Файл: Гуманитарный университет профсоюзов заочный факультет контрольная работа.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина ______________________________________________________
_________________________________________________________________
Тема_____________________________________________________________
_________________________________________________________________
Студент(ка) ______ курса Заочного факультета Специальность/направление подготовки____________________________________ ______________________________________________ Группа №______________________________________ ____________________________________________________________________________________________ (ФИО) |
Санкт-Петербург
20… год
______________________________________________________________________________
Регистр.№______________ «_____»___________20__г.
дата загрузки работы на сайт Университета
ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ_____________________________ «_____»__________20__г.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ__________________________/__________________________________
подпись фамилия четко
Содержание
Введение. 2
1. Д. Трезини - первый архитектор Петербурга. 3
1.1 Младенчество и юность 3
1.2. Творчество и работа. 5
1.3. Признание 7
Заключение 10
Список литературы. 12
Введение.
Русское зодчество XVIII в. характеризуется решительным преобладанием светской архитектуры над религиозной, широтой градостроительных планов и решений. Самым крупным и значимым архитектурным проектом этого времени стало строительство Санкт-Петербурга. Облик молодой столицы стал делом государственной значимости и показателем международного престижа и авторитета России. Именно этим определяется непосредственное участие императора в ходе разработки градостроительного плана и конкретного облика отдельных строений города. Именно Петр I, вопреки древнерусской традиции, указал выводить фасады вновь строящихся зданий на красную линию улиц.
Цель данной работы – изучить творческое наследие Доменико Трезини и его вклад в развитие архитектуры Санкт-Петербурга, преумножить свои знания в области архитектуры «того времени».
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
-
проследить основные этапы биографии архитектора и выявить особенности формирования творческого стиля мастера; -
изучить начальный период его творчества и определить вклад архитектора в формирование культуры Российской империи; -
установить вклад архитектора в формирование градостроительной концепции Санкт-Петербурга.
Интерес к творческой биографии Д. Трезини возник давно. Но, несмотря, на это в истории его творчества остается много неизученных вопросов. Это связано с тем, что часть материалов храниться в европейских архивах. Серьезных исследований по жизни и творчеству Доменико Трезини мало. Среди них можно выделить работу И.И. Лисаевич. Автор раскрывает неизвестные ранее эпизоды из жизни мастера и дает анализ его творчеству.
1. Д. Трезини - первый архитектор Петербурга.
1.1 Младенчество и юность
Доменико Андреа Трезини родился в швейцарском городе Астано в 1670 году, в небогатой дворянской семье. Она происходила из итальянских дворян, когда-то обитавших в городе Трезини. На момент рождения мальчика его родители имели очень скромный достаток. Но семья гордилась своим происхождением, и над входом в их дом был размещен родовой герб в виде Андреевского креста французской формы.
Несмотря на то, что семья Доменико Трезини была стеснена в средствах, они все-таки решили дать мальчику образование. Кантон Тессина, в котором проживали выходцы из Италии, славился своими художественными и архитектурными школами. Из этой местности вышло около 150 довольно известных в Европе зодчих. Поэтому семейство Трезини недолго ломало голову над тем, какую профессию дать сыну. Когда он завершил обучение в местной школе, то родители решили, что Доменико нужно продолжить образование, чтобы получить приличное место. В это время Италия была центром архитектурного образования, там были два места средоточия учебных заведений для зодчих: Рим и Венеция. Так как Венеция была ближе и дешевле, то выбор пал на нее. Юноша поехал постигать профессию в этот город на воде и через несколько лет получил желанный документ, подтверждающий его квалификацию. Теперь оставалось найти место работы.
Архитектурному делу учился Доменико в Венеции. Возвратившись домой он женился, но был вынужден отправиться на заработки в Данию. Найти работу архитектора в Швейцарии было трудно. Датскому же королю Кристиану V было необходимо соорудить мощные укрепления вокруг своей столицы. Однако по прибытию Трезини в Копенгаген новый король Фредерик IV от услуг архитектора отказался. Тем не менее, Доменико стал числиться начальником в строении крепостей.
