Файл: Практическое задание 2 Никулиной Елены Владимировны Заполните таблицу История развития психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 9016

Скачиваний: 943

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание

2

Никулиной

Елены Владимировны

1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу.

Выдающиеся мыслители, учёные и психологи

Взгляд на психологию.

Основная суть

Критика


1. Гераклит Эфесский (ок. 520 - ок. 460 гг. до н.э.)


2.Демокрит (430 - 370 гг. до н.э.) - известный греческий мыслитель
3.Сокра́т около 469 года до н. э., Афины — 399 год до н. э., там же) — древнегреческий философ.

4.Плато́н — афинский философ классического периода Древней Греции, основатель платонической школы мысли и Академии, первого высшего учебного заведения в западном мире.


5.Аристо́тель - древнегреческий философ.
Ученик Платона.

6.Рене Декарт (1596 - 1654).


7.Бенедикт Спиноза (1632 - 1677).
Голландский мыслитель


8.Немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801 - 1858)

9.Герман Гельмгольц (1821 - 1894)

10.Голландский физиолог Р. Дюндер (1818 - 1889)

11.Чарльза Дарвина (1809 - 1882)


12.Основатель научной психологии немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832 - 1920).

13.Уильям
Джемс (1842 - 1910).

14.Макс Вертгеймер (1880 - 1943),


15.Курт Коффка (1816 - 1841),

16.Вильгельм Келлер (1887 - 1967).
17.Американский психолог Джон Уотсон (1878 - 1958).


18.Австрийский врач - психоневролог З.Фрейд (1856 - 1939).

А также наиболее яркие представители психоаналитического движения:

Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карен Хорин, Эрих Фромм.

19.Когнитивная психология (У.Найсир, А.Пайвио, Ж.Плаже)

Одним из первых высказал философское представление о душе. Космос представлялся Гераклиту в образе вечного живого огня, а душа («психея») - в образе его искорки - огненной стихии. Античное мировоззрение исходило из представления о подобии устройства Космоса и мира человека. Гераклит утверждал, что малый мир (микрокосм) отдельной души подобен микрокосму всего миропорядка. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в строгой закономерности, подчиняясь необходимости. Необходимость - это всеобщий закон - Логос.
Представлял, что в основе мироустройства лежат предельно простые далее неделимые образования - атомы. Душа также состоит из атомов. Атомы души подобны огню, они наиболее подвижны, поскольку шарообразны. Со смертью тела умирает и душа, так как атомы с разложением тела улетучиваются и рассеиваются.
Душа, по Демокриту, - движущее начало и орган ощущения и мышления.
Сократ развивает культурологическую тенденцию в психологии. После Сократа в центре интересов которого выступала умственная деятельность индивидуального субъекта, ее и продукта и ценности, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием, носящим социально-культурный характер.

Основополагающим свойством души Сократ считал разум и мышление. Именно разум по Сократу способен дать высшее обязательное основание для деятельности души - знания. Сократ разработал особый метод «майевтику», который помогает рождению человеческой мысли. Исходным началом метода Сократа является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающим, Сократ побуждает у людей сомнение в общепринятых истинах и тем самым приглашает к рассуждениям, к выработке собственной позиции, которая была бы достаточно обоснованной.
Идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов. В философии Платона имеются признаки дуализма. Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна.

Платон объединил натурфилософскую и культурологическую линии в психологической мысли Древней Греции.

Душа, по Платону, управляет человеком. Ее основу составляет Разум, который постигает идеи - познавательные, этические, эстетические (Истину, Добро, Красоту).
Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения

Душа, по Аристотелю, - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотель утверждал идею о неразрывности души и тела в организме. Аристотель выделил три уровня существования души, которые различаются своими функциональными качествами. Функции души: 1) вегетативная - питание и ощущение; 2) животная - стремление, память и движение; 3_ разумная - мышление. Вегетативная душа присуща растениям, но ее функции присущи животным и человеку. Свойства животной души присущи животным и человеку. И только человеку присуща разумная душа с функцией мышление. Аристотелю принадлежит первая работа, специально посвященная проблемам психологии, - его знаменитый трактат «О душе». Поэтому Аристотеля с полным правом называют основателем психологии.


