Файл: Влияние среды на развитие интеллекта (формирование существенных для развития интеллекта ребенка биологических структур).pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 3
Известно, что основными факторами, оказывающими свое влияние на интеллект ребенка, являются наследственность и воздействие среды. Наследственные влияния передаются через гены, которые получает ребенок от родителей. Родители, таким образом, несут ответственность за формирование существенных для развития интеллекта ребенка биологических структур, и прежде всего, нервной системы. Средовые факторы ребенок ощущает от момента зачатия до самой смерти — это пища, физико- химические воздействия, обучение, социальный опыт, роль семьи, влияние культуры и много другое.
Под средой понимают совокупность окружающих человека условий, определяющихся факторами неорганической природы (температура, освещенность, содержание кислорода в воздухе и т.д.), факторами органической природы (воздействия со стороны живых существ и растений, а также продуктов их жизнедеятельности) и социальными факторами.
Среда определяет условия существования живого существа, из нее поступают информация и вещества, необходимые для жизнедеятельности, в нее выделяются продукты обмена. Социальная среда влияет на формирование поведения, характера, личностных качеств, мотиваций и эмоций человека, является необходимым условием развития речи и сознания. Поэтому все особенности жизнедеятельности человека можно рассматривать только в единстве с биологической и социальной средой.
Споры по поводу природы интеллекта и факторов, оказывающих влияние на его развитие, начались еще в начале 1900-х годов, и не утихают, по сей день.
Ряд американских ученых во главе с Э.Торренсом считают, что интеллект — это продукт существующей в обществе системы воспитания и обучения, поэтому талантами не рождаются, а становятся, поскольку творческий стиль является естественной формой работы мозга. Американский психолог Р.Кеттел рассматривает интеллект двояко. По мнению Р. Кеттела, интеллект бывает кристаллизованным и текучим. Первый интеллект, заключающий в себе логическое мышление, счет, знания, зависит от образования, условий культурной среды. Второй интеллект, включающий в себя скорость восприятия и обработки информации, по мнению Р.Кеттела, генетически обусловлен. Взгляды Р.Кеттела перекликаются со взглядами американского психолога К. Двек, которая рассматривает проблему с точки зрения двух теорий: теории «фиксированного» интеллекта и теории роста мышления. К.Двек утверждает, что одаренность не является фиксированной, данной от рождения и неизменяемой. Напротив, она может возрастать при наличии усилий и мотивации со стороны личности.
Наиболее широко на эту проблему взглянул канадский ученый Ф. Ганье. Он предположил, что интеллект, который является природным качеством, должен развиваться на протяжении всей жизни человека. Это происходит путем систематических занятий, тренировок и практики «мастерства в определенных областях человеческой активности и деятельности». Таким образом, по мнению Ф.Ганье, происходит превращение одаренности в талант. Этому процессу могут способствовать (или мешать) два вида катализаторов: внутренний и внешний. К внутренним катализаторам относятся физические (здоровье, внешность) и психологические (мотивация, воля), которые обусловлены генетически. Внешними катализаторами, по утверждению Ф.Ганье, являются: среда (географическая, демографическая, социологическая), люди (родители, учителя, родные братья и сестры, сверстники), предоставляемые гарантии (программы для одаренных и талантливых детей) и события (смерть родителя, заболевание, выигранный приз).
К числу моделей, рассматривающих влияние «интеллектуальной стимуляции» на развитие детей, принадлежит модель Р. Зайонца. Зайонец предположил, что от числа детей в семье зависит ее «интеллектуальный климат».
А вот американский психолог, специалист в области когнитивной, экспериментальной и социальной психологии Р. Нисбет считает, что интеллект гораздо больше определяется социальным окружением ребенка, нежели генами, и что родители и воспитатели могут оказывать на него значительное влияние.
Ознакомившись с мнением ученых по данному вопросу, могу сказать, что мне ближе всего мнение канадского ученого Ф. Ганье. Оно наиболее полно и точно отражает суть данной темы. Ведь действительно, интеллект человека развивается на протяжении всей его жизни, и на его развитие может повлиять множество различных внутренних и внешних факторов. Нельзя сказать, какой из них действует в большей степени, у каждого человека по-разному, и нужно принимать во внимание все факторы, дабы иметь более полную картину.
Таким образом, многочисленные исследования показывают, что интеллект человека является сложной системой различных способностей. В его формировании, несомненно, принимают участие наследственные механизмы. Однако определенная социальная и биологическая среда также может сыграть немаловажную роль в развитии и уровне интеллекта конкретного человека.
Источники:
- Поескова Г. И. Факторы, влияющие на интеллект ребенка // Молодой ученый. — 2014.
- В. Н. Дружинин Психология общих способностей. - 2006(Глава 4. Влияние среды на развитие интеллекта)