Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 5
По мере общественного развития человека все более сложной становится его внутренняя природа и возрастает удельный вес внутренних условий развития по отношению к внешним. Соотношение внутреннего и внешнего в развитии личности изменяется как исторически, так и на различных этапах жизненного пути человека: чем больше он развит, тем в большей степени прогресс его личности связан с актуализацией внутренних факторов.
3. Принцип активной деятельности личности акцентирует внимание исследователя на том, что не только окружающая среда формирует личность, но и личность активно познает и преобразует окружающий мир. Данный принцип предполагает рассмотрение всех изменений в личности через призму ее деятельности. Влияние деятельности на личность огромно. Вне деятельности нет человека, но сущность человека не исчерпывается ею и не может быть сведена к ней и полностью с ней отождествлена.
4. Принцип развития диктует рассмотрение явлений в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних детерминант.
Опираясь на рассмотренные принципы, сформулируем методологические требования к проведению научных исследований:
• исследовать процессы и явления такими, какие они есть на самом деле, со всеми позитивами и негативами, успехами и трудностями, без приукрашивания и очернения; не описывать явления, а критически анализировать их;
• оперативно реагировать на новое в теории и практике науки и образования;
• усиливать практическую направленность, весомость и добротность рекомендаций;
• обеспечивать надежность научного прогноза, видение перспективы развития исследуемого процесса, явления;
• соблюдать строгую логику мысли, чистоту научного эксперимента.
Обобщая эти требования, можно определить методологические требования к результатам проведения научного исследования, которые ими обусловлены.
К ним относятся объективность, достоверность, надежность и доказательность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Егоров Ю.В. Очерк методологии естественных наук: учеб. Пособие. – Екатеринбург, Изд – во ФГОБУ ВПО УрГПУ, 2009.
- Кочергин А.Н. Методы и формы познания. – М.: Наука, 1990
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: Синтег, 2007.
- Рузавин Г. И. Методология научного познания. — М.: 2012
- Стёпин B. C. Философия науки. Общие проблемы. — М.: 2006.