Как установил по сохранившимся автографам исследователь творчества архитектора Ю. М. Овсянников Трезини писал свое имя не на итальянский лад (Доменико), а: Доминико, вероятно, чтобы подчеркнуть свое швейцарское происхождение. В Астано действует дом-музей семьи Трезини. Тессинцы славились во многих странах Европы как умелые каменотесы, строители и инженеры. Из этой небольшой области вышли многие известные мастера: Ф. Борромини, Д. Мерлини, Дж. Фонтана, работавшие в России Д. Висконти, Дж. Ф. Росси, Дж. Фраскини, семьи мастеров Лукини, Руска, Солари, Адамини, Бруни, Бернардацци, Жилярди и многие другие.
Интересный факт: племянник и зять первого архитектора Санкт-Петербурга — Джузеппе (Осип Петрович) Трезини, также выходец из Астано, был архитектором российской столицы. Пьетро Антонио Трезини — петербургский архитектор, ещё один уроженец Тессинского кантона, приходился дальним родственником Доменико Трезини — жена сына Доминико, Пьетро, приходилась Пьетро Антонио двоюродной сестрой.
1.2. Творчество и работа.
Тогда Дания являлась союзником России в войне со Швецией. В связи с этим, русский посол Андрей Измайлов имел возможность, находясь при дворе датского короля, искать молодых специалистов для работы в России. В апреле 1703 года Андрей Измайлов «учинил уговор с господином Трецином», уроженцем кантона Тессин (Тиччино - в Южной Швейцарии): «Обещаю господину Трецину, архитектонскому начальнику, родом итальянцу, который здесь служит датскому величеству и ныне к Москве поедет служить в городовом и палатном строении. За художества его, совершенное искусство, обещаю ему 20 червонных на всяк месяц в жалованье и то платить ему во весь год, зачинаючи с 1 числа апреля месяца 1703 года и то доведется ему платить сполна на каждый месяц, подобающими и ходящими деньгами, по той же цене, как за морем ходят, сиречь по цене в 6 любских и всякой червонный такожде в дацкой земле такую цену подобает имети. Именованному Трецину сверх того обещаю, как явно показал искусство и художество своего, чтоб ему жалованья прибавить. Обещаю также именованному Трецину, чтоб временем не хотел больше служить или если воздух зело жесток здравию его, вредный, ему вольно ехать куда он похощет. Именованному так же доведется давать 60 ефимков, по цене как в дацкой земле, на подъем к Москве и тех денег ему на счет не поставить, а как он служить больше не хощет, опять ему на подъем с Москвы толико давать и ему вольно с собою взять, что он здесь наживет а будет ли он еще на время болен был, ни меньше того жалованье ему давать…»
Договор для архитектора Трезини оказался как нельзя кстати, предложенное Измайловым жалованье - тысяча русских рублей - представлялось сказочным богатством. Оно почти втрое превышало жалованье бомбардир - капитана, должность которого исполнял царь. В Россию Трезини приехал один. Свою семью он оставил в Астано. Сохранились документы, где перечислены все, кто состоял при Трезини и проживал при нем: десять учеников, писарь, копиист и шесть денщиков для посылок.
Первой работой Доменико Трезини в России был форт Кроншлот около острова Котлин в Финском заливе. В июне 1705 года он выдержал атаку шведской эскадры, не пустив вражеские корабли к молодому Санкт-Петербургу. До сего дня форт не сохранился.
После взятия русскими войсками Нарвы в 1704 году Трезини работал там над восстановлением фортификационных сооружений. Он воссоздавал разрушенные крепостные стены, построил триумфальные ворота.
Наконец, в 1706 приступил к главному своему труду - строительству Петропавловской крепости, которую из земляной предстояло сделать каменной. К 1718 крепость как таковая - с массивными приземистыми стенами, бастионами и Петровскими воротами (украшенными рельефными атрибутами воинской доблести и аллегорической композицией Низвержение Симона-волхва апостолом Петром работы скульптора К. Оснера) - была в значительной своей части уже построена. В 1712-1733 над ней вознесся Петропавловский собор - трехнефная базилика со стройной колокольней, увенчанной грандиозным золоченым шпилем (в целом вся высота колокольни со шпилем 112 м, на 32 м больше «Ивана Великого» в Московском Кремле). Этот собор стал самым масштабным из тех стилистически рубежных памятников петровского времени, что как бы развернули православное церковное строительство лицом к Западу, преобразив в нем не только внешнее декоративное убранство (как это было в «московском» или «нарышкинском» барокко), но всю архитектонику, размеченную здесь декоративно-скупым, но мощным ритмом пилястр и волют.
