Файл: Административно-правовой статус гражданина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовой статус гражданина – это одна из наиболее важных категорий, которая неразрывно связанна с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности. Юридический статус человека и гражданина представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм.

Административно-правовой статус индивидуального субъекта может быть определен как правовое положение этого субъекта в административно-публичной сфере, в системе возникающих в ней административных правоотношений.

Взаимосвязь государства и личности требует четкого регулирования и упорядоченности. В настоящее время в РФ правовой статус человека закреплен на конституционном уровне и в законодательных актах: Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и других нормативных правовых актах. Правовой статус личности и гражданина при определенных сходствах имеют и принципиальные отличия.

Административно-правовой статус граждан составляет важнейшую и органическую часть общего правового статуса. В правоотношениях между гражданином и органом государственного управления каждая из сторон должна иметь взаимные права и нести соответствующие обязанности.

Административно-правовой статус гражданина – это комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантий реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления).

Структура административно-правового статуса состоит из административной правосубъектности и комплекса прав и обязанностей в сфере государственного управления.

Административно-правовое положение граждан характеризуется объемом и характером их административной правосубъектности, включающая в себя административную правоспособность и административную дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается его способность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера

Административная правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью, не может быть отчуждаема и передаваема, вместе с тем правоспособность может быть временно ограничена.


Основными чертами административной правоспособности являются:

- ее регулирование нормами административного права;

- ее содержание состоит в регулировании отношений индивидуальных субъектов с субъектами исполнительной власти;

- она возникает с момента рождения;

- для разных лиц она не одинакова по объему.

Административная дееспособность – способность субъекта приобретать свои права и обязанности административно-правового характера и осуществлять действия в соответствии с ними.

Момент возникновения административной дееспособности законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18 лет. Частично административная дееспособность возможна с более раннего возраста. С 16-летнего возраста наступает административная деликтоспособность, и гражданин может быть привлечен к административной ответственности за свои действия (бездействие).

Административная деликтоспособность – способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями.

Административная правосубъектность делится на общую и специальную. Различают общий и специальный административно-правовые статусы. Каждое лицо обладает общим статусом, который в основном равен для всех, и в то же время может быть носителем одного или нескольких специальных статусов (студента, сотрудника полиции и т.д.). В ряде случаев специальная правосубъектность дополняет общую.

Обстоятельства, при наличии которых административно-правовой статус гражданина может быть временно ограничен:

  • чрезвычайные ситуации (техногенные аварии, природные катаклизмы, массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);
  • несовместимость с общественно полезной деятельностью гражданина (запрещение совместной службы родственников, совмещение государственной службы с предпринимательской деятельностью и т.п.);
  • невозможность без этого обеспечить государственную безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);
  • совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т.п.);
  • принадлежность лица к иностранному государству (иностранное гражданство или подданство);
  • болезнь, имеющая временный или постоянный (хронический) характер;
  • наличие двойного гражданства (запрет на занятие должностей, предусматривающих возможность доступа к сведениям, составляющим государственную тайну; лишение активного избирательного права).

Согласно требованиям Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и «Положением о паспорте гражданина Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. паспорт гражданина является документом, удостоверяющим не только личность, но и его принадлежность к гражданству.

Обстоятельства, способствующие формированию и реализации административно-правового статуса гражданина через органы исполнительной власти различных управленческих уровне:

1) Изданные ими правовые акты конкретизируют конституционные права и обязанности граждан.

2) Органы исполнительной власти издают правовые акты, влияющие на содержание административно-правового статуса граждан.

3) Они уполномочены предоставлять гражданам определенные права (например, право на управление транспортным средством).

4) Они устанавливают процедуры реализации прав и обязанностей.

5) Они оказывают гражданам содействие в реализации их конкретных прав.

6) Они осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Административно-правовой статус гражданина является составной частью общего правового статуса гражданина. Его составными частями являются административная правосубъектность, реальные права и обязанности, и гарантии их реализации, приобретенные в соответствии с нормами административного права.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Административные права граждан – это закрепленные нормативными правовыми актами права на совершение определенных действий, выражающихся в характере личного поведения в рамках дозволенных границ, и требующие от других граждан, государственных органов и их должностных лиц, оказанию осуществления, содействия и созданию оптимальных возможностей для реализации, а не препятствию, данных прав.

Классифицируют права граждан на статутные и адекватные. Статутные указывают на положение гражданина в социальной структуре страны (например, право на имя). Адекватные указывают на сферы реализации являются, например, личные, политические и другие права.

В настоящее время определены следующие группы прав и свобод граждан:

  • Права и свободы, относящиеся к общему правовому статусу личности и непосредственно реализуемые в сфере государственного управления.
  • Права и свободы, вытекающие из характера государственной и управленческой деятельности.
  • Права, вытекающие из совершаемых гражданами действий и гарантируемые законами и подзаконными правовыми актами..

В соответствии с Федеральным законом РФ № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», принятым для реализации гражданами конституционного права (ст. 31 Конституции РФ) на объединение, создание, а также в связи с деятельностью, реорганизацией или ликвидацией общественных объединений, иностранные граждане и лица без гражданства наделены равными правами с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых этим законом. Федеральные законы и международные договора Российской Федерации могут предусматривать определенные исключения.

Действие Закона распространяется на все общественные объединения, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых гражданами некоммерческих союзов (ассоциаций).

Общественные объединения - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по личной инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Существуют следующие организационно-правовые формы общественных объединений (ст. 7):

  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности.

Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются: общественная организация (для политической организации) и общественное движение (для политического движения).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений (ст. 3).

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Данные общественные объединения регистрируются в порядке, согласно настоящего Федерального закона, и приобретают права юридического лица либо функционируют без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.


Право граждан на участие в управлении закреплено в ст. 32 Конституции РФ. Участие граждан в управлении может проявляться как непосредственно лично ими (выборы, референдум, участие в работу органов власти), так и через избираемых представителей.

Российское законодательство устанавливает единый порядок предоставления государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности. Приказом Министерства юстиции определен порядок предоставления различным способом сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов, право граждан на участие в управлении и на контроль действий органов управления.

Ст. 31 Конституции РФ закрепляет право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Ранее реализация этого конституционного права регламентировалась Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». Принятый Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливает принципы проведения публичных мероприятий, порядок их организации и гарантии реализации прав граждан на проведение публичного мероприятия.

Российское законодательство определяет следующие правовые дефиниции:

1) Публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, общественных и религиозных объединений.

2) Собрание – это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

3) Митингэто массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

4) Демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

5) Шествиемассовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.