Файл: Экономика и управление народным хозяйством. Роль повышения конкурентоспособности предприятий в ОЭЗ (особых экономических зонах) в развитии регионов России.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 4
Обосновывая актуальность рассмотрения и анализа очерченного проблемного поля, отметим следующее.
Направления развития современной России состоят, кроме прочего, в модернизации и необходимости создания эффективно функционирующего экономического механизма, результативность которого основывается на применении различных принципов стимулирования субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность, в том числе в рамках особых экономических зон[1].
Вместе с тем, сегодня имеет место тенденция все более динамичного развития механизма ОЭЗ в субъектах РФ, заключающаяся во все более широком его применении, что в свою очередь, приводит к большей активности и самостоятельности регионов в сфере управления и стимулирования социально-экономического развития.
Отметим, в целом, что специфика создания и практического использования особых экономических зон представляется достаточно актуальной тематикой, разрабатываемой многими исследователями, однако институциональные и инновационные аспекты сегодня еще только становятся предметом не только исключительно научного исследования, но и практического интереса.
Создание и функционирование ОЭЗ, в силу широты данного направления, можно рассматривать в экспортном, региональном, инвестиционном, научно-техническом, и, как следствие, социальном аспектах.
Особая экономическая зона, зона свободной торговли представляет собой определенную часть того или иного государства, где организован особый режим, реализуемый посредством исполнения специальной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность хозяйствующих субъектов, находящихся в ОЭЗ.
Обобщая все сказанное выше, отметим, роль повышения конкурентоспособности предприятий в ОЭЗ в развитии регионов России проявляется в рассмотрении данного механизма в качестве некоего инструмента, посредством которого осуществляется выборочное сокращение масштабов государственного регулирования экономических процессов на основе реализации определенного преференциального режима хозяйствования, заключающегося в обособлении некоторой части национального экономического пространства, где введена и функционирует определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях.
Обратимся к факторам, обуславливающим объективную необходимость повышения роли ОЭС в регионах РФ.
Отметим, что целеполагание создания режима ОЭЗ инспирировано уровнем социально-экономического развития организующих их стран, динамикой и трендами социально-экономического развития. Как следствие, мотивация и цели создания особых экономических зон в каждом конкретном случае различны.
Вместе с тем, отметим, что, с макроэкономической точки зрения, организация режима функционирования свободной экономической является элементом поддержания открытого характера экономики, базирующегося на процессах либерализации и активизации внешней экономической деятельности, направленной на поддержание заданного уровня экспортно-импортной сферы, а также на стимулирование механизма иностранного инвестирования. Все это достигается благодаря подержания режима наибольшего благоприятствования в разрезе таможенной, налоговой и инвестиционной сфер.
Подчеркнем, что с другой стороны, создание ОЭЗ можно трактовать также с иных позиций: государство, по определенным причинам не открывая свою экономику иностранному капиталу в полной мере посредством повсеместной реализации особого инвестиционного климата, использует частичную, локальную открытость, реализуя механизм специальной зоны, что стало приобретать особую значимость с середины 1990-х годов, когда в мировой экономике наметились тенденции жесткой конкуренция между государствами в сфере налоговых и прочих льгот, предоставляемых для привлечения иностранных капиталовложений. Выделим следующий ряд факторов, определяющих необходимость повышения конкурентоспособности предприятий в ОЭЗ (особых экономических зонах) в развитии регионов России.
- Привлечение передовых, по отношению к национальным, технологий.
- Стимулирование и активизация внутренних экономических механизмов, достигаемые посредством привлечения иностранного капитала, максимизации его эффективности с целью извлечения экономических и социальных благ.
- Регулирование валютной сферы, стимулирование притока иностранной валюты, что, в конечном итоге способствует стабильности валютных запасов национальной экономики.
- Сохранение заданных параметров внутреннего потребительского рынка с целью полного его насыщения при недопущении структурного дисбаланса.
- Регулирование трудовой сферы с целью создания благоприятных условий для повышения как общего уровня занятости населения, так и квалификации трудовых ресурсов.
- Создание особых экономических зон является современным механизмом создания оптимальной рыночной инфраструктуры, направленной на поддержание конкурентоспособности национальной экономики в разрезе мирового хозяйства.
- Для стран, обладающих значительными территориями (например, Российская Федерация), где имеет место дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития, создание ОЭЗ является механизмом стимулирования экономик депрессивных районов, активизации определенных процессов в инвестиционной, технико-технологической, трудовой сферах.
- Сегодня, в контексте глобализации мировой экономики, функционирование механизма зон свободной торговли можно рассматривать как обязательный элемент в области управления экономикой, стимулирования международного предпринимательства, активизации экономического сотрудничества в сфере международных инвестиционных процессов.
Роль повышения конкурентоспособности предприятий в ОЭЗ (особых экономических зонах) в развитии регионов России детерминирована, кроме прочего, тем фактом, что именно посредством данного механизма можно учесть все наиболее значимые аспекты, определяющие целесообразность создания зоны как таковой.
Выделим наиболее важные из них:
- Географический фактор. Уровень развития транспортно-экспедиционной инфраструктуры, определяющий степень благоприятности условий конкретного региона, доступность инженерной инфраструктуры по отношению к внешнему и внутреннему рынкам, наличие высокоразвитых транспортных коммуникаций являются наиболее важными приоритетами в данном ключе.
- Производственный потенциал региона, образованный уровнем развития производственной и социальной инфраструктуры, степенью квалификации трудовых ресурсов, степень изношенности производственных ресурсов, промышленных.
- Природный фактор, определяемый потенциалом ресурсно-сырьевой базы, образом запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных, водных и иных естественных ресурсов.
Максимизация роли повышения конкурентоспособности предприятий в ОЭЗ (особых экономических зонах) в развитии регионов России детерминирована, с нашей точки зрения, необходимостью последовательной реализации следующих преобразований.
Во-первых, последовательная и систематическая деятельность, направленная на разграничению компетенции органов ОЭЗ, имеющих сегодня одновременно властные, распорядительные, координационные функции, что снижает общий уровень эффективности управления. Необходимым представляется определение правовых рамок в области взаимодействия субъектов ОЭЗ с третьими юридическими и физическими лицами, государственными органами власти.
Во-вторых, создание на базе и во исполнение конституирующих государственных документов комплекса подзаконных актов, регламентирующих компетенцию различных субъектов ОЭЗ, а также системная корреляция полномочий органов (субъектов) ОЭЗ, обладающих ми властными и распорядительными полномочия. Необходимо продолжать развивать правовое обеспечение структуры органов ОЭЗ.
Список литературы
Захаров Ю.Н. Государственное регулирование зон особого экономического статуса, М., 2016 г.
Электронный ресурс: www.berg-privileg.com - Доклад В.В. Путина на заседании Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Режим доступа: 22.01.2019
-
Электронный ресурс: www.berg-privileg.com - Доклад В.В. Путина на заседании Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Режим доступа: 22.01.2019 ↑