Здесь же Трезини построил казармы, погреба и другие постройки. Постройкой крепости и собора Доменико Трезини внёс огромный вклад в развитие русской архитектуры. Он применил здесь принципиально новые для России того времени принципы строительства. В 1710 году по проекту Доменико Трезини был заложен Зимний дворец Петра I (на месте нынешнего Эрмитажного театра). Зимняя резиденция Петра I была готова к осени 1712 года, до нашего времени не сохранилась. Почти одновременно со строительством Зимнего дворца, Трезини начал работу над Летним дворцом Петра I. В 1712 году Доменико Трезини выполнил модель, по которой начал строиться монастырь в честь князя Александра Невского.
1.3. Признание
Трезини был первый иностранный зодчий, приехавший работать в Петербург (он прибыл сюда уже в 1706 г. из Копенгагена; где работал при дворе короля Фридриха IV). Умелый профессионал, не отличавшийся дерзкой фантазией, но обладавший безошибочным вкусом, подчиненным трезвой рассудительности, он оказался хорошим исполнителем архитектурных идей, которые обуревали Петра I. В 1709 г. писал Трезини Петру о своей работе в Петропавловской крепости: « «…» я со всяким радением рад трудиться против чертежа вашего…». Вкусы и идеальные представления заказчика соединялись в композиции собора с тем, что шло от профессионального опыта архитектора, выступавшего исполнителем его «художественной воли».
Трезини, чтобы хорошо и в срок управиться с делами, очень нужны были помощники и верные ученики. А царь Петр хотел, чтобы иноземец обучал будущих русских зодчих. Так что интересы их совпадали. В дом на берегу Мойки приходили молодые люди, обязанные изучать архитектурное искусство. В 1718 году Доменико Трезини выиграл первый в России архитектурный конкурс на строительство здания. Это сооружение - Здание Двенадцати Коллегий - первое каменное правительственное сооружение в Санкт-Петербурге. Высшие учреждения страны призваны действовать согласованно, в нерушимом единстве. И дома их должны стоять, плотно прижавшись друг к другу, как братья-близнецы, плечом к плечу.
И Петр приказал Трезини выстроить здание Коллегии. Построившись в линию, двенадцать «братьев» растянули свой фронт на 383 метра, почти упираясь левым флангом в будущий Мытный двор. У каждого здания свой парадный вход, своя крыша: высокая, четырехскатная с переломом. Она являлась типичной для первой четверти ХVIII-го столетия.
Первый этаж здания - галерея, где вместо колонн массивные рустованные пилоны - широкие прямоугольные столбы. Крайние - чуть шире остальных, и в них ниши для статуй. Второй и третий этажи гладкие. Лишь пилястры между окнами. По углам пилястры сдвоены. Они - как строгая рама зрительных границ архитектурного произведения. Каждое здание на одиннадцать осей - протяженностью в одиннадцать окон. Центральная часть в три окна чуть выступает вперед. Это ризалит. Будто неведомая сила, стремясь подчеркнуть парадность входа, выталкивает его. «Движение» стены вперед или назад от главной линии фасада - один из характерных признаков стиля барокко. В первой половине XVIII века архитекторы, работавшие в России, очень часто использовали этот прием. Вход в Коллегию всегда в центре здания. Над ним нависает балкон второго этажа с красивой кованой решеткой. А на крыше, над ризалитом, - нарядный фронтон криволинейных очертаний, как требовал стиль барокко. Середину фронтона - тимпан - украшает лепное изображение эмблемы Коллегии. А на скатах возлежат высеченные из белого камня мифологические фигуры. Невиданная до тех пор длина постройки, завораживающий ритм ризалитов и фронтонов, пилястр и пилонов, насыщенное отношение красного цвета с белым - все придавало «Двенадцати коллегиям» внушительный, торжественный вид и порождало изумление современников.