Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
Понятие, характерные черты и критерии эффективности
государственного управления
Понятие государственного управления. Управление представляет собой деятельность по руководству чем-либо. Оно выступает как естественный и обязательный элемент и одновременно функция организованных систем различной природы. Управленческий процесс предназначен обеспечивать сохранение и функционирование определенной структуры, а также поддержание режима ее деятельности, реализацию их программ и целей[1].
Социальное управление представляет собой объективно необходимый вид деятельности, который направлен на обеспечение логически последовательных, согласованных и системных действий людей для достижения общественно значимых целей и решения возникающих при этом задач. Социальное управление является родовым понятием, и оно включает в себя следующие элементы: государственное управление, муниципальное управление, управление в организациях, управление общественными явлениями и процессами.
В словарном понимании «государственное управление» означает управление делами государства. Термин «государственное управление» широко используется в законодательстве многих стран. В период существования СССР (1917–1991 гг.) он официально применялся на конституционном и законодательном уровнях. В Конституции РФ 1993 года уже отсутствовала ссылка на этот термин. Вместо него на конституционном, а затем и научном уровне стал применяться новый термин – «исполнительная власть».
Теория разделения властей, которая используется во многих современных государствах демократического строя, исходит из принципиальной позиции, что государственная власть не может принадлежать одному лицу или одному государственному органу. В противном случае это создает угрозу возникновения антидемократического режима. В каждой ветви власти создаются обладающие официальными полномочиями субъекты (органы государственной власти), основным предназначением которых является практическая реализация задач, стоящих перед этими ветвями власти.
Государственная власть в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны[2]. В характеристике исполнительной власти необходимо выделить, два ключевых момента: власть и исполнение. При этом исполнительная власть рассматривается в качестве государственной власти, с которой связывают, во-первых, функционирование особых звеньев государственного аппарата – органов государственного управления и, во-вторых, прямую направленность деятельности органов государственного управления на обеспечение практической реализации (исполнения) общих норм, устанавливаемых субъектами представительной, президентской и правительственной власти в целях урегулирования различных сторон общественной жизни.
Государственное управление (в широком смысле) в Российской Федерации осуществляют Президент, Правительство и иные органы исполнительной власти, законодательные, судебные и органы местного самоуправления. Субъектами управления является вся совокупность государственных и муниципальных органов.
Государственное управление в узком смысле представляет собой внутриорганизационную деятельность, осуществляемую в органах государственной власти с целью успешного решения стоящих задач (решение кадровых, финансовых, материально-технических и иных вопросов).
Государственное управление в собственном смысле слова представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть специальными субъектами – органами исполнительной власти.
Характерные черты государственного управления и критерии его эффективности. Государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти, имеет следующие характерные черты, позволяющие отличать ее от деятельности представительных и судебных органов:
1) Выполнение общезначимых функций:
- прогнозирование – обеспечивает научность и рациональность деятельности;
- планирование – определяет цели, задачи на предстоящий период деятельности, средства их достижения и выполнения;
- организация – направлена на упорядочение состояния тех или иных социальных образований;
- координирование – в процессе ее производится подстройка уже организованной системы к изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования;
- надзор – метод государственного управления, применяемый с целью выявления возможных недостатков в деятельности государственных и негосударственных структур;
- контроль – метод государственного управления, сущностью которого является постоянная проверка результатов деятельности государственных и негосударственных структур с целью устранения недостатков и повышения эффективности этой деятельности.
2) Нормативно-распорядительное регулирование, которое осуществляется при помощи законов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов.
3) Деятельность органов исполнительной власти носит подзаконный характер, то есть она осуществляется на основе и во исполнение закона.
4) Использование в своей деятельности властных полномочий. Это выражается в осуществлении единой государственной власти.
5) Непрерывный и оперативный характер государственной деятельности выражается в том, что государственное управление осуществляется в процессе повседневного, непосредственного руководства всеми сферами: экономикой, хозяйственным, административно-политическим и социально-культурным строительством.
6) Осуществление специализированных функций, требующих использования единообразной технологии. Виды и содержание таких функций обусловливаются сферой или областью государственного управления.
