Файл: Какова роль когнитивных процессов в развитии учебных навыков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В ходе своей деятельности человек сталкивается с различными проблемами, для решения которых необходимо работать с информацией. Инструментом познания мира являются познавательные способности человека: способность получать, хранить, воспроизводить и преобразовывать информацию. Когнитивные навыки являются одним из основных ресурсов личности, лежащих в основе производительной деятельности человека. Когнитивное развитие - это процесс формирования и развития познавательной сферы человека, особенно его восприятия, внимания, памяти, интеллекта, мышления и языка.

Личное развитие всегда было и остается одной из главных целей обучения. Одним из современных подходов к обучению является когнитивное обучение. Его целью является развитие умственных способностей личности. Основным компонентом познавательной сферы студентов является рефлексия. Мысль возникает и развивается вместе с практической деятельностью студента, основанной на непосредственных сенсорных знаниях. Благодаря мысли существенные свойства и взаимосвязи объектов и явлений реальности отображаются обобщенно и косвенно. Мышление основано на операциях анализа и синтеза, но каждый акт мышления - это единица знаний, умственных действий и отношения студента к деятельности.

Основные теории когнитивного развития

Бихевиористы утверждали, что обучение - это развитие. Отрицание каких-либо врожденных предрасположенностей, реальная идентификация процессов обучения у людей и животных, отрицание возрастных различий в когнитивном развитии являются результатом абсолютизации принципа «реакция на стимул». Законы обусловливания, закрепления, обобщения и вымирания, по его мнению, не только объясняют поведение людей и животных, детей и взрослых, но и дают ключ к пониманию процесса формирования познавательной сферы человека.

Теория когнитивного развития описала теорию Жана Пиаже существенно иным образом. Одним из основных отличий является возрастное определение когнитивного развития. Развитие основано на том факте, что дети активно взаимодействуют с миром и интенсивно адаптируют вновь полученную информацию к концепциям, которые у них уже есть. Поэтому Ж. Пиаже подчеркнул, что обучение должно основываться на уже достигнутом уровне развития.

В основе концепции Л. С. Выгодского лежит сложный контраст между естественными и высшими психическими функциями. Они социально определены и составляют суть человеческого сознания. Поскольку, по мнению Л. С. Выгодского, разум носит социальный характер, развитие познавательной сферы ребенка идет не от индивида к обществу, а наоборот, от общества к индивиду. С этим видением связан его главный тезис - «обучение ведет к развитию».


Несколько иная трактовка этой проблемы в рамках теории деятельности. Если Л. С. Выгодский допускал биологический детерминизм на ранних этапах развития человека, то в теории деятельности А. Н. Леонтьева все психические процессы - не что иное, как внутренняя внешняя активность ребенка под руководством взрослого. Эта идея получила дальнейшее развитие в теории поэтапного формирования психических действий П.Я. Гальперин. По своей концепции, обучение является едва ли не единственным источником когнитивных процессов. По мнению П.Я. Гальперин, в процессе обучения ребенка необходимо сформировать ориентировочную основу для действий в каждой из областей знаний. Если сформируется эта полная индикативная основа действий, то мысленно неразделенное восприятие объектов будет заменено их структурно упорядоченным отражением. В связи с этим возникает законный вопрос - почему ребенок так легко приобретает способность познавать мир до получения систематического образования, он сам формирует концепцию окружающего его мира, свободно и легко ориентируется в нем.

Заключение

Современные теории когнитивного развития признают важность как процессов развития, так и обучения. Для успешного когнитивного развития ребенка его способность организовывать и отбирать информацию необходима, но разработка методов и методов их обработки осуществляется в соответствии с законами, предложенными внешним миром. Как отмечает М. А. Холодная: «Ребенок создает свои взгляды на мир, самопроизвольно переживая этапы качественных изменений в своем понимании». Дж. Брунер пересмотрел теорию Ж. Пиаже и влияние идей Л. С. Выгодского. Это было особенно очевидно в его концепции развития языка. Однако, по мнению Дж. Брунера, социальные взаимодействия россиян столь непосредственно опосредуют когнитивное развитие, как и в теории Л. С. Выгодского. Подход Дж. Брунера не предполагает жесткой фиксации периодов когнитивного развития. Все три сферы представлений одинаково важны и сохраняют свое значение у взрослого. Уровень интеллектуальных достижений человека обеспечивается качественно своеобразным сочетанием трех сфер репрезентаций: действия, образа, слова. Этот теоретический подход к проблеме когнитивного развития имеет много сторонников среди современных специалистов в области педагогической психологии.