Файл: Самопознание и самоорганизация (воспитательно-образовательный процесс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дневнику часто доверяли свои сокровенные тайны, отмечали  свои недостатки, горечи и обиды. Многие известные люди прошлого оставили ценные мысли в дневниках. Беседы, опросы  студентов  показали, что лишь немногие из них ведут дневники, чаще всего девочки. Информацию о себе человек также получает с помощью наблю­дения. Самонаблюдение происходит наиболее успешно, когда оно вызывается потребностями реальной жизни. Особое значение приобретает самоорганиза­ция учебно-познавательной деятельности Не менее важно владение студентами  умениями и навыками организации учебного труда, его планирования.

Планирование своей рабо­ты, своего учебного дня многие студенты осуществляют сис­тематически. Это позволяет им лучше организовывать свое время. Для организации учебного труда важно научиться создавать для него бла­гоприятные условия на своем рабочем месте, намечать задачи учебной деятельности, планировать ее, применять наиболее рациональные ее способы. Планирование является од­ним из существенных признаков любого труда, важнейшей чертой творческой деятельности студентов  по развитию умений и навыков организации и планирования учебно-познавательной деятельности. Правильная организация учебной работы включает в себя внутренние и внешние условия.

К внешним можно отнести правильный режим работы, оборудование места для занятий, определение оптимального порядка приготовления  к занятиям.

К внутренним -  умение быстро включаться в работу, вести ее не отвле­каясь и в хорошем темпе.   Таким образом, важными направлениями, способствующими самопознанию студентов, являются: организация учебно-познавательной деятельности, создание благоприятных условий для учебно-познавательной деятельности, организация и планирование самообразования и самовоспитания, планирование учебной деятель­ности и оптимальное распределение своего свободного времени.

Составным компонентом учебной деятельности является оценка и самооценка результатов познавательных действий обучающихся, мыслительных процессов, своих потенциальных возможностей. Учебная деятельность студентов не может успешно протекать без соответствующей оценки и самооценки результатов этой деятельно­сти, без самоанализа своих действий, без самопознания себя. Овла­дение студентами  умениями оценки и самооценки, контроля и само­контроля, анализа и самоанализа, во-первых, способствует большей продуктивности протекания  учебного  процесса, результатив­ности обучения, обдуманности поступков человека, во-вторых, обеспечивают самопознание себя.


Приобщение студентов  к самонаблюдению, самосоотнесению, самоанализу, самооценке приводит их к развитию рефлексии. Реф­лексия во многом способствует взрослению.

Рефлексия - это процесс самопо­знания, самопонимания самого себя, своего внутреннего мира, ана­лиз собственных действий, мыслей и переживаний, т.е. это взгляд на себя со стороны, как бы мысленное возвращение назад для анализа своих действий, решений и поведения. В процессе наших занятий мы предоставляем студентам следующий тест для определение духовно-нравственных основ  их поведения, стараясь  определить уровень саморефлексии: высокий, средний, низкий. Рефлексия - это способность и умение видеть себя, понимать свои действия и поступки. Она дана человеку от природы, и важно развить эту способность, чтобы обрести гармоничное отношение к миру и к себе. Обеспечение преемственной взаимосвязи в формировании рефлексии у студентов  на различных этапах обучения, в конечном счете, приводит к саморегуляции и самореализации личности.

Саморегуляция - это умение человека регулировать свою дея­тельность и поведение в различных ситуациях. Саморегуляция основана на умениях человека регулировать свое состояние, свою учебно-познавательную деятельность и поведение, восстанавливать свой потенциал, разрешать проблемные ситуации. Она дает возможность студенту  познать себя, свои возможности, обрести умения управлять учебно-познавательной деятельностью, сохранять свою индивидуальность. Саморегуляция позволяет развивать у  студентов  самодисциплину, самообладание и, в конечном счете, самооценку. Полноценная само­регуляция обеспечивает развитие требовательности  молодого человека к себе и другим людям, умения не расслабляться и успешно преодоле­вать трудности в учебе, поведении и жизни. Она дает возможность  человеку  на основе самоанализа тех или иных ситуаций отказаться от неразумных соблазнов и желаний, принять правильное решение в экстремальных ситуациях.

Каждый  человек уникален,  поэтому важно помочь  нахо­дить каждому свой путь к формированию себя. Исследования показывают, что большинство молодых людей   не задумываются о своем здоровье, о том, что и в каком случае приносит им желаемые результаты. Сегодня многие  студенты  испытывают усталость от умственных перегрузок в  вузе  и дома, отличаются повышенной эмоциональностью и раз­дражительностью, жалуются на частные головные боли и как резуль­тат снижение работоспособности и успеваемости. Неумение  молодых людей   сознательно и целенаправленно управлять собой приводит к тому, что они все время находятся в стрессовом состоянии. Таким образом, необходима целенаправленная работа  педагогов вуза  по организации самосознания  студентов. Оно основывается на формировании самосознания студентов, умений самоорганизации, самонаблюдения и самоопределения, самодеятельности и самопланиро­вания своей учебно-познавательной деятельности, а в дальнейшем и всей своей жизни. Развитие умений оценки и самооценки, рефлексии и саморефлексии также будет способствовать самопознанию и само­реализации  студента,  творческому участию в  образовательном  процессе. Все это соответствующим образом будет сказываться на формировании гуманных, доброжелательных, открытых отношений между субъектами педагогического процесса.