Декарт поставил перед психикой важную проблему, признав, что тело и душа - это две независимые друг от друга субстанции. Декарт рассматривает душу как самостоятельную, независимую от дела субстанцию. Декарт стремится доказать, что основной функцией души является мышление. При этом мышление ни как ни связано с телом. Принципом работы души (мышления)  является рефлексия, т.е. мысль, обращенная на самое себя. Декарт положил начало новому предмету психологии - сознанию. В его рассуждениях содержится и метод изучения сознания - взгляд на сознание изнутри, то, что впоследствии начало именоваться интроспекцией.


Спиноза монист. Он утверждал существование единой субстанции. Человек - это сложный модус, с образующими модусом душой и модусом телом. Душа же понимается как ум, модус мышления и состоит из модуса идей. Голландский мыслитель сформулировал закон ассоцианизма, т.е. закон специфической связи, устанавливаемой между идеями. Принцип ассоцианизма впоследствии станет одним из основных в психологических концепциях Нового.
Исследовал так называемый «порог чувствительности»: насколько следует изменить силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное различие в ощущениях. Обнаружилось, что существует вполне определенное отношение между первоначальным раздражением и последующим, при котором субъект начинает замечать, что ощущение уже стало другим.
Открыл сущность прохождения импульса по нерву, замерил экспериментально скорость реакции субъекта на воспринимаемый им объект. Отсюда следовал вывод: психический процесс может быть измерен. Он совершается в пространстве и во времени.
Появляется теория эволюции,
которая анатомически сблизила человека и животных, показав общность их телесного устройства. Дарвинская теория стимулировала исследования в области зоопсихологии, в которых изучались общие элементы в различных проявлениях психики животных и человека, в частности, интеллектуальные и речевые способности.
Он первым начал собирать и объединять в новую дисциплину созданное в различных областях науки.
Вундт дал новой дисциплине древнее название «психология».
Проделанная Вундтом и его учениками работа заложила основы экспериментальной психологии. Но вундтовская методология показала бессилие в исследовании таких сложных психических явлений, как мышление и воля.

Джемс обратил внимание не только на постоянное движение сознания, но и на функциональное предназначение сознания. Его называют основоположником функционализма в психологии. Джемс полагал, что помимо решения вопроса, как устроена душа, что лежит в ее основе, как она изменяется, по каким причинам, не менее важно для человека знать, чему она служит. С точки зрения Джемса, главная задача души приспособить человека к внешнему миру.


Гешталисты утверждали приоритет целостной структуры, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты (как «сооружение из кирпичей» (ощущений) и цемента (ассоциаций)). Как утверждал М.Вертгеймер, существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а, напротив то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого. Иначе говоря, восприятие не сводится к сумме ощущений; свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей. Этот и множество других фактов подтверждали идею целостного восприятия.
В начале ХХ века возникает новое мощное течение в психологии - бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение), утверждавшее в качестве предмета психологии поведение. Бихевиоризм стремился внести в психологию естественно-научные критерии исследования. С точки бихевиоризма, предметом психологии как науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т.е. факты поведения. С этой позиции, поведение - это совокупность реакций организма, обусловленных воздействием внешней среды.
Д.Уотсоном была представлена программа - научиться управлять поведением. Он ставил перед психологом три главные задачи:

1) выявить и описать типы реакций;

2) исследовать процесс их образования;

3) изучить законы их комбинаций, т.е. образование сложного поведения.
З.Фрейд разработал свою собственную оригинальную систему анализа душевной жизни человека, которую он назвал психоанализом. Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным, к которым относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам.

Когнитивная психология концентрирует все внимание на механизмах познания. Она возникает как реакция на недостатки всех психологических концепций, принижающих роль мышления в детерминации поведения человека. Главное внимание было обращено на изучение того, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию о мире и о себе, каким образом он использует ее при принятии решений и повседневном поведении. Важной проблемой этой психологии является проблема организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентах в процессах запоминаний и мышления.


Античной философии был характерен космоцентрический взгляд на мир. Мир представлялся как некое упорядоченное целое, мировая гармония - Космос. Гераклит и Демокрит были натурфилософами. Их интересовало устройство Космоса. К проблемам человека и его души они обращались в связи с рассмотрением устройства Космоса.

