Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
Авторитаризм - это политическая система, в которой политическая власть сконцентрирована в руках одного человека или группы людей или в одном политическом институте. В этой системе допускается контролируемый плюрализм в политических мнениях и действиях. От населения не требуется демонстрации преданности лицам, представляющим органы власти, однако исключается его участие в принятии важнейших решений по вопросам жизни общества. Представители органов власти беспощадны к деятелям или другим группам лиц, которые представляют какую-либо политическую угрозу.
Авторитаризм имеет древнюю и богатую историю, которая включает древние тирании, деспотизм и олигархии, абсолютные монархии и др.
Давайте разберём основные черты и характеристику авторитаризма:
- Монополия на государственную власть одной группы или партии.
- Полный или частичный запрет на действия оппозиции не негативное отношение к ней.
- Жестко централизованная структура власти.
- Использование силовых органов для удержания власти.
- Исключение возможности участия граждан в управлении обществом.
Авторитарный режим сохраняется с помощью силовых структур, например армии и насилия. Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие народа в политической жизни государства. В таких условиях обычные граждане вынуждены платить налоги, повиноваться законам без личного участия в их обсуждении и какого-либо порицания действующей власти.
Слабыми сторонами авторитаризма является – полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращать политические авантюры или политический произвол, ограниченность политического выражения общественных интересах страны и государства .
Авторитарные режимы очень разнообразны. Одним из видов является военно-диктаторский режим. Его пережило большинство стран Латинской Америки, Южная Корея, Португалия, Испания, Греция. Другой разновидностью является теократический режим, при котором власть сосредоточена в руках религиозного клана. Достоинство авторитарного режима это высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников, а также способность решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, авторитаризм был желаемым режимом в ряде стран после Второй мировой войны, на фоне существовавших в мире острых экономических и социальных противоречий.
Тоталитаризм — это система государственной власти, которая основана на всеобъемлющем (тотальном) контроле государства над всеми сферами жизни общества и человека. Обоснованием тоталитаризма служит принцип социального конструктивизма, который фиксирует возможность радикального преобразования общества и человека, осуществляемого с определёнными целями (как правило, утопического характера) по определённым социально-политическим программам. Таким образом, отправной точкой тоталитарной модели является декларация некоторой высшей цели, во имя которой политический режим убеждает и/или принуждает общество расстаться со всеми традиционными (политическими, правовыми, культурными и другими) моделями.
К наиболее характерным признакам тоталитарных политических систем относятся следующие:
Монополизация всей полноты государственной власти одной политической организацией, а в ней — одним лидером, объектом культа (руководителем, вождём), либо харизматически ориентированным политическим кланом; правовое закрепление их руководящей роли.
Наличие особого рода квазирелигиозной утопической моноидеологии, претендующей на всеобщность и непогрешимость, подавляющей культурную традицию и обосновывающей необходимость утверждаемого политического режима целями тотального переустройства общества (построение «нового мира», «нового порядка», «нового общества», «коммунизма» и так далее).
Принудительная мобилизация населения для достижения его безусловной лояльности и активного участия в заданном политическом процессе реализации программы тотального переустройства общества (программа построения коммунизма в СССР, программа создания Третьего рейха в Германии, «культурная революция» в Китае и другие) и обусловленная этим тотальная идеологизация и политизация общественной жизни, а также перманентная борьба с внутренними и внешними «врагами».
Опора политического режима на методы массовой пропаганды, принуждения и насилия как универсальные средства внутренней и [по возможности] внешней политики.
Ликвидация самостоятельных политических и общественных организаций.
Упразднение гражданских прав и свобод.
Подавление традиционных общественных институтов и замещение их государственно-бюрократическими структурами.
Огосударствление и бюрократизация общества, гипертрофирование государственно-бюрократического аппарата, проникновение государственного контроля во все сферы общественной и частной жизни.
Централизованная система управления экономикой.
Международная самоизоляция государства.
Всеобъемлющая идеологическая цензура каналов и средств распространения информации, образовательных и научных программ, произведений духовной культуры. Начиная с середины 1930-х годов понятие тоталитаризма начали использовать и критики советской политической системы, указывая на определённые черты сходства между политическими системами СССР, Италии и Германии. Отмечалось, что во всех трёх странах установились репрессивные однопартийные режимы во главе с сильными лидерами, стремящиеся к всеобъемлющему контролю, отрицающие культурную традицию и призывающие упразднить институты общества во имя тех или иных высших целей. В конце 1930-х годов некоторые из разочаровавшихся в советской системе западных мыслителей стали распространять понятие тоталитаризма на политический режим, созданный И. В. Сталиным в СССР, придавая ему негативно-осуждающее эмоционально-оценочное звучание. После Второй мировой войны широкую популярность получила точка зрения, согласно которой все три политические системы (итальянский фашизм, немецкий национал-социализм и советский коммунизм) фактически представляют собой разновидности одной системы — тоталитаризма. Впоследствии, однако, эта теория была подвергнута критике за неправомерное отождествление фашизма, нацизма и коммунизма, имеющих столь различное социальное происхождение, общественные функции и цели, несмотря на некоторое «техническое» сходство и ряд общих признаков. В современной политической философии принято разделять эти разновидности тоталитаризма наряду с религиозными и националистическими его разновидностями.