Файл: Проблемы внедрения ИС способы их решения (Проблемы анализа и описания бизнес-процессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • проверяются не все компоненты (процедуры, функции) разработки, указанные в спецификации;
  • тестирование ведется на скудном объеме данных, не отражающем реальные масштабы;
  • рассматриваются не все допустимые виды данных, события и начальные условия.

В результате программа отлично работает в тестовой, но не продуктивной среде. Любая разработка может быть представлена обобщенной трехуровневой структурой описания, согласно [16]. Введение подобной структуры (рис.6) позволяет задать порядок тестирования программы: сначала проверяется качество реализации экрана задания начальных данных, далее – алгоритмов селекции на основе начальных ограничений и функций обработки выбранных данных. 

Рис. 6. Применимость трехуровневой структуры для описания различных видов разработок 

Рациональность предложенного порядка тестирования разработки закономерна. Первый шаг – это задание ограничений начальных данных. Если уже на этом шаге допущена ошибка, и, например, разработка не удовлетворяет правилу отсутствия констант в алгоритме программы, есть ли смысл в дальнейшем тестировании? Очевидно, что нет. Более того, исправление ошибок, возникших на данном этапе, с высокой вероятностью повлияет на логику работы программы на последующих шагах. Таким образом, тестирование разработки – важный шаг оценки качества программы. Поверхностное и хаотичное тестирование приводит к тому, что разработка корректно работает лишь в тестовой системе. Последующее использование программы в рамках опытной / опытно-промышленной эксплуатации призвано выявить ошибки. Тем не менее, целесообразно использовать данные близкие к реальным и последовательный подход выполнения проверки.  

4. Проблемы обучения пользователей

Казалось бы, что может быть проще: пошел и обучил? На практике приходится сталкиваться с тем, что обучаемые КИС сотрудники и вовсе не знают, как работать с компьютером. Предполагаю, что картина, когда человек в процессе выполнения элементарного упражнения по регистрации документа в ERP впервые в жизни знакомится с компьютером, знакома большинству бизнес-консультантов. Следует отметить, что интерфейс для работы с ERP-системой весьма «недружелюбен» даже для технического специалиста (функциональное ядро большинства КИС было разработано достаточно давно), что уж говорить о пользователях. Уверен, что каждый консультант помнит тот первый момент знакомства с ERP, когда ввод простейшей операции по движению материала или бухгалтерской проводки не то что вызывал много вопросов, а просто шокировал. Представьте себе, каково обычному пользователю. 


Проведению обучения предшествует этап подготовки, включающий формирование обучающих материалов (презентации, тестовые сценарии и инструкции). Выделяют два подхода к формированию пользовательских инструкций: процессный и пошаговый (рис.7). Процессный подход подразумевает описание бизнес-процесса целиком и предполагает вовлечение нескольких ответственных сотрудников (например, процесс приобретения товаров, за который отвечают закупщик, кладовщик и бухгалтер). В отличие от процессного, пошаговый подход предполагает описание схожих операций различных бизнес-процессов (например, создание закупщиком заказов на снабжение для разных видов номенклатур) [18]. Плюсами процессного подхода являются полнота и наглядность описания процесса, в то время как минусами – длительное время подготовки и обновления инструкции. Преимущества и недостатки пошагового подхода прямо противоположны процессному описанию. 

Рис. 7. Подходы к формированию инструкций WFD – процессов

Допустим, материалы для обучения подготовлены. В большинстве случаев преподавание проводится модульно с выделением процессов, выполняемых в рамках заданной должности. Количество слушателей имеет значение. Обучать пользователей, когда их 10, 15 или 20, – это одно. Если же их число превышает, допустим, 100 и они территориально удалены, – совершенно другое. В случае небольшого числа пользователей применяют последовательный подход, когда курс логически разбивается на следующие друг за другом части, в заданный день может рассматриваться только определенная часть курса. Обучение проводится минимальным количеством преподавателей, оборотная сторона медали – увеличение сроков проведения. Применение параллельного подхода к обучению обусловлено большим числом слушателей. Подобно последовательному подходу курсы разделяются на части, однако один и тот же материал в течение дня преподается параллельно нескольким группам. Более того, пользователь за день может посещать разные курсы. Итог, с одной стороны – обучение проводится достаточно быстро, с другой – увеличивается число референтов. 