В античной философии были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы: что такое душа, каковы ее свойства и функции, как она соотносится с телом, каковы условия развития души, как возможно овладеть душевными состояниями.
В средневековый период в развитии психологии продолжается тот же умозрительный подход в рамках философии. Рассмотрение проблем души в средневековой философии идет в рамках двух взаимосвязанных проблем: взаимоотношение души и тела, души человека с Богом.

Взгляды Декарта на соотношение души и тела определяются как дуализм.

В XVIII веке сформировался качественно новый уровень развития психологии - психология сознания.

1. Для характеристики психики человека еще используется термин «душа», но отныне душа понимается как сознание.

2. В основе душевной жизни лежат простые элементы. Эти элементы носят чувственный характер) образы ощущений, впечатлений).

3. Более сложные образования возникают как сложение простых на основе принципа ассоциаций.

4. Источником знаний о душе являются интроспекция, самопознание людей, наблюдения за собой, отмежевание своих собственных состояний и т.д.

5. Законы душевной жизни одинаковы для всех людей.
С XVIII века учение о психике связывается с мозгом. До этого душа размещалась во всех частях тела, включая сердце и печень.

В становлении психологии как науки большую роль сыграли естественнонаучные исследования и, прежде всего, исследования в области физиологии, медицины, физики.

Отныне психология покинула сферу умозаключительных спекуляций и начала базироваться на опыте. В психологии конца XIX в. проводилось большое количество лабораторных исследований, которые осуществлялись в строго контролируемых условиях, чтобы получить сопоставимые результаты у разных испытуемых. Предметом психологии был признан «непосредственный опыт».


Школа Гештальта Центральное понятие этой школы «гештальт», трактуемое как динамическая форма, структура.


Тема изучения навыков, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этого течения. Был собран огромный экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения. Бихевиоризм сыграл важную роль в развитии психологии. Он внес в психологию научную методологию. Именно благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития.

Занимаясь лечением больных психическими расстройствами, З.Фрейд на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов.

Идеи З.Фрейда заложили основу психоаналитического движения в психологии.

Когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности, - избирательность, определенность среды, неполнота познавательных схем и т.п


2. Продолжите заполнять таблицу по образцу.Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

Ситуация

Свойство внимания

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

1) устойчивость

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

2) концентрация

в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

3) распределение

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

4) объем

д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

5) переключение

е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

 6) переключение

ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

 7) устойчивость

з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

 8) объём

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале.

 9) концентрация

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

 10) устойчивость

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

 11) устойчивость и концентрация

м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке

 12) устойчивость и распределение

 

3. Составьте обобщенную схему характеристики сознания человека.





4. Опишите типы темперамента человека. Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите этот тест (вариант А или вариант Б на выбор), опишите получившиеся результаты.

Темперамент - это природно-обусловленная склонность человека к определённому стилю поведения, т.е. совокупность индивидуальных психических и физиологических особенностей индивида.
С физиологической точки зрения темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности человека, который влияет на способ взаимодействия человека с окружающим его миром. Грубо говоря, мы рождаемся с ним, однако в течение жизни, тип темперамента может меняться.
В зависимости от типа высшей нервной деятельности выделяются четыре основных типа темперамента: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик.


Флегматик неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.


Холерик - быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.


Меланхолик - человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не 
может сдерживать усилием воли, он чересчур впечатлителен, легко эмоционально раним.

Айзенка личностный опросник (EPI).

Описание методики

Айзенка личностный опросник (EysenckPersonalityInventory, или ЕР!) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстраверсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности- нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

Теоретические основы

Г. Айзенек, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.

Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

Пересечение этих биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента.

Процедура проведения

Инструкция

Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет).

Обработка результатов

Ключ

Экстраверсия - интроверсия:

  • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

  • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

  • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,

45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

  • «да» (+): 6, 24, 36;

  • «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов

При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия:

  • больше 19 - яркий экстраверт,

больше 15 - экстраверт 12 - среднее значение, меньше 9 - интроверт, меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,

  • больше 14 - высокий уровень нейротизма,

  • 9 - 13 - среднее значение,

  • меньше 7 - низкий уровень нейротизма.

Ложь:

  • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,

  • меньше 4 - норма.



Описание шкал
Экстраверсия — интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя.