Файл: Контрольная работа по дисциплине экологические основы природопользования Владивосток.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сложилось понимание, что именно уровень общественной экологической культуры во многом определяет природоохранную деятельность государства и различных некоммерческих организаций. Экологическое воспитание и эколого-просветительская деятельность способствуют формированию рациональной природопользовательской политике государства. Кроме того, воспитательный и образовательный процесс способствуют развитию экологических прав и обязанностей граждан, формированию общественного экологического мировоззрения.

В 2014 году В. В. Путин утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г», в данном документе прописаны основные направления по реализации экологической политики в регионах. Одним из направлений экологической политики является осуществление экологического воспитания и формирование экологической культуры среди всех слоев населения.

Таким образом, вопросы развития экологического воспитания и образования являются весьма актуальными и требуют постоянного совершенствования и внедрения, в практическую деятельность, начиная с раннего дошкольного возраста и заканчивая возрастной категорией людей пенсионного возраста.

Проблемой экологического образования и воспитания занимаются многие ученые и исследователи, как в России, так и за рубежом. Большой вклад в пропаганду экологических идей внесла И. Т. Суравегина. В частности, И. Т. Суравегиной разработаны методические рекомендации по организации и проведению занятий по курсу «Экология» в школе.

Большое внимание уделяется и дополнительному образованию, которое решает социальные задачи по внедрению новых идей в процесс экологического воспитания и формирования экологической культуры населения, в этом направлении работают Е. Б. Евладова, А. А. Попов, О. Г. Тавстуха.

Активно исследовались и продолжают исследоваться аспекты дошкольного экологического образования, данные вопросы представлены в работах С. Т. Шацкого, М. Б. Коваль, А. Я. Журкиной.

Результатом экологического воспитания является сформированная экологическая культура. В литературных источниках дается несколько определений «экологической культуры». Например, Ю. В. Новиков определяет экологическую культуру – как ответственное отношение человека за состояние окружающей среды
, а также поведение в сознательном ограничении материальных потребностей каждого человека.

Большинство авторов под «экологической культурой» понимают ту часть человеческой культуры, которая включает человеческое мышление и деятельность, связанную с окружающей природной средой.

Экологическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой и национальной культур. Экологическая культура включает в себя систему общественных отношений, материальных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой.

Экологическая культура постоянно формулируется в общественном сознании и поведении через жизнь и деятельность поколений посредством постоянного экологического образования и просвещения; это способствует здоровому образу жизни, духовному развитию общества, устойчивому социально-экономическому развитию и экологической безопасности общества и людей.Основу экологической культуры, большинство авторов видят в научном, нравственном, эстетическом и природоохранном аспекте.

Анализ исследовательских работ по экологическому воспитанию и образованию, показывает, что основная деятельность в этом направлении проводится с возрастными категориями детей и молодежью.

Образовательный процесс по формированию экологической культуры осуществляется в основном в школах и в учебных учреждениях, и практически не уделяется внимание просветительской деятельности среди трудоспособного населения и людей пенсионного возраста, которые могут и должны играть ощутимую роль в реализации экологической политики государства врегионах. При реализации экологической политики необходимо продумывать просветительские акции, направленные на повышение экологической грамотности всех слоев населения.

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа: в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. Осуществляя просветительскую деятельность, нужно учитывать региональные особенности территорий, в том числе и сложившиеся культурные и природопользовательские традиции коренного населения.

Многие коренные народы России имеют опыт предков, которые жили в полной гармонии с окружающей средой. В качестве примера можно привести быт многих коренных народов севера– селькупов, саамов, юкагиров, долганов и многих других. С современной точки зрения, их деятельность является безотходной и не наносит ущерба окружающей среде. Следует изучать и возрождать подобные традиции природопользования, передавать их будущим поколениям.



Для эффективной реализации одного из направлений экологической политики – экологического воспитания и формирование экологической культуры среди всех слоев населения, в регионах необходимо создать определенные условия, которые будут заключаться:

– в разработке программ экологического просвещения населения для разных возрастных категорий;

– разработка систем стимулирования экологического образования;

– создание материальной базы для экологического воспитания – экологических троп, экологических территорий;

– проведение массовых экологических мероприятий с участием всех слоев населения, как развлекательных, так и практической направленности;

– поддержание волонтерского движения и некоммерческих организаций в области охраны окружающей природной среды и всестороннее позиционирование данной деятельности.

Экологическая политика, осуществляемая в регионах, обязательно должна реализовываться и по направлению экологического воспитания населения. Целью экологического воспитания является постепенное формирование экологической культуры, которая проявляется в бережном и ответственном отношении к природе.

Сущность экологического воспитания определяется задачами, которые могут быть реализованы по средствам просветительской деятельности:

– формирование убежденности в необходимости сбережения естественной природной среды;

– обеспечение собственного и общественного здоровья;

– осознание необходимости активного участия в деятельности по охране природы, пропаганде экологического познания;

– понимание универсальной значимости природы, как для человеческого общества, так и в целом для существования планеты.

Экологическое воспитание должно начинаться не со школьного возраста, а практически с первых дней жизни ребенка, когда он начинает осмысливать окружающий мир, формировать свое отношение к окружающим предметам и продолжается на протяжении всей жизни человека.

В условиях осуществляемой сегодня модернизации образования экологическая деятельность студентов становится в большей мере исследовательской. Поэтому в настоящее время особое значение приобретает внедрение в учебный процесс научно-исследовательской деятельности студентов. Анализ опыта показывает, что будущий учитель должен владеть исследовательскими знаниями и умениями в области экологии. С этой целью разрабатывается научно-исследовательская модель экологического образования студентов.

Список использованной литературы





  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 22.03.2023)

  2. Гасанов А.Р. Сохранить природу – сохранить жизнь! // Вестник СПИ. –2022. –№3 (43). – С. 7-13.

  3. Губанова Л. В. Экологическое воспитание как одно из приоритетных направлений экологической политики // Молодой ученый. – 2021. – № 11 (353). – С. 163-165.

  4. Даниловских М.Г., Чернега А. М., Кумушкина Н.Ю., Ефимова Е. А. Системы экологического образования студентов и ее моделирование // Интерактивная наука. –2022. –№6 (71). – С. 40-42.

  5. Ишутин А.В. Аварийные разливы нефти: проблемы правового регулирования их предупреждения и ликвидации // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Реферативный журнал. –2021. –№3. – С. 118-125.

  6. Ларионов Н.М.  Промышленная экология: учебник и практикум для вузов / Н.М. Ларионов, А.С. Рябышенков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2023. – 441 с. 

  7. Сухачев А.А. Экологические основы природопользования: учебник / А.А.Сухачев. – М.: КноРус, 2023. – 391 с.

  8. Шеина С.Г., Соболевский А.И., Гиря Л.В. Повышение операционной эффективности строительного производства путем рационального размещения объектов // ИВД. –2021. – №8 (80). – С. 358-369.

  9. Шадиметов Ю.Ш., Айрапетов Д.А. Актуальные вопросы экологического образования и воспитания // Экономика и социум. –2022. –№6-2 (97). – С. 924-929.