Рис. 8. Преимущества и недостатки видов обучения пользователей 

Решение указанных проблем требует дополнительного времени, вследствие чего увеличиваются как сроки, так и бюджет проекта. Обойти проблему компьютерной безграмотности практически невозможно, поэтому следует сразу обозначить границы: обучить пользователя ровно тем операциям, которые необходимы для отражения транзакций в ERP. Особенно остро вопрос звучит на предприятиях, где сотрудники большую часть времени заняты физическим трудом, при котором взаимодействие с компьютером сведено к минимуму. Обучение большого числа пользователей требует выработки методики и подразумевает использование всевозможных видов преподавания [19]. Виды обучения, а также их преимущества и недостатки приведены на рисунке выше (рис.8). В заключении хочется отметить, что обучение является одним из ключевых процессов внедрения КИС: неподготовленные пользователи не смогут работать в ERP-системе, тем самым результаты работы предыдущих этапов проекта будут попросту обнулены.  


Заключение

Все вышеперечисленные проблемы и задачи, возникающие в процессе внедрения автоматизированной информационной системы, и методы их решения являются наиболее распространенными. Каждое предприятие, с точки зрения организационной специфики, по-своему уникально, и при внедрении автоматизированной системы могут возникать множество нюансов, которые требуют дополнительного рассмотрения и поиска методов их решения.

В общем случае можно руководствоваться следующими рекомендациями:

  • прежде чем внедрять систему автоматизации, необходимо максимально точно определить цели;
  • рекомендуется привлекать профессиональных консультантов для анализа деятельности предприятия и постановки задач менеджмента, иначе внедрение может повлечь за собой неоправданные дополнительные затраты и существенное увеличение времени процесса внедрения;
  • необходимо тщательно проанализировать все существующие АИС и выбрать наиболее подходящую и качественную систему, прежде чем перейти к внедрению;
  • в процессе внедрения стоит отодвинуть остальные организационные и коммерческие процессы на второй план и установить высокий приоритет непосредственно самому процессу внедрения;
  • необходимо настроить сотрудников на положительную волну путём создания различных поощрительных мер, для обеспечения быстрого темпа внедрения.

Следование этим рекомендациям позволит снизить риски, возникающие при внедрении информационных систем и увеличить эффективность деятельности предприятия.

Список Литературы.

  1. Brand H. SAP R/3 Implementation With ASAP: The Official SAP Guide. – NJ.: Sybex Inc., 1999. – 591 p.
  2. Shankar C., Bellefroid V. Microsoft Dynamics Sure Step 2010. – Birmingham: Packt Publishing, 2011. – 360 p.
  3. О’Лири Д. ERP системы. – М.: Вершина, 2004. – 260 с.
  4. Степанов Д.Ю. Обзор проектных документов при внедрении корпоративных информационных систем // Вопросы экономических наук. – 2014. – т.70, №6. – c.54-62.
  5. Гвоздева Т.В., Баллод Б.А. Проектирование информационных систем: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 508 с.
  6. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики. – М.: Информационная литература, 1963. – 824 с.
  7. Ковалев С., Ковалев В. Секреты успешных предприятий: бизнес-процессы и организационная структура. – М.: БИТЕК, 2012. – 498 с.
  8. Галямина И. Управление процессами. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с.
  9. Заботина Н.Н. Проектирование информационных систем: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 330 с.
  10. Белов В.В., Чистякова В.И. Проектирование информационных систем: учебник. – М.: Академия, 2013. – 352 с.
  11. Степанов Д.Ю. Обзор логистических бизнес-процессов на примере закупочной деятельности предприятия // Логистика сегодня. – 2014. – т.65, №5. – c.268-287.
  12. Степанов Д.Ю. Обзор проектных документов при внедрении корпоративных информационных систем // Вопросы экономических наук. – 2014. – т.70, №6. – c.54-62.
  13. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 544 с.