7) При необходимости применение мер административной ответственности, представляющей собой вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.
8) Государственное управление представляет собой деятельность иерархически построенного, обладающего логической завершенностью и системным характером аппарата управления.
9) Высокий профессионализм государственных служащих. Приоритет при комплектовании штатов органов государственного управления должен отдаваться лицам, обладающим, прежде всего: высокими личностными качествами, соответствующим опытом работы, наличием специального образования; профессионально компетентным лицам.
Одними из основных критериев (показателей) эффективности государственного управления являются следующие: эффективность экономики государства (размер бюджета, объем ВВП, уровень инфляции) и уровень жизни населения. Эти показатели в Российской Федерации характеризовались следующим образом.
Принципы государственного управления.
В общеупотребительном понимании термин «принцип» означает основополагающие идеи, побудительные мотивы, лежащие в основе совершаемых действий или поступков.
Принципы государственного управления указывают на его основополагающие черты, сущностные характеристики. Они позволяют определить основания, содержание и значение самого государственного управления, а также юридические характеристики данного вида государственной деятельности.
К общим принципам относятся исходные положения, имеющие общесоциальный характер. Они реализуются независимо от статуса субъекта государственно-управленческой деятельности.
Такими принципами являются:
1) Законность.
2) Объективность.
3) Конкретность.
4) Эффективность.
5) Сочетание централизации и децентрализации государственного управления.
Законодательство Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Совета Европы (Хартия местного самоуправления, 1985 г.) признает и гарантирует функционирование органов местного самоуправления, которые в пределах своих полномочий самостоятельно решают вопросы местного значения. Этим достигается сочетание интересов государства и формируемых при непосредственном участии населения органов местного самоуправления.[3]
Организационные принципы определяют систему государственного управления, компетенцию и порядок взаимодействия ее звеньев. Они включают в себя следующие два вида принципов.
1)Общие организационные принципы:
- Отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную власть. В соответствии с ним образуются органы для реализации определенного вида государственно-управленческой деятельности (здравоохранения, культуры, внутренних дел и т.д.).
- Территориальный принцип лежит в основе формирования аппарата государственной (в большей степени исполнительной) власти в соответствии с административно-территориальным делением страны.
- Линейный принцип. При его осуществлении каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления.
- Функциональный принцип обуславливает развитие межотраслевых связей. В этом случае субъект управления в рамках конкретной функции вправе осуществлять нормативное, методическое руководство, а также контроль и административное принуждение. Функциональная подчиненность состоит в подчинении в какой-то части деятельности, в рамках определенной функции (Центральный банк России, Счетная палата России и подобные структуры в субъектах РФ, органы прокуратуры, Центризбирком России и т.д.).
- Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов РФ, региональных органов исполнительной власти. Этот принцип положен в основу формирования большинства федеральных органов исполнительной власти.
2) Внутриорганизационные принципы:
- Рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности – предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом и работником; урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности.
- Ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работы – тесно связана с принципом рационального распределения полномочий.
- Сочетание единоначалия и коллегиальности – выражается в решении важнейших вопросов государственного управления коллегиальными органами. Вопросы текущего (оперативного) характера решаются единолично компетентным должностным лицом. Это обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителя, повышает его персональную ответственность.
Таким образом, государственное управление можно рассматривать в широком, собственном и узком понимании. Его характерными чертами в собственном смысле слова являются: непосредственная связь с государством; исполнительный, распорядительный и общегосударственный характер; подзаконность; непрерывность и оперативность; ярко выраженное организационное содержание.
По мнению проф. Попова Л.Л., сущностное предназначение исполнительной власти, как и государственного управления, содержится в двух словах: «практически организовать». Это означает, что необходимо «практически организовать проведение законов в жизнь, достижение поставленной цели, определенного положительного результата. Этой работой и занимаются повседневно, непрерывно органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление»
-
Административное право: Учебник// под редакцией Мелехина А.В., . М.: Юстиция, 2016, С. 10. ↑
-
Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993, с поправками на от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) ↑
-
. Административное право России: Учебник, Кикоть В.Я., Кононов П.И., Румянцева Н.В – М: ЮНИТИ-ДАНА 2015, с.6 ↑