Файл: Профессиональная этика юриста общие положения. Антикоррупционные стандарты поведения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для юриста-практика характерным должно быть умение выслушать собеседника, какой бы степени важности не была его проблема. Невнимание к словам - личная обида для говорящего, которая обязательно скажется негативно в будущем. Невнимание к словам собеседника - это и невозможность сделать выводы, упущенные мелочи в разговоре, которые часто гораздо ближе к истине, чем заключения, сделанные из двух-трех важных событий.
В сложных случаях жизни человек склонен притворяться, в мелочах же постоянное притворство невозможно. Умение юриста (следователя, адвоката и др.) внимательно выслушать свободный рассказ способствует получению более полной и достоверной информации в ходе беседы с клиентом, обвиняемым (допроса и др.).
Ни в коем случае нельзя притворяться, что внимательно слушаете. Как бы не притворялся следователь, адвокат, отсутствие интереса или скука неминуемо проявится у них в выражении лица и жестах. Притворство в экcтpимaльныx условиях воспринимается оскорбительно. Недопустимо, к примеру, во время разговора рисование на бумаге.
Во время беседы необходимо повернуться лицом к говорящему и постоянно поддерживать с ним визуальный контакт. Особые требования юрист должен предъявлять к тому, как смотреть на своего собеседника. Надо помнить, что настойчивый взгляд часто вызывает у людей чувство протеста, рассматривается как вторжение в сферу личных переживаний.
Даже слишком пристальный взгляд многими воспринимается как признак враждебности. Важно, чтобы взгляд юриста свидетельствовал о его заинтересованности проблемами человека, который пришел к нему за оказанием правовой помощи. Поэтому недопустимо, когда взгляд направлен в бесконечность "сквозь" глаза собеседника. Такой взгляд обычно расценивается как невнимательность или как подчеркнутое неуважение. Большое психологическое значение имеет взгляд юриста в зависимости от того, как соотносятся по высоте стулья (кресла) собеседников. Взгляд снизу, особенно при склоненной голове и малой напряженности, говорит о покорности, услужливости. Взгляд сверху вниз при откинутой назад голове означает высокомерие, чувство превосходства, презрение. Следовательно, взгляды должны быть в одном уровне.
Таким образом, соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона социальному положению собеседника и конкретной специфике общения играет важную роль в юридической практике: они истоки служебного этикета юриста.
этикет профессиональный деятельность юрист
2.2 Требования и правила профессиональной этики юриста
Специфика юридической деятельности такова, что юристу приходится сталкиваться с большим количеством людей и необходимо вырабатывать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист в процессе осуществления своей профессиональной работы.
Основные этико-эстетические правила взаимоотношений между юристом и иными участниками решения дела:
Чувство такта - состояние эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела.
Такт предполагает внимательное отношение к личности собеседника, должную меру в выражениях и поступках, умение корректно поставить и изложить вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих.
Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта - неотъемлемая часть духовной культуры юриста как служебного лица, тем более личности руководителя. В этом смысле руководитель должен быть образцом для своих подчиненных. Грубость и несдержанность, не говоря уже об этикете, роняют нс только его авторитет, но и могут привести к конфликтным ситуациям в коллективе.
Чувство такта должно проявляться в различных формах делового общения юриста:
1. повседневный служебный контакт (прием посетителей, посещение граждан по месту жительства, участие в совещаниях, заседаниях и т.д.);
2. специфические формы служебного контакта (руководитель и подчиненные, между коллегами);
3. экстремальные формы контакта (во время обыска, задержания и т.п.);
4. невербальные и неспецифические формы контакта (телефон, деловая переписка, выступления по радио, телевидению и т.п.).
Эти и другие формы делового общения юриста требуют своих принципов, правил и норм, которые дополняют чувство такта.
Корректность - сдержанность в словах и манерах, исключение лишних вопросов, чрезмерной настойчивости и т.п.
Вежливость - внешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение.
Любезность - готовность оказать услугу нуждающемуся. Точность - своевременность выполнения обещанного или порученного дела.
