Файл: Эссе по противодействию коррупции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предлагается бороться с коррупцией путем увеличения заработной платы чиновников. Сомнительная рекомендация, если видеть в этом главный антикоррупционный аргумент. Если ей следовать, то и бандиту надо платить, чтобы он не грабил и не убивал.

Должностные лица госаппарата, депутаты всех уровней имеют вполне приличную зарплату. И тем не менее многие из них погрязли в коррупции. В благополучной Франции в коррупции обвинен бывший министр иностранных дел Дюма, который стал коррупционером конечно же не по причине недостаточной зарплаты.

Платить надо всем по достоинству и бюджетным возможностям, а законопослушность, ответственность, честность и порядочность государственного служащего, его уважение к Уголовному кодексу население оплачивать не должно.

Для решительного перелома в борьбе с коррупцией явно не достает политической воли. Правоохранительные органы справедливо критикуются за низкую эффективность работы. Но искоренять, пресекать коррупцию обязаны также министры, президенты республик, губернаторы, другие высшие руководители органов власти и управления. Однако фактов отстранения от должностей начальников подобного уровня за попустительство коррупции в подчиненных структурах общество не видит. На поверхности другое: во главе наиболее коррумпированных систем многие годы остаются одни и те же лица.

Уже давно и всем ясно, что без законодательного установления обязанности госчиновников представлять сведения об имущественном положении, как это рекомендует ст.8 Международного кодекса поведения государственных должностных лиц и принято во всех цивилизованных государствах, сколь – нибудь серьезно потеснить коррупцию в России невозможно.

В нашей стране предложение о принятии данной нормы отвергается «с порога» под предлогом, что она посягает на частную жизнь. Это лишний раз подчеркивает неправедный характер имущественного благополучия значительной части чиновничества и парламентариев, создающих свое состояние путем коррупции. Законопослушный чиновник госаппарата, честно получавший свой доход, от финансового контроля уклоняться не заинтересован.

Должностные лица госаппарата вступают в коррупционный сговор с бизнесом, предлагая ему в услужение свой административный ресурс, либо откликаясь на предложение бизнеса небескорыстно лоббировать его интересы. Подобное сотрудничество на коррупционной основе нередко переходит в иные форму и качество: должностное лицо сразу после отставки принимается на работу в «опекаемую» коммерческую структуру и продолжает ей служить как сотрудник, чьи возможности, связанные с работой в госаппарате (связи, информированность), продолжают служить хозяину. Такое лицо, особенно из категории «А», подчас становится опасным для интересов государства, способно существенно разрушать равенство условий рыночной конкуренции.


Было бы целесообразным установить на определенный срок ограничения в праве поступления государственного служащего после увольнения на работу в бизнес-структуру, интересам которой он содействовал в качестве чиновника госаппарата. Такого рода антикоррупционная норма существует в законодательстве многих стран.

Властью всех уровней правоохранительным органам и судам навязываются разрешительный порядок, двойные стандарты в применении Уголовного кодекса в отношении VIP- персон, совершивших коррупционные и экономические преступления. Наши политическая и экономическая элиты, чиновники высокого уровня претендуют жить не по законам, а по понятиям, быть неприкосновенными в силу своего политического и экономического веса. К примеру, в связи с возбуждением уголовного дела, связанного с бывшим министром путей сообщения Аксененко, А. Чубайс заявил, что привлечение к уголовной ответственности руководителей такого ранга возможно при особых, привилегированных обстоятельствах, определяемых их высоким статусом. Аналогичную позицию отстаивает Российский союз промышленников и предпринимателей, когда речь идет о представителях крупного бизнеса.

Все это есть ни что иное, как подмена законности политической и экономической целесообразностью, попытка устранить из правовой системы принцип равенства всех перед законом.

Отражением данной тенденции является стремление запретить применение по делам об экономических преступлениях такой меры пресечения, как заключение под стражу. На этом настаивает. К сожалению, и премьер-министр М. Касьянов. Если подобные взгляды возобладают в законодательном процессе, это окажется стимулятором дальнейшего роста коррупции, организованной преступности не только в экономике. Подобная позиция несовместима с экономическим правопорядком, утверждение которого есть прямая обязанность Правительства

Правоохранительные органы и суды, работающие по уголовным делам, касающимся представителей крупного бизнеса и высокопоставленных должностных лиц, постоянно испытывают мощное давление со стороны бизнес - сообщества, властных структур и ангажированных СМИ, что нередко приводит к необоснованному освобождению коррупционеров и других виновных от ответственности.

«Уголовно-правовая конвенция о коррупции», принятая Советом Европы в 1999 году, постановила учредить специальные органы для борьбы с коррупцией, обладающие особым статусом и наделенные значительными полномочиями (ст.20). Такие органы в виде постоянно действующих комиссий образованы в конгрессе США, парламентах Великобритании, Канады, Франции, Италии.


Аналогичные институты необходимо создать в России. Это могут быть независимые комиссии, независимый прокурор или независимый судья. Важно, чтобы их независимость в расследовании коррупции была гарантирована необходимой защитой, в том числе соответствующими процедурами назначения и освобождения специалистов. Работа этих органов должна осуществляться в условиях гласности, на строго законной основе, иначе они сами могут стать репрессивными аппаратами.

Целый ряд антиобщественных деяний, коррупционных по своей природе и наносящих существенный ущерб обществу, гражданам и государству, не охватывается действующим уголовным законом. К ним относятся, например, скупка акций чиновниками через подставных лиц.заниженная оценка приватизируемых объектов, механизации с конкурсами, в том числе закрытыми тендерами, совмещение государственной службы с предпринимательством и другие. Эти общественно опасные деяния должны быть криминализованны, без чего эффективно пресекать их не представляется возможным.

Учебные юристы настойчиво рекомендуют ввести законодательную норму об обязанности криминологической экспертизы каждого законопроекта на предмет выявления и устранения положений, способствующих коррупции и другим антиобщественным явлением. Антикоррупционная направленность должна пронизывать все законодательство.

Истоки коррумпирования государственного аппарата многие специалисты и политики обоснованно видят в том, что Конституция Российской Федерации не предусматривает парламентский контроль за исполнением органами управления законов, принятых Государственной Думой, и предлагают дополнить Основной закон страны положениями, устанавливающими право контроля высшего законодательного органа государства за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти.

Информационная закрытость властных структур несовместимая с представлениями о демократическом правовом государстве, строительство которого – главная цель осуществляемых реформ. Нарушение порядка прозрачности работы органов власти и управления должны влечь, при определенных условиях, административные, экономические и уголовно – правовые санкции.

В странах с низким уровнем коррупции главной антикоррупционной силой является гражданское общество, представляющее собой совокупность тех организаций, которые отделены от исполнительной, законодательной и судебной власти государства, но взаимодействуют с ними. Очевидно, однако, что в России государство пока с неохотой воспринимает институты гражданского общества в качестве партнеров и потому не спешит помогать их формированию.


Если мы хотим минимизировать коррупцию, криминализацию государства, надо глубоко проанализировать действующее законодательство на предмет оценки тех норм, которые имеют отношение к институтам гражданского общества, осмыслить деятельность уже имеющихся его островков и на этой основе предложить стране концепцию построения такого общества, дать правовую и материальную опору для его развития и всемерно способствовать этому процессу.

В деле построения демократического правого государства с чистыми и честным аппаратом чиновников крайне важен опыт антикоррупционного мышления и практики борьбы с коррупцией в зарубежных странах.