов справедливо отмечает, что сохранение лояльности своих сотрудников решается с помощью стимулирования эффективной работы, компенсации неблагоприятных условий и факторов, решения проблем сотрудников, грамотной информационной политики и пропаганды командного духа, корпоративности.
В литературе чаще всего выделяются следующие основные методы мотивации сотрудников, которые в свою очередь ведут к повышению лояльности персонала к организации.
1. Материальный метод. Способы материального стимулирования сотрудников включают в себя: премии, проценты, участие в прибыли компании, оплату подоходных налогов, опционы, предоставление займов, льготное кредитование, корпоративное пенсионное обеспечение, накопительную премию по результатам работы за год, частичную или полную оплату обучения, тренингов, социальный пакет, в том числе медицинское страхование, оплату услуг мобильной связи и фитнес-центров, поездки за границу и т. д.
Среди руководителей нет единого мнения о том, имеет ли смысл предлагать сотрудникам максимально широкий спектр вышеперечисленных возможностей, из которых, скорее всего, не все будут реально использоваться.
Здесь важно разграничивать социальные программы и другие виды материального стимулирования. Наличие большого количества социальных программ нельзя назвать правильным или неправильным. Это особенность корпоративной культуры крупных компаний, как российских, так и западных.
Социальные программы не стимулируют непосредственно работу сотрудников, но формируют лояльность к компании. При наличии программ социальной поддержки и, как минимум, среднерыночного уровня оплаты труда, люди, как правило, остаются в компании на долгие годы
Недостатком метода материального стимулирования является то, что постоянное повышение уровня оплаты не способствует ни поддержанию на должном уровне трудовой активности, ни росту производительности труда.
Применение этого метода может быть полезным лишь для достижения кратковременных подъемов эффективности деятельности сотрудников. В конечном итоге происходит привыкание к данному виду воздействия и постоянное повышение производительности труда в подобных случаях нереально. Данный метод не дает возможности удовлетворить нематериальные потребности, связанные с профессиональной деятельностью персонала.
2. Целевой метод (management by objectives) (24). Этот метод заключается в регулировании деятельности сотрудников по средствам постановки взаимовыгодных профессиональных целей. Никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека и активизации усилий до тех пор, пока они не станут его «внутренней» целью и не перейдут во «внутренний» план действия. Мотивация работников в контексте данного метода, по мнению М. И. Магуры и М. Б. Курбатовой, зависит от четырех основных характеристик целей:
- конкретность (определяет вероятность того, что работник поймет, как и когда сотрудник должен достичь поставленной цели);
- сложность (степень, в которой работник рассматривает цели как трудные, перспективные и бросающие вызов его возможностям, но достижимые);
- приемлемость (степень, с которой работник принимает цели и хочет их достичь);
- активное участие в постановке целей (формирует личную ответственность за успешность достижения целей в будущем).
Авторы рассматривают такие хорошо зарекомендовавшие себя методы успешного менеджмента как:
Метод обогащения и расширения труда, под которыми понимается перепроектирование организационной структуры, а также заданий и функций работников.
Партисипативность (привлечение сотрудников к управлению организации). принцип реальности участия работников в управлении;
Развитие технологий обратной связи (между сотрудниками и руководством), а также развитие контактов между персоналом различных уровней.
При этом авторы выделяют определенные условия, за счет которых можно уменьшить понижение лояльности персонала при наибольшей эффективности дисциплинарных взысканий. Эти условия включают в себя:
- Время. Эффективность наказания увеличивается, если оно следует близко по времени к наказуемым поступкам.
- Интенсивность. Наказание имеет большую действенность, если меры воздействия на работника достаточно сильны или воспринимаются им как значимые.
- Разъяснение причин. Четкое и однозначное разъяснение причин дает работнику понимание, какой конкретно проступок вызвал ответные действия руководства. Иначе наказание может оказать негативное влияние на трудовую мотивацию конкретного подчиненного, а также на персонал в целом.
- Неличностный характер. Наказание должно относиться к конкретному проступку, а не к личности или ко всему поведению работника в целом. Чем более неличностным является наказание, тем ниже вероятность того, что работник впоследствии будет испытывать постоянное напряжение в отношениях со своим руководителем.
- Ряд авторов предлагает более упрощенную классификацию методов, которые подразделяются только на материальное и нематериальное стимулирование (Чудакова, 2005). Концепции материального стимулирования, как правило,
Ряд исследователей проблемы лояльности отмечают, что характеристики личности руководителя сами по себе могут стать средством повышения лояльности персонала к организации. Так, О. Овчинникова
выделяет следующие качества руководителя, необходимые для этого:
- Доминантность как способность руководителя доминировать над окружением, подавлять конкурентов. Важно, чтобы энергетический потенциал лидера превосходил потенциал персонала или был равен ему.
- Уверенность в себе.
- Самообладание, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.
- Креативность (творческие способности).
- Целенаправленность. Лидер может добиться поставленной цели проводя определенную политику долго и настойчиво, мобилизуя, если это необходимо, резервные силы фирмы.
- Предприимчивость, готовность к риску.
- Решительность и ответственность.
- Надежность в отношениях с подчиненными.
- Общительность, умение работать с людьми.
- Способность максимально использовать возможности сотрудников путем правильной расстановки кадров и эффективной мотивации.
Таким образом, для повышения лояльности необходимо построить систему эффективного материального и нематериального стимулирования с одновременным развитием обратной связи. Основой ее построения являются взаимовыгодные отношения сотрудников и руководства компании, способствующие достижению общих целей. Чтобы повысить лояльность необходимо подбирать способы и средства, дающие возможность реализовать профессиональную мотивацию сотрудников, повысить удовлетворенность различными параметрами работы в организации.
Заключение
Лояльность персонала - это доброжелательное, корректное, искреннее, уважительное отношение к руководству, сотрудникам, иным лицам, их действиям, к компании в целом; осознанное выполнение сотрудником своей работы в соответствии с целями и задачами компании и в интересах компании, а также соблюдение норм, правил и обязательств, включая неформальные, в отношении компании, руководства, сотрудников и иных субъектов взаимодействия. Любая компания, желающая выжить в долгосрочной перспективе, должна заботиться о лояльности своего персонала. Такая необходимость обусловлена, во-первых, тем, что это качество сотрудников является условием формирования у них высокой профессиональной мотивации, которая, в свою очередь, отражается на всех сторонах деятельности.
- Условиями возникновения лояльности являются следующие:
- Справедливое вознаграждение
- Удовлетворение важных потребностей: для большинства людей важно чувствовать себя необходимыми, постоянно совершенствоваться.
- Честные взаимоотношения, выполнение условий контракта.