Самоорганизованность - планирование работы и выполнение сё в обозначенные сроки и др.
Глава 3. Внешние атрибуты юриста
Есть такая пословица: "Встречают по одежке, а провожают по уму". Она прямо относится к эстетической культуре юриста, выражающейся в его внешнем виде. Внешний вид следователя, прокурора, судьи оказывает существенное влияние на отношения к ним граждан.
Знаменитый адвокат А.Ф. Кони советовал: "Следует одеваться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкие цвета, необыкновенный фасон). Грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое воздействие на собравшихся начинается до речи, с момента появления перед публикой".
Нередко установить контакт с человеком следователю не удается именно вследствие первоначальной антипатии, вызванной его внешним видом: неопрятной одеждой или такой, которая не соответствует деловым отношениям; неприятными манерами.
При первой встрече происходит оценка юриста с точки зрения восприятия особенностей его поведения и внешнего облика. На основе данной оценки юристу может быть дана своеобразная характеристика, как положительная, так и отрицательная.
Юрист должен обладать чувством прекрасного. Он не может не считаться с тем, какое впечатление он производит на людей своей внешностью. В одежде он должен отдать предпочтение деловому стилю. В контакте с клиентами, коллегами важно все: выражение лица, подтянутость, постриженные ногти и волосы, одежда, ее состояние, умение свободно чувствовать себя в ней.
В условиях социально-неоднородного общества юристу приходится общаться с людьми, которые отличаются по своему материальному положению, однако на всех он должен производить приятное впечатление, быть воплощением закона и справедливости. Невозможно разработать перечень рекомендаций, касающихся, к примеру, одежды, прически юриста. Каждый юрист сам создает свой имидж. Главное, чтобы он руководствовался чувством меры и осознанием того, что является представителем государства для всех тех, кто обратился к нему за юридической помощью. Для отдельных категорий работников юридического труда (органов внутренних дел, прокуратуры, Конституционного Суда и др.) установлены стандарты внешнего вида при исполнении служебных полномочий - предписывается носить специальную форму. Ношение форменной одежды сотрудниками правоохранительных органов подчеркивает государственно-властный характер их работы. Форменная одежда призвана способствовать повышению официальности в общении с людьми.
Неотъемлемой частью внешних атрибутов государства, органов власти, юридических организаций, учреждений является символика.
Символ - концентрированное зримое выражение основной идеи (понятия), структурно схожее с ней. Одной из форм символа является эмблема. Частным видом эмблемы является герб, флаг и другие атрибуты, воплощающие, прежде всего, идею национально-государственного единства и величия.
Для того чтобы постичь заложенную в символе идею, требуется активная работа ума воспринимающего субъекта. Символ выступает и средством общения между людьми, объединяет общности людей, занятых в определенной сфере труда, отражает общность интересов их членов, подчеркивает важность их деятельности в жизни общества, помогает узнать их принадлежность к конкретной профессиональной группе и др.
Антикоррупционные стандарты поведения
1. Антикоррупционные стандарты поведения государственных и муниципальных служащих
В апреле 2010 года утверждена Национальная стратегия, в апреле 2011г. обновлен национальный план противодействия коррупции на 2011- 2012 годы. Эти два документа определяют основные направления антикоррупционной работы на всех уровнях государственного управления. Безусловным приоритетом Национальной стратегии и плана является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а ключевыми принципами - предупреждение и профилактика коррупции. Благодаря последовательной модернизации законодательства создаются новые антикоррупционные механизмы.
Решением Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции 23 декабря 2010 г. протоколом № 21 одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, в котором взят за ориентир Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, одобренный Генеральной Ассамблей ООН, еще в 1996 году.
Данный документ представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которым надлежит руководствоваться государственным служащим независимо от замещаемой должности.
Стандарт антикоррупционного поведения государственного служащего это совокупность законодательно установленных правил, выраженных в виде запретов, ограничений, требований, следование которым предполагает формирование устойчивого антикоррупционного поведения государственных служащих.