Файл: Конституционное регулирование деятельности общественных объединений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современных государствах общественные объединения играют значительную и весомую роль в процессе повышения активности и удовлетворения интересов их участников в политической, экономической, социальной, культурной и духовной сферах. Особенно уровень их участия возрастает тогда, когда государство заинтересовано в том, чтобы их жители не были сторонними наблюдателями процессов, которые происходят в нем и в обществе. Такая заинтересованность государства проявляется в предоставлении соответствующих гарантий для реализации их права на объединение и юридического оформления легитимности существования общественных объединений.

Демократическое, правовое государство, которым является Россия согласно Конституции 1993 года, предоставляет такие возможности своим гражданам:

1) в ст. 13 Конституции РФ гарантируется равенство общественных объединений перед законом и формируются фундаментальные конституционные запреты на создание и деятельность общественных объединений как одни из основных прав и свобод человека и гражданина;

2) в ст. 30 Конституции РФ гарантируется право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свобода деятельности общественных объединений и свобода от принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.

Закрепляя конституционные права граждан в РФ, государство стремится предоставить им возможность самостоятельно защищать свои интересы и активно участвовать в общественной жизни страны.

Общественные объединения свободны в определении своей структуры, целей, форм и методов деятельности, самостоятельно принимают свои уставы. Не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство последних в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением предусмотренных законом случаев. Вместе с тем российское законодательство запрещает создание и деятельность

общественных объединений, цели и действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Кроме того, запрещается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.

Сфера и направления их деятельности в России чрезвычайно многообразны. Они могут быть разделены на две основные группы. Одни организации (правозащитные, экологические, общества по защите прав потребителей и многие другие) действуют в рамках определенных секторов экономической и социальной жизни общества, отстаивая права определенных категорий населения (женщин, инвалидов, мигрантов и т. д.). Их функция – содействовать решению конкретных проблем, возникающих в жизни общества.


Гораздо меньше организаций, выполняющих функции обеспечения демократического характера политических отношений: диалога между властью и обществом.

Сфера деятельности таких институтов не ограничивается конкретными проблемами: здесь формируется совокупность социальных интересов.

К числу организаций второго типа относятся политические партии, профсоюзы, объединения предпринимателей.

Невозможно не оценить масштаб деятельности российских неправительственных организаций, вносящих существенный вклад в экономику и социальное развитие страны и берущих на себя те функции, которые не выполняют государство и рыночные институты сегодня.

На основании Конституции России в 1995 году был принят федеральный закон «Об общественных объединениях».

В статье 3 говорится, что «право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Наиболее массовыми движениями в России в настоящее время являются: «Матери России», «Одаренные дети – будущее России», «Русское общественное движение», «Трезвая Россия».

Целями общественных фондов является формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели. Большинство фондов создаются на благотворительные взносы, и некоторые из них в настоящее время приносят огромную помощь и пользу тем людям, которые по-настоящему нуждаются в поддержке общества. Выделяются такие фонды, как «Милосердие», «Российский фонд помощи», «Подари жизнь», «Династия», «Линия жизни» и другие.

В органах общественной самодеятельности принимаются совместные решения по различным социальным проблемам, возникающим у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленные на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц. К ним можно отнести территориальную организацию по месту жительства, студенческие советы вузов и др.

Несмотря на то, что количество политических партий в России гораздо меньше, чем других общественных объединений, показатели численности членов партии в них намного выше.

Политические партии играют самую весомую и значительную роль во внутриполитической жизни страны. Свидетельством этого является порядок формирования федеральных и региональных органов законодательной власти. В Государственной Думе Федерального собрания депутаты этой палаты сформированы из представителей ведущих политических партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». Правовое регулирование политических партий осуществляется отдельным федеральным законом «О политических партиях»


Участие в работе общественных объединений дает каждому возможность реализации его деловых, интеллектуальных, культурных, благотворительных и иных гражданских инициатив.

Деятельность общественных объединений, как одного из показателей развития гражданского общества и правового государства, находится в центре внимания государства. Постоянно совершенствуется законодательная база. За время принятия федерального закона «Об общественных объединениях» в него было внесено 20 изменений.

Полагаем, что и в будущем государство будет оказывать действенную помощь и внимание общественным объединениям, а последние, в свою очередь, будут осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с их программными документами.