Файл: Закон Об экологической экспертизе. Закон Об особо охраняемых природных территориях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Государственные меры, направленные на эффективное природопользование и охрану окружающей среды

Государственное регулирование природопользования – это направление государственной политики, призванное обеспечивать эффективное и рациональное использование окружающей среды, ее охрану в соответствии с рядом принципов правовой защиты и регулирования данной сферы экономики.

Система федерального экономического законодательства РФ включает:

1. Комплексные законы РФ:

Закон «Об охране окружающей среды».

Закон «Об экологической экспертизе».

Закон «Об особо охраняемых природных территориях».

2. Отраслевые законы РФ:

Земельный кодекс.

Закон «О недрах».

Закон «О животном мире».

Закон «Об охране атмосферного воздуха»

Основным актом экологического законодательства является Закон «Об охране окружающей природной среды». Закон представляет собой комплексный нормативный акт, регулирующий природоохранительное отношение в целом без дифференциации по отдельным природным объектам. Положения законодательства развиваются и конкретизируются в иных актах экологического законодательства. Закон устанавливает приоритет охраны жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Закон исходит из научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, он закрепляет систему экономических стимулов деятельности по охране окружающей среды в сочетании с мерами ад­министративного правового воздействия.

Система государственного регулирования природопользования включается в свой состав ряд элементов и действий, к числу которых относятся следующие:

  • во-первых, разработка и утверждение экологической политики государства;

  • во-вторых, выработка стратегии природопользования;

  • в-третьих, отбор методов государственного регулирования природопользования;

  • в-четвертых, создание нормативно-правовой базы управления природопользованием;

  • в-пятых, создание инфраструктуры, направленной на формирование условий для регулирования природопользования.


Система государственного регулирования природопользования применяет ряд инструментов для своего эффективного функционирования, к числу которых относят: систему управления взаимодействием человека и природы, правовую защиту прав физических и юридических лиц в сфере экологии, квотирование использования природных ресурсов, платность использования природных ресурсов и так далее.

Государственное регулирование природопользования призвано выполнять следующие функции:

  1. формирование системы органов государственного управления природопользованием и обеспечение координации их функционирования;

  2. управление ресурсами природы;

  3. осуществление планирования охраны и оптимизации окружающей среды;

  4. осуществление экологического нормирования;

  5. осуществление оценочной деятельности по результатам воздействия хозяйствующих субъектов и физических лиц на природную среду;

  6. проведение экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации, экологического аудирования, экологического мониторинга, экологического контроля;

  7. организация экологического воспитания и образования и так далее.

Государственное регулирование природопользования предполагает осуществление регулярного государственного мониторинга окружающей среды. Под государственным мониторингом окружающей среды понимают систему наблюдений долгосрочного характера, призванную оценивать и прогнозировать состояние природной среды в будущем, а также предвидеть ее изменения.

В Российской Федерации функционирует Государственная служба, призванная осуществлять мониторинг окружающей среды. Цель функционирования этой службы состоит в наблюдении за процессами природной среды физического, химического, биологического характера. Также эта служба отслеживает загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов, почвы, последствия влияния загрязнений на животный и растительный мир. Данная служба призвана информировать граждан и хозяйствующих субъектов о состоянии окружающей среды и прогнозах относительно его динамики.

Система государственного мониторинга окружающей среды включает в свой состав различные органы государственного управления исполнительного характера, уполномоченные на осуществление охраны окружающей среды на различных территориях и пространствах, в том числе в космосе.



Система методов государственного регулирования природопользования включают:

  • во-первых, экологическое нормирование, суть которого состоит в установлении специализированными органами государственного управления экологических нормативов в сфере охраны природной среды и природных ресурсов. Данный метод применяется для определения пределов допустимого воздействия на среду в результате хозяйственной деятельности;

  • во-вторых, экологическая стандартизация, суть которой сводится к установлению характеристик, правил и норм рационального природопользования и охраны окружающей среды. Экологические стандарты устанавливают требования к новым технологиям, технике, материалам, веществам и другим продуктам, способным оказывать негативное влияние на природную среду;

  • в-третьих, экологическая экспертиза, суть которой сводится к оценке соответствию осуществляемой деятельности требованиям и стандартам экологической безопасности;

  • в-четвертых, экологическое лицензирование, суть которого сводится к выдаче лицензий уполномоченными органами государственного управления для осуществления природопользования и иных работ, способных оказать воздействие на природную среду.

2. Безотходные технологии: проблемы внедрения

Любые действия, направленные на изменения производственного процесса, предусматривают разработку проекта. В данном случае может предполагаться создание бессточных технологических систем и водооборотных циклов на платформе эффективных методов фильтрации. Подобные схемы, к примеру, используются в отраслях гальванического производства. Одним из наиболее эффективных инструментов переработки вторичной сырьевой базы является внедрение безотходных технологий, которые исключают образование вторичных продуктов в принципе. Для этого в производственные процессы вводятся дополнительные этапы переработки и очистки. Также практикуется создание отдельных промышленных комплексов, которые целенаправленно реализуют замкнутые системы с обеспечением переработки материальных потоков. 

Главный пласт проблем, которые появляются во время перехода к безотходным технологиям, связаны с возникающим противоречием между уменьшением продуктов утилизации и сохранением прежнего уровня производительности организации. Кроме этого, возникает ряд других затруднений:


  • экономические показатели снижаются на новых этапах перехода;

  • ряд отходов переработать невозможно, особенно это связано с химической отраслью;

  • предприятиям требуется реализовать ряд функций, чтобы урегулировать утилизацию;

  • безотходные предприятия затрагивают, в том числе, потребителей.